Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Пояс и путь

02-09-2023

Красным отмечен Китай, оранжевым — члены Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.

«Организация международного сотрудничества Шёлковый путь» (кит. 一带一路) — выдвинутое в 2010-х годах Китайской Народной Республикой (КНР) предложение объединённых проектов «Экономического пояса Шёлкового пути» и «Морского Шёлкового пути XXI века».

Предложение было впервые выдвинуто председателем КНР Си Цзиньпином во время визитов в Казахстан и Индонезию осенью 2013 года[1][2]. В таких политических документах, как «План социально-экономического развития на 2015 год» и «Доклад о работе правительства», строительство «Одного пояса и одного пути» было включено в список важных задач, поставленных перед новым правительством Китая. Министр иностранных дел Китая Ван И подчеркнул, что осуществление этой инициативы станет «фокусом» внешнеполитической деятельности КНР в 2015 году. Подтверждено, что этот огромный проект будет включён и в план «13-й пятилетки», который будет принят в 2016 году[3]. Суть данной китайской инициативы заключается в поиске, формировании и продвижении новой модели международного сотрудничества и развития с помощью укрепления действующих региональных двусторонних и многосторонних механизмов и структур взаимодействий с участием Китая. На основе продолжения и развития духа древнего Шёлкового пути «Один пояс и один путь» призывает к выработке новых механизмов регионального экономического партнёрства, стимулированию экономического процветания вовлечённых стран, укреплению культурных обменов и связей во всех областях между разными цивилизациями, а также содействию миру и устойчивому развитию[4]. По официальным данным Китая, «Один пояс и один путь» охватывает большую часть Евразии, соединяя развивающиеся страны, в том числе «новые экономики», и развитые страны. На территории мегапроекта сосредоточены богатые запасы ресурсов, проживает 63 % населения планеты, а предположительный экономический масштаб — 21 трлн долларов США[5]. К 2022 году в данную инициативу вложено более 1 триллиона долларов[6].

Контекст зарождения инициативы

На фоне медленного восстановления мировой экономики от последствий глобального финансово-экономического кризиса мировому сообществу предстоит найти новую модель взаимодействия и создать новые механизмы экономического развития. В ходе интеграции китайской экономики в мировую экономику Китай готов принять на себя больше международных ответственностей и обязательств в соответствии со своими способностями, внести большой вклад в поддержание мира и общечеловеческого развития. Инициатива по совместному строительству «одного пояса и одного пути» нацелена на содействие свободного, упорядоченного движения экономических факторов, эффективное распределение ресурсов и углубление рыночной интеграции, на поощрение координации экономической политики стран вдоль маршрутов «одного пояса и одного пути», расширение и углубление регионального сотрудничества, на совместными усилиями формирование открытой, инклюзивной и сбалансированной архитектуры регионального сотрудничества, в рамках подобной архитектуры партнёрства все получают пользу и возможности устойчивого развития[4]. Как отметил председатель КНР Си Цзиньпин на церемонии открытия ежегодного совещания Боаоского азиатского форума-2015, «„Один пояс и один путь“ не будет соло Китая, а настоящий хор всех стран вдоль маршрутов проекта»[7]. Инициатива «Один пояс и один путь» зародилась также в результате отметки новым китайским руководством ключевой роли внешней политики КНР по отношению к соседним странам в осуществлении китайской цели «Двух столетия» и «Китайской мечты» о возрождении китайской нации[8]. По словам Си Цзиньпина, успешное продвижение внешней политики по отношению к соседям создаёт благоприятную среду для развития Китая, мирное развитие Китая, в свою очередь, будет приносить большую пользу соседним государствам и вместе с ними реализовать совместное процветание. Данная китайская инициатива и помогает стимулировать развитие западных районов Китая, преодолеть проблему диспорции в развитии западных и восточных районов Китая[9], решить проблему избыточных мощностей в стране путём расширения открытости Китая в западную сторону, освоения новых рынков стран в Евразии для экспорта товаров и капитала

Форум «Один пояс и один путь»

Форум высокого уровня по международному сотрудничеству «Один пояс и один путь» был организован китайским правительством. Он состоит из трёх частей: церемония открытия форума, саммит за круглым столом и встреча на высоком уровне.

