Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

ВСМ Москва — Казань

31-08-2023

Перейти к: навигация, поиск
ВСМ «Москва — Казань»
Moscow — Kazan Highspeed Railway

Проекты высокоскоростных железных дорог до 2030 г.
Общая информация
Страна

Россия Россия

Тип

Высокоскоростная магистраль

Состояние

в планах

Конечные станции

Москва-Пасс.-Курская
Казань-Пасс./Екатеринбург-Пасс.


ВСМ Москва—Казань (высокоскоростная железнодорожная магистраль) — проект первой в России высокоскоростной пассажирской магистрали Москва — Владимир — Нижний Новгород — Чебоксары — Казань со среднесрочной перспективой продления до Екатеринбурга, с более отдалённой — до Пекина.

27 мая 2013 года на совещании о перспективах развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в Сочи Президент РФ Владимир Путин объявил о решении построить в 2014—2018 гг. первую в России ВСМ Москва—Казань с возможностью в дальнейшем продления до Екатеринбурга и Ульяновска[1]. Инвестиции в мегапроект Москва—Казань составят более 1 трлн рублей. Реализация поручена дочерней структуре ОАО «РЖД» — ОАО «Скоростные магистрали»[2][3].

По линии ВСМ будут курсировать высокоскоростные поезда (со скоростями до 400 км/ч); ускоренные региональные поезда (с маршрутами до 200 км и скоростями до 200 км/ч)[4]; ускоренные ночные дальнемагистральные поезда; грузовые и контейнерные поезда (со скоростями до 160 км/ч)[5].

Предполагается, что время нахождения в пути следования высокоскоростных поездов между Москвой и Казанью (770 км) будет составлять 3,5 часа, в перспективе между конечными станциями Москва и Екатеринбург (1595 км) — не более 8 часов. После открытия участка ВСМ Москва — Казань время в пути от Москвы до Екатеринбурга по комбинированной трассе составит 14 часов (ночной поезд)[5][6].

Поезда ВСМ будут отправляться с Курского вокзала, который в перспективе станет местом схождения двух линий ВСМ — до Казани и до Адлера[7].

На стадии строительства будет создано 370 тыс. рабочих мест[8].

Инициаторами проекта в 2009 году стали Правительство Свердловской области и Правительство Республики Татарстан.

Заказчиком проектных работ всей магистрали является ОАО «РЖД», компания обеспечивает также управление и безопасность движения, диспетчеризацию на всей протяжённости линии. За строительство инфраструктуры ВСМ отвечают как ОАО «РЖД», так и концессионеры. Бо́льшая часть объектов будет находиться в собственности Российского государства[9].

6 ноября 2013 года на совещании у Путина решено отложить проект до его уточнения из-за неготовности финансовой модели ВСМ[10] и отсутствия гарантий возвратности инвестированных средств[11][12].

2 декабря 2013 года на международной конференции «Высокоскоростное движение в России — проблемы, пути и перспективы развития» в Москве первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин в присутствии топ-менеджеров крупнейших мировых железнодорожных и инжиниринговых компаний заявил, что уточнение финансовой модели проекта завершится и поступит в Правительство РФ в течение месяцев, а сам проект строительства ВСМ «будет обязательно реализован в ближайшие годы». Аналогичное заверение содержалось в приветствии участникам конференции от помощника президента РФ Игоря Левитина[13][8].

Проект включён в прогноз социально-экономического развития России до 2030 года, актуализированную транспортную стратегию до 2030 года, предусмотрен генеральной схемой развития железных дорог РФ[14]. Проект является приоритетным для выделения средств Фонда национального благосостояния[15].

28 января 2014 года обновлённая модель инвестиционного меморандума проекта стоимостью 1 трлн 068,5 млрд рублей (включая невозвратную госсубсидию 360 млрд рублей) представлена в Правительство РФ[16].

4 марта 2014 года в Москве состоялось road-show, в ходе которого интерес к проекту проявили инвесторы из Германии (Siemens), Франции (консорциум Bouygues, Systra, SNCF, Vinci), Италии (Salini), Испании (строительная компания OHL), Турции, китайские компании, американские инвестиционные фонды[17]. В сентябре 2014 года интерес к проекту проявил Китайский банк развития[18].

13 октября 2014 года Минтранс РФ, ОАО «РЖД», Госкомитет КНР по развитию и реформе и корпорация «Китайские железные дороги» в присутствии премьер-министра РФ Д.Медведева подписали в Москве меморандум о сотрудничестве в области высокоскоростного движения. Целью меморандума является разработка проекта Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва — Пекин, включающего приоритетный проект ВСМ Москва — Казань[19].

