05-10-2023
Медиаведение |
Понятия |
Медиаданные • Медиасообщение • Медиатекст Массмедиа • Медиапространство Медиакомпетентность • Прозрачность медиа • Медиазависимость • Теория Холла Новые медиа • Альтернативные медиа • Социальные медиа • Медиамагнат |
Исследователи |
Маршалл Маклюэн • Гарольд Иннис • Лоренц Энгель Николас Негропонте • Ноам Чомски • Валерий Савчук • Александр Фёдоров |
Направления использования |
Медиаграмотность • Медиаобразование· Трансмедиация Мониторинг СМИ • Медиаискусство Право масс-медиа • Рамочный анализ • Медиабрендинг |
Учреждения |
Всемирная газетная ассоциация • Институт информационного, телекоммуникационного и медиа права |
«Понимание Медиа: внешние расширения человека» (англ. Understanding Media: The Extensions of Man) — книга Маршалла Маклюэна, посвящённая осмыслению средств массовой коммуникации (медиа). Книга вышла в свет в 1964 году. Она состоит из 33 глав, распределенных по двум частям.
Содержание |
Средства массовой коммуникации (медиа) Маклюэн понимает чрезвычайно широко как «расширение» человека. Это не только газеты, радио и телевидение, но и телефон, книгопечатание, но и письменность и даже сама речь. По мнению Маклюэна, глубочайшим заблуждением является убеждение в нейтральности медиа. Напротив, он считает, что именно господство тех или иных медиа в истории определяет саму эпоху. Подобно тому как иероглифы создали древние цивилизации (эффект детрайбализации), алфавит передал власть от жрецов в руки военной аристократии, книгопечатание породило Реформацию (индивидуализм и национализм), а радио — жёсткое правление Гитлера и Рузвельта. Так телевидение провоцирует интерес к танцам и всплеск религиозности, потому что оно сильнее ориентировано на визуальные эффекты.
Необходимость изучения скрытых медиаэффектов Маклюэн сформулировал в виде знаменитого высказывания «Средство коммуникации есть сообщение» (The Medium is the Message — именно так он озаглавил первую главу своей книги).
Воздействие технологий происходит не на уровне мнений или понятий; оно меняет чувственные пропорции, или образцы восприятия, последовательно и без сопротивления
По мнению Маклюэна, все средства массовой информации можно разбить на две большие группы: «горячие» и «холодные». Главное их различие заключается в степени интенсивности сообщения, а также в вовлечённости зрителя в процесс передачи информации, причём одно прямо пропорционально другому.
Например, несмотря на всю близость кино и телевидения, они относятся к двум разным категориям медиа. В кино важна каждая деталь, и звёзды кино, как правило, запоминаются лучше, чем звёзды телевидения. Телевидение, в свою очередь, подразумевает больше импровизации и интерактивности.
Понимание Медиа.