Первый Форум

Первый форум состоялся в Пекине 14 и 15 мая 2017 года. 29 глав государств или правительств, в частности президент РФ Владимир Путин, президент Белоруссии Александр Лукашенко, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и др, а также три руководителя международных организаций, в том числе и генеральный секретарь ООН.

Второй Форум

Второй форум начал работу в Пекине 25 апреля 2019 года, с участием представителей из 150 стран, в том числе 40 глав государств[10][11][12], в частности президент РФ Владимир Путин, президент Азербайджана Ильхам Алиев[13], Президент Таджикистана Эмомали Рахмон[14], а также директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард[15] и генсек ООН Антониу Гутерреш[16].

Проекты

Экономический пояс Шёлкового пути

В рамках проекта «Экономического пояса Шёлкового пути» рассматривается создание трёх трансевразийских экономических коридоров: северного (Китай — Центральная Азия — Россия — Европа), центрального (Китай — Центральная и Передняя Азия — Персидский залив и Средиземное море) и южного (Китай — Юго-Восточная Азия — Южная Азия — Индийский океан).

Строительство новых евразийских железнодорожных магистралей и модернизация старых

Строительство новых евразийских железнодорожных магистралей в рамках ЭПШП и реконструкция старых на территории СНГ помогает укрепить транзитные позиции ЕАЭС на сухопутных путях перевозки грузов между Европой и АТР (в настоящее время большинство транспортировки грузов между странами Европы и АТР проходят по морским путям через Суэцкий канал с техническими ограничениями. Кратчайший сухопутный путь из АТР через Евразию в Европу может сократить 50 % расстояния и надёжнее по сравнению с морским[17]), и получить от этого огромные прибыли. Казахстан и Китай договорились о состыковке ЭПШП с казахстанской программой «Светлого пути» («Нурлы Жол»). Для России, например, возможно осуществление состыковки северного направления ЭПШП с российским проектом «Трансевразийский пояс RAZVITIE» (ТЕПР) и программой по модернизации Транссиба и Байкало-Амурской магистрали с учётом наличия у России богатого опыта в разработке железнодорожного проекта на основе достоверной базы данных по геологии и гидрографии на территории Евразии, а также необходимости осваивать потенциалы Сибири и Дальнего Востока — «зоны приоритетного развития России»[18] в интересах реализации их быстрого развития. Возможно и сотрудничество с китайской стороной в переустройстве Транссиба в надземном варианте (для повышения конкурентоспособности Транссиба нужно ускорить движение поездов, а реализовать это возможно только при надземном варианте). ЭПШП будет также стимулировать развитие общего регулирования транспортно-логистического сегмента рынка и поощрять поэтапную унификацию стандартов качества товаров и услуг[19], торгуемых между участниками в регионе, что в некоторой степени совпадает с идеей в договоре ЕАЭС о движении к общему рынку. При реализации совместных проектов страны ЕАЭС могут получить финансовые выручки, инвестиционные и техологические поддержки. Китай, в свою очередь, учредил Фонд ЭПШП, в который сам вложил 40 млрд долл. как уставной капитал, и АБИИ (Азиатский банк инфраструктурных инвестиций) для обеспечения финансовой основы проекта.

Главы Казахстана и Белоруссии высоко оценивают сотрудничество с Китаем в рамках ЭПШП. Белоруссия стала подходящей площадкой (транзитным узлом) для экспорта китайских товаров в Европу (транзитный коридор Китай — Казахстан — Москва, из Москвы дальше идёт по двум ветвям: Минск — западная Европа; Санкт-Петербург — скандинавские страны). По словам А. Лукашенко, Белоруссия готова стать площадкой для выхода китайской экономики на рынки Евросоюза; китайская сторона, в свою очередь, выразила готовность содействовать сопряжению стратегии ЭПШП с национальной стратегией Белоруссии[20].