Идея

Александр Мишарин презентует проект ВСМ Москва — Казань в ИТАР-ТАСС, 20 февраля 2014

Впервые на высоком уровне идею о создании высокоскоростной магистрали между Москвой и Екатеринбургом в 2009 году высказал тогдашний губернатор Свердловской области Александр Мишарин, в прошлом — заместитель министра путей сообщения РФ, ныне первый вице-президент ОАО «РЖД», гендиректор ОАО «Скоростные магистрали»[20].

Предложение сделано 24 ноября 2009 года на заседании Президиума Госсовета РФ в Ульяновске[21][22]:

Одним из системообразующих и наукоемких проектов в этой сфере может стать создание высокоскоростного железнодорожного транспорта, что не только даст жизнь новой инновационной производственной отрасли, но и позволит решить вопросы социального характера. В частности, повысить трудовую мобильность населения. Например, строительство высокоскоростной магистрали от Москвы до Екатеринбурга обеспечит транспортную подвижность населения Свердловской, Пермской, Челябинской, Тюменской и Курганской областей, которое составляет более 15 миллионов человек.

В 2010 году Мишарин представил проект на международном железнодорожном бизнес-форуме «Стратегическое партнёрство» в Сочи[23]. Проект поддержал Президент Татарстана Рустам Минниханов[24]. Правительствами Республики Татарстан и Свердловской области в 2010 году создано ОАО «Проектная компания ВСМ 2». Свердловская область потратила на создание проектной документации около 200 миллионов рублей. Правительство России эти затраты не санкционировало и отношения к ним не имело.

По состоянию на 2012 год пассажиропоток на направлении Москва — Казань оценивался в 4,7 млн пассажиров в год, включая промежуточное сообщение[25].

Затраты и финансирование

По первоначальным оценкам Мишарина (2009), общая стоимость проекта ВСМ Москва — Екатеринбург составляла около 2,5 трлн руб.[26]. Позднее прежний гендиректор ОАО «Скоростные магистрали» Денис Муратов оценил проект в 1,3—1,8 трлн рублей[27]. В мае 2013 года стоимость ВСМ Москва — Казань оценивалась Владимиром Якуниным в 928 млрд рублей, однако к Мировому инвестиционному форуму в Сочи (сентябрь 2013) превысила 1 трлн рублей[28][29]. В январе 2014 года, после критики в Правительстве РФ и экспертном сообществе, ОАО «РЖД» снизило предполагаемые затраты на 6 % и опубликовало уточнённую стоимость — 949 млрд рублей, однако с учётом многолетней инфляции и неизбежного удорожания проекта в процессе строительства и эта сумма выходит за пределы 1 трлн[30].

27 мая 2013 года на совещании о перспективах развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в Сочи Президент РФ Владимир Путин объявил о решении построить в 2014—2018 гг. ВСМ Москва — Казань с перспективой продления до Екатеринбурга. При этом ранее планировавшийся проект ВСМ-1 Москва — Санкт-Петербург отложен на неопределённый срок.

Сооружение ВСМ стоимостью более 1 трлн рублей (включая 650 млрд руб. господдержки[28]) предполагается на принципах государственно-частного партнёрства. Инвестирование в мегапроект планируется с использованием средств госбюджета, Фонда национального благосостояния, Пенсионного фонда РФ, средств частных инвесторов и привлечённых кредитов[31].

В целях повышения рентабельности проекта на 20 % и для привлечения частных инвесторов предусматривается не вводить налог на имущество в отношении сооружаемой инфраструктуры, освободить от налога на прибыль бюджетные субсидии на возмещение затрат, связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией линии, установить нулевую ставку НДС в отношении услуг по аренде и пользованию инфраструктурой и услуг по перевозке на магистрали ВСМ[32].

Однако 6 ноября 2013 года на совещании у В. Путина первый вице-премьер Игорь Шувалов констатировал, что, несмотря на произведённые расчёты, по-прежнему нет ясности, сколько же точно будет стоить данный проект, в какие сроки возможна возвратность вложенных средств и окупаем ли проект вообще[33]. По этой причине проект ВСМ решено пока отложить, а запланированные средства направить на другой инфраструктурный проект[11].

Господдержка Российской Федерации из средств бюджета, ФНБ, Пенсионного фонда рассматривается как обязательное условие привлечения иностранных инвесторов. В отсутствие господдержки проект, по оценке РЖД, не является инвестиционно-привлекательным для частных инвесторов по причине высокой стоимости строительства и длительного периода окупаемости (по самым скромным оценкам 22—37 лет)[34].

Обновлённая модель инвестиционного меморандума, представленная в Правительство РФ 28 января 2014 года, предусматривает общие инвестиции 1 трлн 068,5 млрд рублей, включая невозвратную госсубсидию 360 млрд рублей. Участок Москва — Владимир стоимостью 191,1 млрд руб. будет построен компанией РЖД при поддержке государства, при участии средств ФНБ и Пенсионного фонда. Три остальных участка общей стоимостью 595,8 млрд руб. (Владимир — Нижний Новгород 226,9 млрд, Нижний Новгород — Чебоксары 232 млрд руб., Чебоксары — Казань 136,9 млрд руб) будут построены за счёт концессионеров. На строительство и модернизацию вокзалов и депо РЖД затратит ещё 160,8 млрд руб., новый подвижной состав обойдётся в 50,1 млрд руб., связь — 48,3 млрд руб., строительство инженерных сетей — 66,8 млрд руб., автодороги — 53,8 млрд руб[16].

По совместной оценке ОАО «РЖД» и Центра стратегических разработок, обнародованной 20 февраля 2014 года, ВСМ может быть построена к 2019 году, при этом за счёт мультиплицирующего эффекта в экономике дополнительный прирост валового внутреннего продукта в 2019—2030 годах составит 7,2 трлн руб., а совокупные дополнительные бюджетные доходы 2,3 трлн руб., то есть в 2—7 раз превысят государственные инвестиции в проект. Наибольшие эффекты будут получены в Москве и Московской области[6][4].

На презентации проекта ВСМ на международном инвестиционном форуме «Сочи-2014» 22 сентября признана его высокая стратегическая значимость и отмечено единственное препятствие к его реализации — высокая стоимость, из-за чего бюджетных решений пока не найдено. Интерес к проекту проявлен со стороны Китайского банка развития, имея в виду перспективное продление высокоскоростной магистрали до Пекина (около 8000 км), с расчётным временем в пути из Москвы до 30 часов и стоимостью российского участка в 2,5-2,8 трлн руб[18][35]. Стоимость сооружения всей трассы Москва — Пекин через Казань, Екатеринбург, Астану, Иркутск, Хабаровск, Улан-Батор[36] оценивается в 245 млрд долларов, исходя из расчётов стоимости строительства по китайской технологии 33 млн долларов за 1 км пути (сравнительно: 50 млн долларов за 1 км пути по европейской технологии)[37][38].

Проектирование

Трассу ВСМ в июле 2013 года утвердил научно-технический совет ОАО «РЖД». Трасса длиной 770 км пройдёт от Москвы до Казани вблизи административных центров субъектов РФ Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары, в зону притяжения ВСМ попадут территории 7 регионов РФ: Москва, Московская, Владимирская, Нижегородская области, республики Чувашия, Марий-Эл, Татарстан. На совещании у В. Путина отмечена недопустимость строительства на особо охраняемых природных территориях и в заповедниках федерального значения.

На проведение проектно-изыскательских работ необходимо 20 млрд руб., источники этих затрат к ноябрю 2014 года не определены[39].

Согласно предварительным расчётам, строительство магистрали начнётся в 2015 году и может быть частично завершено в первой половине 2018 года, к чемпионату мира по футболу в России, полностью — к 2019 году. По более осторожной оценке министра финансов РФ Антона Силуанова, к 2018 году можно успеть построить только участок Москва — Нижний Новгород[40].

Длина участков трассы, по предварительным расчётам, составит: Москва — Владимир 200 км, Владимир — Нижний Новгород 215 км, Нижний Новгород — Чебоксары 235 км, Чебоксары — Казань 120 км. При этом 170 км трассы пройдёт по полигону Московской железной дороги и 600 км — по полигону Горьковской железной дороги[41].

Остановки высокоскоростных поездов предусмотрены на 15 станциях: Москва-Курский вокзал, Ногинск, Орехово-Зуево, Петушки, Владимир, Ковров, Гороховец, Дзержинск, Аэропорт Стригино, Нижний Новгород, Нива, Полянки, Чебоксары, Помары, Казань-2[41][42]. На максимальные размеры движения ВСМ выйдет к летним перевозкам 2030 года: 34 пары высокоскоростных пассажирских поездов и 11 пар ускоренных региональных поездов[5].