Строительство высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали из Пекина в Москву (ВСМ «Евразия») через Казахстан — проект с большой перспективой. Предполагается, что маршрут увеличит мобильность населения и даст толчок созданию крупных агломераций[21] (комплексной интегральной инфраструктуры), новых рабочих мест вдоль магистрали. При этом путь между Москвой и Пекином займёт двое суток, доехать из Алма-Аты до Москвы можно будет менее чем за сутки. Высокие технологии, как основа высокоскоростного наземного транспорта (скорости движения поездов от 200 до 400 км/ч) будут способствовать внедрению инновационных технологий в строительстве, машиностроении, дальнейшему развитию информационных технологий[22].

Морской Шёлковый путь XXI века

Проект «Морской Шёлковый путь XXI века» включает в себя создание двух морских маршрутов: один маршрут ведёт из побережья Китая через Южно-Китайское море в Южно-Тихоокеанский регион; другой предусматривает соединение приморских районов Китая и Европу через Южно-Китайское море и Индийский океан.

Соглашения

Страны, подписавшие документы о сотрудничестве по инициативе «Один пояс — один путь».

По состоянию на 13 марта 2022, Китай подписал соглашения о сотрудничестве в рамках инициативы «Один пояс и один путь» со 148 странами и 31 международной организацией[23].

Часть света Количество подписавших соглашения стран[23] Страны, подписавшие соглашения[23]
Азия 38 Азербайджан[24], Армения, Афганистан, Бангладеш, Бахрейн, Бруней, Восточный Тимор, Вьетнам, Грузия[24], Индонезия, Ирак, Иран, Казахстан[25], Камбоджа, Катар, Кипр, Кыргызстан, Кувейт, Лаос, Ливан, Малайзия, Мальдивы, Монголия, Мьянма, Непал, Объединённые Арабские Эмираты, Оман, Пакистан, Саудовская Аравия, Сингапур, Сирия[26][27], Таджикистан, Таиланд, Турция[25], Узбекистан, Филиппины, Шри-Ланка, Южная Корея
Африка 40 Алжир, Ангола, Бурунди, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Джибути, Египет[28], Замбия, Зимбабве, Кабо-Верде, Камерун, Кения, Коморы[29], Республика Конго, Кот-д’Ивуар, Ливия, Мавритания, Мадагаскар, Мали, Марокко, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сейшельские острова, Сенегал, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Танзания, Того, Тунис, Уганда, Чад, Эфиопия, Южно-Африканская Республика, Южный Судан 
Европа 26 Австрия, Албания, Белоруссия, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Греция, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Молдавия, Польша, Португалия, Россия[28], Румыния, Северная Македония, Сербия, Словакия, Словения, Украина, Хорватия, Черногория, Чехия, Эстония
Океания 11 Вануату, Кирибати, Ниуэ (Новая Зеландия), Новая Зеландия, Острова Кука (Новая Зеландия), Папуа — Новая Гвинея, Самоа, Соломоновы Острова, Тонга, Федеративные Штаты Микронезии, Фиджи
Северная Америка 11 Антигуа и Барбуда, Барбадос, Гренада, Доминика, Доминиканская Республика, Коста-Рика, Куба, Панама, Сальвадор, Тринидад и Тобаго, Ямайка
Южная Америка 8 Аргентина[30][31], Боливия, Венесуэла, Гайана, Суринам, Уругвай, Чили, Эквадор, Перу

По итогам онлайн-саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС, прошёл под председательством Индии), 4 июля 2023, принята совместная Нью-Делийская декларация, в соответствии с которой Казахстан, Киргизия, Пакистан, Россия, Таджикистан и Узбекистан поддерживают китайскую инициативу «Один пояс — один путь».В декларации не упоминается только Индия.[32]

Россия

8 мая 2015 года в Москве лидеры России и КНР подписали «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шёлкового пути». В рамках Астанинского экономического форума 17 мая 2018 года было подписано Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕвразЭС и КНР.