На ВСМ будет построено 795 искусственных сооружений, в их числе: три уникальных моста — через Волгу (длиной 4 км), Оку и Суру, 50 больших мостов общей протяжённостью 31 км; 78 средних мостов; 49 эстакад общей протяжённостью 77 км; 33 железнодорожных путепровода и 128 автодорожных; 454 водопропускных трубопровода[8]. Ежесуточно планируется осуществлять до 24 рейсов в обе стороны, в случае увеличения пассажиропотока возможно больше. Предусматривается возможность курсирования поездов «Сапсан», «Ласточка» и ускоренных региональных электропоездов[43][4].

В 2014 году планируется приступить к подготовке территории строительства[44].

Первым в конце 2016 года будет построен как минимум 100-километровый участок ВСМ-2 Нижний Новгород — Чебоксары, который станет экспериментальным[45].

Уже на этапе строительства будет создано 370 тыс. дополнительных рабочих мест, в том числе в высокотехнологичных областях. Среди обрабатывающих отраслей наибольший эффект получат производство стройматериалов, металлургия, машиностроение[8].

В 2014 году открылись региональные информационные центры ВСМ во Владимире и Нижнем Новгороде[46].

Подвижной состав

По мнению главного инженера ОАО «РЖД» Валентина Гапановича, оптимальным подвижным составом на линии ВСМ будет 8-вагонный электропоезд двойного питания (длина состава — 200 м), со скоростью движения до 400 км/ч и возможностью эксплуатации в сдвоенном режиме[44]. Тендер на выбор поставщика подвижного состава по состоянию на осень 2014 года не состоялся.

Стоимость билетов

В поездах ВСМ предусмотрены вагоны четырёх типов: класса премиум, бизнес-класса, первого класса и эконом-класса[47].

Стоимость проезда по ВСМ, согласно расчётам ОАО «РЖД», составит от 2 до 8 руб за километр пути. Билет от Москвы до Казани (время в пути 3,5 час.) будет стоить 3,8 тыс. руб. в ценах 2018 года. Билет от Москвы до Чебоксар обойдётся в 3,5 тыс. руб. (3 часа в дороге), до Нижнего Новгорода — 2,8 тыс. руб. (1 час 50 мин.), до Владимира — за 1,8 тыс. руб. (50 мин.). К 2020 году годовой пассажиропоток ВСМ может достигнуть 7,4 млн человек. По прогнозам, самым популярным станет маршрут Москва — Нижний Новгород — 3,3 млн человек в год, далее Москва — Казань — 2,09 млн пассажиров. К 2030 году ежегодный пассажиропоток ВСМ ожидается в 10 млн человек[43].

В декабре 2013 года Мишарин уточнил, что оптимальный тариф с точки зрения получения максимальных доходов и привлечения максимального числа пассажиров — 3 руб. за км пути, билет эконом-класса от Москвы до Казани в этом случае будет стоить 2300 руб[8].

По расчётам Центра стратегических разработок, в Московском регионе в ускоренных региональных поездах (УРП) на участке Москва — Ногинск — Орехово-Зуево — Владимир за счёт высокой населённости поездов стоимость проезда по ВСМ снизится до 2 руб. за км пути[4].

Критика

Некоторые эксперты, в частности, директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов, эксперт-аналитик Института проблем естественных монополий Евгений Алексеев высказывали сомнения, что данный проект когда-либо окупится. Даже эксплуатация высокоскоростных поездов сократит время на проезд Екатеринбург — Москва до 8—12 часов, что заметно больше 2 часов, требуемых для перелёта на самолете. При этом обеспеченные пассажиры будут предпочитать самолёт из-за скорости, а малообеспеченные — выберут традиционные поезда из-за более низкой стоимости билета[48].

В сентябре 2013 года на Международном инвестиционном форуме в Сочи ряд государственных деятелей и экспертов скептически отнеслись к эффективности проекта ВСМ Москва — Казань.