23 июня 2016 года на саммите ШОС в Ташкенте Китай, Монголия и Россия подписали Программу создания экономического коридора Китай — Монголия — Россия. В рамках реализации указанного коридора в 2019 году планировалось завершить строительство мостов через Амур:

Кроме того, китайско-российское совместное предприятие занимается проектированием высокоскоростной железной дороги Москва — Казань.

В 2022 году сообщалось, что Китай свернул инвестиции в российскую часть проекта[35][36].

Венгрия

6 июня 2015 года министр иностранных дел Ван И, находящийся с официальным визитом в Венгрии, подписал в Будапеште с министром иностранных дел и внешней торговли Венгрии Петером Сийярто «Меморандум о взаимопонимании по строительству экономического пояса Шёлкового пути и морского Шёлкового пути 21-го века». Это первый подобный документ, который подписал Китай со страной Европы[37].

Евразийский экономический союз (ЕАЭС)

Намерение России и Китая о сотрудничестве по сопряжению строительства ЕАЭС и ЭПШП было подтверждено совместным заявлением во время встречи лидеров двух стран в мае 2015 года[38]. Члены ЕАЭС и Китай в рамках ЭПШП могут сотрудничать в обновлении транспортной инфраструктуры, в области строительства, энергетики, добычи ресурсов и высоких технологий[19].

Результаты

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ)

Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) — международная финансовая организация, создание которой было предложено Китаем. Основные цели, которые преследует АБИИ, — поддержка строительства инфраструктуры, стимулирование процесса экономической глобализации в Азии, а также укрепление сотрудничества Китая с другими странами Азии. Генштаб АБИИ находится в Пекине. Его легальный капитал составил 100 млрд юаней. По состоянию на 19 декабря 2018 года всего 93 страны мира вошли в состав АБИИ.

Впервые предложил создать АБИИ председатель КНР Си Цзиньпин 2 октября 2013 года. 24 октября 2014 года министры финансов или представители Китая, Индии, Сингапура и других стран, подписав меморандум о взаимопонимании в Пекине, решили создать АБИИ. 25 декабря 2015 года АБИИ был официально создан; с 16 по 18 января 2016 года в Пекине состоялась церемония открытия АБИИ.

Структура управления АБИИ разделена на три уровня: Совет управляющих, Совет директоров и Исполнительные органы. Совет управляющих является высшим органом АБИИ. У каждой страны-участницы два члена в Совете управления. В Совет директоров входят 12 человек. Отвечают за работу исполнительных органов один директор и 5 заместителей директора.[39]

Университетский Альянс нового Шёлкового пути

Университетский Альянс нового Шёлкового пути был создан 22 мая 2015 года в соответствии с духом Шёлкового пути. Он является неправительственной и некоммерческой организацией, направленной на обеспечение открытости и международного сотрудничества в области высшего образования. Его создание инициировано Сианьским университетом коммуникаций для воплощения проекта «Один пояс и один путь». Теперь в Альянс вошли 128 университетов из 31 стран и регионов.[40][41]

Стратегический союз высших учебных заведений «Одного пояса и одного пути»

17 октября 2015 г. Фуданьский университет, Пекинский педагогический университет, Ланьчжоуский университет, российский Уральский государственный экономический университет и другие китайские и заграничные вузы (8 заграничных и 39 национальных вузов) в г. Дуньхуан провинции Ганьсу создали Стратегический союз высших учебных заведений «Одного пояса и одного пути», который стал прекрасной площадкой для сотрудничества вузов стран, расположенных вдоль экономического пояса Шёлкового пути. 47 вузов в тот же день также достигли «Дуньхуанского консенсуса», решив создать «Мозговой центр» союза вузов «Одного пояса и одного пути».[42]