  • Глава Министерства экономического развития Алексей Улюкаев считает проект рискованным по причине неточной оценки будущего пассажиропотока и преувеличенных ожиданий в спросе на билеты[49].
  • Министр финансов РФ Антон Силуанов удивлён, что проект ВСМ, ещё не начав осуществляться, уже подорожал на 140 млрд рублей[50].
  • Глава Сбербанка РФ Герман Греф находит инвестиционные риски очень высокими и не понимает, откуда возьмётся 2 млн пассажиров в год на участке между Владимиром и Казанью[51].
  • Греф также напомнил опыт эксплуатации Евротоннеля под проливом Ла-Манш, который при произведённых затратах 10 млрд фунтов стерлингов и прибылью, достигающей не более 2 млн евро в год, окупится не ранее, чем через 1000 лет[52]. Между тем, первая в мире ВСМ Токио — Осака протяжённостью 552,6 км, пущенная в эксплуатацию 1 октября 1964 года, уже через три года начала приносить прибыль, а к 1971 году за счёт выручки от продажи билетов и услуг полностью окупила затраты на строительство[53][54].
  • 16 декабря 2013 года активисты движения против строительства магистрали направили В. Путину петицию с требованием изменить согласованный маршрут ВСМ Казань — Москва, который пересечёт несколько тысяч частных землевладений[47].
  • 15 января 2014 года на Гайдаровском форуме премьер-министр РФ Дмитрий Медведев указал на преждевременность проекта, пояснил, что правительство не отказывается от него, «но необходимо всё посчитать и, может, дождаться чуть более энергичной экономической ситуации»[55].
  • 4 февраля 2014 года директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Михаил Блинкин высказал мнение, что возможности для привлечения частных инвестиций в проект не просматриваются, а выгоды экономического плана — неочевидны[56].
  • 20 февраля 2014 года научный руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев пояснил, что окупаемость проекта ВСМ будет складываться из совокупности факторов, а именно: повышения качества жизни в регионах прохождения магистрали, роста их инвестиционной привлекательности, возникновения новых бизнесов и кластеров вдоль линии ВСМ, развития бизнес-связей, роста цены недвижимости в зоне влияния ВСМ и связанных с ней налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, возрастания туристического потенциала городов ВСМ. При этом выручка непосредственно оператора-перевозчика от продажи билетов и услуг составит лишь небольшую часть окупаемости ВСМ[6].

См. также

Примечания

  1. ВСМ Москва — Казань могут продлить до Ульяновска | РИА Новости
  2. Путин: новая ж/д магистраль Москва-Казань сократит время в пути втрое | РИА Новости
  3. Быстрее сообщение — больше пассажиров
  4. ↑ Не дороже, чем в электричке, но в пять раз быстрее
  5. ↑ РЖД: СТРОИТЕЛЬСТВО МАГИСТРАЛИ … / 22 января — Скоростные магистрали
  6. ↑ Инвесторы замерли в ожидании
  7. Первым участком ВСМ до Казани может стать Нижний Новгород — Чебоксары | РИА Новости
  8. ↑ Молнией по эстакадам и мостам
  9. ВСМ: баланс обязанностей и прав. РЖД-Партнёр, № 6 — 2014, с.14-15
  10. Ъ-Газета — Скоростные магистрали вылетели из фонда
  11. ↑ Средства Фонда национального благосостояния пойдут на Транссиб и Центральную кольцевую автодорогу — Первый канал
  12. Ъ-Газета — На что не хватало денег на совещании у президента
  13. Александр Мишарин выступил на международной научно-практической конференции «Высокоскоростное движение в России — проблемы, пути и перспективы развития», 3 декабря 2013
  14. Ноль на пользу
  15. Минтранс: ВСМ Москва-Казань остается приоритетной для выделения средств ФНБ. — Новости дня — PосБизнесКонсалтинг
  16. ↑ В Минтранс представлена обновленная модель проекта ВСМ Москва-Казань., РБК (28.01.2014). Проверено 28 января 2014.
  17. Инвесторы из Европы, Китая и США подтвердили интерес к ВСМ Москва-Казань
  18. ↑ С восточным акцентом
  19. Китай предлагает ВСМ до Пекина
  20. Скоростная инициатива. Rg.ru. Российская газета (27.11.2009). Проверено 31 августа 2012.
  21. Первый крупный проект нового свердловского губернатора: скоростной поезд Москва-Екатеринбург. URA.RU (25.11.2009). Проверено 31 августа 2012. Архивировано из первоисточника 24 ноября 2012.
  22. Мишарин будет выводить Урал из кризиса по рецепту Рузвельта. Новый Регион – Екатеринбург (25.11.2009). Проверено 31 августа 2012. Архивировано из первоисточника 24 ноября 2012.
  23. Свердловский губернатор презентовал проект высокоскоростной магистрали. E1.ru (29.05.2010). Проверено 31 августа 2012. Архивировано из первоисточника 24 ноября 2012.
  24. Свердловская область и Татарстан подписали ряд важных соглашений. Regnum.ru (25.09.2010). Проверено 31 августа 2012. Архивировано из первоисточника 24 ноября 2012.
  25. ВСМ: баланс обязанностей и прав. РЖД-Партнёр, № 6 — 2014, с.16
  26. Высокоскоростную магистраль Екатеринбург-Москва оценили в 2,5 трлн рублей. www.kommersant.ru. КоммерсантЪ Урал. Екатеринбург (13.07.2010). Проверено 31 августа 2012. Архивировано из первоисточника 24 ноября 2012.
  27. Время диктует скорость. zdr.gudok.ru Портал региональных корпоративных газет. Московский железнодорожник (17.11.2011). Проверено 31 августа 2012. Архивировано из первоисточника 24 ноября 2012.
  28. ↑ Стоимость строительства ВСМ Москва-Казань оценивается в 928 млрд рублей — Интерфакс
  29. Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань начнется в 2015 году и обойдется в 1 трлн рублей — Газета. Ru | Бизнес
  30. Оценка стоимости строительства ВСМ Москва — Казань снижена на 6 %
  31. И станут инвесторы партнёрами
  32. Нужна ясность
  33. В. Путин поручил проработать финансовое обоснование проекта ВСМ Москва-Казань. — Новости дня — PосБизнесКонсалтинг
  34. Проект ВСМ Москва — Казань могут отложить до 2020 года, если РЖД не найдет почти 300 млрд руб. на первый этап строительства — Газета. Ru | Бизнес
  35. РЖД оценили скоростную железную дорогу до Китая в 2,8 трлн руб
  36. ASIA High-speed rail (Схема ВСМ Китая)
  37. СМИ: магистраль Москва — Пекин сократит время поездов в пути в три раза, до двух суток // ИТАР-ТАСС, «Цзинхуа шибао», 17 октября 2014
  38. От Москвы до Пекина за $245 млрд // Газета.ру 2014/10/17
  39. Владимир Якунин: «Нам придется резать по живому»
  40. Силуанов: ВСМ до Казани вряд ли достроят к 2018 г, можно довести ее до Нижнего Новгорода | Транспорт | Агентство экономической информации ПРАЙМ
  41. ↑ На Московской магистрали могут появиться три станции ВСМ
  42. Аэропорт Нижнего Новгорода свяжут с Москвой высокоскоростным поездом
  43. ↑ Скорость за доступную цену
  44. ↑ Возрождаем отечественное локомотивостроение
  45. Первым участком ВСМ-2 до Казани может стать Нижний Новгород — Чебоксары | РИА Новости
  46. Во Владимире открыт региональный информационный центр высокоскоростной магистрали «Москва — Казань»
  47. ↑ ВСМ Москва-Казань будет окупаться 22 года — РЖД :: Татарстан :: Top.rbc.ru
  48. Поездам переключают скорость. www.kommersant.ru. КоммерсантЪ Урал. Екатеринбург (01.10.2010). Проверено 31 августа 2012. Архивировано из первоисточника 24 ноября 2012.
  49. Вести Экономика ― Улюкаев усомнился в проекте ВСМ Москва-Казань
  50. Татарстан хочет построить ВСМ «Москва-Казань» с минимальными затратами — Р. Минниханов :: Татарстан :: Top.rbc.ru
  51. На инвестиционном форуме в Сочи обсудили риски проекта строительства ВСМ Москва — Казань. — Деловой квартал
  52. 160 км в час под водой
  53. Киселёв И. П. Первая высокоскоростная магистраль // Железные дороги мира. — 2004 (№ 9).
  54. Ред. Боравская Е. Н., Шапилов Е. Д. Скоростные и высокоскоростные железные дороги Японии // Скоростной и высокоскоростной железнодорожный транспорт. — 2001. — Т. 1. — С. 189—195.
  55. Д. Медведев: Задачи Московского транспортного узла могут быть решены к 2018 г. — Новости дня — PосБизнесКонсалтинг
  56. Эксперт: Экономическая эффективность новой модели ВСМ Москва-Казань неочевидна. — Новости дня — PосБизнесКонсалтинг

Ссылки

  • Страница проекта на сайте ОАО «Скоростные магистрали»

ВСМ Москва — Казань.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06