Туристический союз городов «Одного пояса и одного пути»

17 октября 2015 года в одной из древних столиц Китая — г. Кайфэне (пров. Хэнань) был создан Туристический союз городов «Одного пояса и одного пути». На собрании приняли участие представители более 30 городов Китая, была обнародована «Кайфэнская декларация», провозглашающая учреждение этого союза.[43] В октябре 2017 года на ежегодном собрании Туристического союза городов «Одного пояса и одного пути» было утверждено, что 8 городов Италии и китайский город Аньян официально вступили в союз. Итак, число городов в союзе достигло 43.[44]

Железная дорога Момбаса-Найроби

Кения — важная страна Африки, которая входит в инициативу «Один пояс и один путь» Китая. В мае 2014 года во время визита премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна в Кению, стороны подписали соглашение о совместном строительстве железной дороги Момбаса-Найроби. Магистраль, связывающая порт Момбаса на востоке Кении со столицей этой страны, была сдана в эксплуатацию в конце мая 2017 года. Благодаря реализации проекта, в Кении было создано порядка 50 тыс. рабочих мест.[45]

См. также

Примечания

  1. 习近平提战略构想:"一带一路"打开"筑梦空间" (Си Цзиньпин: «Один пояс и один путь» откроет новые горизонты мечты) Wayback Machine.
  2. Председатель КНР Си Цзиньпин об инициативе "Пояс и путь"
  3. Экономический пояс Шелковый путь. Дата обращения: 20 октября 2015. Архивировано 22 декабря 2015 года.
  4. ↑ оригинала 12 октября 2019 года.
  5. 习近平"一带一路"构想战略意义深远(Си Цзиньпин: «Один пояс и один путь» имеет большое стратегическое значение). Дата обращения: 20 октября 2015. Архивировано 22 декабря 2017 года.
  6. Time
  7. Xi on «Belt and Road»: Not China’s solo but inspiring chorus. Дата обращения: 20 октября 2015. Архивировано 7 апреля 2015 года.
  8. оригинала 5 февраля 2016 года.
  9. 三大区域发展战略为经济发展提供有力"抓手"(Стратегия развития трех районов обеспечит условия дальнейшего экономического роста). Дата обращения: 20 октября 2015. Архивировано 22 декабря 2015 года.
  10. Газета.Ru, апр 2019
  11. Архивировано 25 апреля 2019 года.
  12. Архивировано 25 апреля 2019 года.
  13. Президент Алиев прибыл в Китай для участия в конференции «Один пояс, один путь». interfax.az. Дата обращения: 25 апреля 2019. Архивировано 25 апреля 2019 года.
  14. Архивировано 25 апреля 2019 года.
  15. Архивировано 25 апреля 2019 года.
  16. Архивировано 25 апреля 2019 года.
  17. Сазонов С. Л. Россия и Китай в Евразийском транспортном коридоре / С. Л. Сазонов // Азия и Африка сегодня. −2014. -№ 8. -С. 12-18.
  18. В. Михеев, В. Швыдко, С. Луконин «Китай — Россия: Когда эмоции уместны?» // Мировая экономика и международные отношения. № 2. 2015, С. 5-13.
  19. ↑ ЕАЭС и КНР в рамках Шелкового прорабатывают проекты в ТЭК и логистике. Дата обращения: 20 октября 2015. Архивировано 19 сентября 2015 года.
  20. Лукашенко предлагает инвесторам КНР использовать преимущества ЕАЭС Wayback Machine РИА Новости, 11.5.2015.
  21. Реализация проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали и перспективы создания Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Wayback Machine. // Гудок.
  22. Транспортная геополитика // Коммерсантъ / Wayback Machine
  23. ↑ 已同中國簽訂共建一帶一路合作文件的國家一覽 (кит.). 中國一帶一路網 (12 апреля 2019). Дата обращения: 28 апреля 2019. Архивировано из оригинала 8 февраля 2019 года.
  24. 1 2 В зависимости от проведения границ частей света, может частично располагаться в Европе.
  25. 1 2 Также частично в Европе.
  26. Архивировано 31 января 2022 года.
  27. Сирия присоединилась к китайской инициативе "Пояс и путь"_Russian.news.cn. Дата обращения: 31 января 2022. Архивировано 13 января 2022 года.
  28. 1 2 Также частично в Азии.
  29. rossaprimavera.ru/news/82933fc5 Глава МИД Китая отправился продвигать «Один пояс, один путь» в Африку // ИА Красная Весна
  30. Архивировано 13 марта 2022 года.
  31. rossaprimavera.ru/news/9c8e3a2e Аргентина официально присоединилась к инициативе «Один пояс — один путь» // ИА Красная Весна
  32. Индия не поддержала китайскую инициативу «Один пояс — один путь» //4 июля 2023
  33. Завершено строительство российской части трансграничного моста в Китай. РИА Новости (20220427T0541). Дата обращения: 27 июня 2023.
  34. Россию и Китай связал первый в истории железнодорожный мост через Амур. expert.ru. Дата обращения: 27 июня 2023.
  35. Китай уличили в прекращении инвестиций в Россию в рамках проекта «Пояс и путь». Lenta.ru (25 июля 2022).
  36. Китай прекратил инвестиции в Россию через проект «Один пояс, один путь». www.mk.ru. Дата обращения: 25 июля 2022.
  37. Венгрия присоединилась к Новому Шёлковому пути. Дата обращения: 19 февраля 2019. Архивировано 19 февраля 2019 года.
  38. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шёлкового пути. Дата обращения: 20 октября 2015. Архивировано 19 сентября 2016 года.
  39. Архивировано 7 марта 2019 года.
  40. Архивировано 15 января 2019 года.
  41. Университетский альянс Шелкового пути опубликовал Сианьский консенсус. Дата обращения: 15 января 2019. Архивировано 15 января 2019 года.
  42. 47所中外高校共建“一带一路”高校战略联盟 (кит.). Дата обращения: 15 января 2019. Архивировано 15 января 2019 года.
  43. В Китае учрежден Туристический союз городов "Одного пояса и одного пути". Дата обращения: 22 января 2019. Архивировано 22 января 2019 года.
  44. 2017“一带一路”城市旅游联盟年会在开封举行 (кит.). Дата обращения: 22 января 2019. Архивировано 22 января 2019 года.
  45. ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА МОМБАСА - НАЙРОБИ. Дата обращения: 19 февраля 2019.
  46. Wayback Machine // РИА Новости, 16 июля 2019

Литература

  • Санкт-Петербургский государственный университет, 2019. — С. 279—286.

Ссылки

  • Юрий Кулинцев. «Один пояс — один путь»: инициатива с китайской спецификой // Wayback Machine
  • Wayback Machine
  • Wayback Machine
  • Wayback Machine
  • Глобальный китайский проект "Один пояс – один путь" заморожен // НГ, 19.03.2020 / Wayback Machine
  • Wayback Machine
  • Дух Шёлкового пути. ruchina.org. Дата обращения: 21 февраля 2023.
  • Продвижение духа Шелкового пути и укрепление китайско-арабского сотрудничества. ruchina.org. Дата обращения: 21 февраля 2023.
  • 多部委编制"一带一路"规划 欲缩小区域差距 // China Economic net, 11 июня 2014 / Wayback Machine
  • 建设"一带一路",走向和平发展共赢的通途 // China Economic net, 3 сентября 2014 / Wayback Machine

Пояс и путь.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06