19-06-2023
Рейс UA 93 | |
Траектория полёта рейса 93 United Airlines 11 сентября 2001 года |
|
Общие сведения | |
---|---|
Дата | |
Время |
10:03 |
Характер | |
Причина | |
Место |
В районе Шанксвилля, Пенсильвания (США) |
Координаты |
|
Погибшие |
44 |
Воздушное судно | |
Модель | |
Авиакомпания | |
Пункт вылета | |
Пункт назначения | |
Рейс |
93 |
Бортовой номер |
N591UA |
Дата выпуска |
январь 1996 года |
Пассажиры |
37 (включая 4 угонщиков) |
Экипаж |
7 |
Погибшие |
44 (все) |
Рейс 93 United Airlines был регулярным пассажирским рейсом, захваченным четырьмя террористами из организации Аль-Каида 11 сентября 2001 года как часть терактов в Нью-Йорке. Самолёт разбился возле г. Шанксвилль, штат Пеннсильвания в ходе попытки пассажиров вернуть контроль над самолётом. Жертвами происшествия стали 44 человека на борту, включая 4 террористов. Жертв на земле не было. Самолёт авиакомпании United Airlines выполнял плановый рейс из Ньюарка в Сан-Франциско.
Террористы ворвались в кабину экипажа приблизительно через 46 минут после взлёта. Зияд Джарра, прошедший курсы пилотов малой авиации, взял управление самолётом на себя и повернул на восток в направлении Вашингтона. Считается, что целью террористов был Капитолий или Белый дом.[1]
После захвата самолёта несколько пассажиров и бортпроводников смогли воспользоваться телефонами и узнать об уже совершённых терактах во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке и Пентагоне. В результате пассажиры решили попытаться вернуть себе контроль над самолётом. Однако в ходе этой попытки самолёт врезался в землю неподалёку от Шанксвилля, приблизительно в 210 км от Питтсбурга. Несколько человек видели крушение, и уже через час об этом сообщили в новостях.
Последующий анализ бортовых самописцев показали, что действия пассажиров пресекли намерения террористов. Кроме этого рейса, 11 сентября 2001 года были захвачены: Рейс 11 American Airlines, Рейс 77 American Airlines и Рейс 175 United Airlines. Рейс 93 United Airlines стал единственным, не достигшим намеченной террористами цели.
На месте падения самолёта был установлен временный мемориал. Планируется постройка постоянного национального мемориала.
Содержание |
Лидером группы был Зияд Джарра, член «Аль-Каиды».[2] Он родился в Ливане в богатой семье и получил светское воспитание.[3] Он хотел стать пилотом и в 1996 году переехал в Германию, где поступил в Грайфсвальдский университет для изучения немецкого языка.[4] Год спустя он переехал в Гамбург и поступил на факультет авиационной инженерии в Гамбургский университет прикладных наук.[5] В Гамбурге Джарра познакомился и активно общался с радикально настроенными мусульманами-фундаменталистами.[5][6]
В ноябре 1999 г. Джарра уехал в Афганистан, где встречался с лидером «Аль-Каиды» Усамой бен Ладеном.[7][8] Затем Джарра вернулся в Гамбург, где заявил об утере паспорта и получил новый. Таким образом ему удалось скрыть факт поездки в Афганистан.[9][10]
В мае 2000 г. Джарра получил визу для въезда в США[11] и в июне прибыл во Флориду. Там он начал учиться на пилота и изучать рукопашный бой.[12][13]
Джарра сопровождали три боевика, обученные штурмовать кабину пилотов и обезвреживать пилотов. Ахмед аль-Нами прибыл в США 28 мая 2001 года по туристической визе. Ещё один террорист с рейса 93 — Ахмед аль-Хазнави — прибыл в Майями 8 июня 2001 года. Третий боевик Зайед аль-Гамди — прибыл в Орландо 27 июня.[12]
Пятый член группы — Мохаммед аль-Катани — должен прибыл в Орландо 3 августа 2001 г. из Дубаи. Однако он вызвал подозрения таможенных чиновников, поскольку имел при себе только 2800 долларов и билет в один конец. Заподозрив, что он хочет стать нелегальным иммигрантом, его отправили обратно в Дубаи, откуда он вернулся в Саудовскую Аравию.[14]
Паспорта Джарра и аль-Гамди были найдены на месте крушения самолёта.[15]
Рейс выполнялся самолётом Boeing 757—222, бортовой номер N591UA.[16][17] Самолёт вмещал 182 пассажира, однако 11 сентября на борту было 37 пассажиров и семь членов экипажа, значительно меньше, чем обычно на этом рейсе в этот день недели.[18] Заполненность рейса 93 «Юнайтед Эйрлайнс» Ньюарк — Сан-Франциско 11 сентября 2001 года была очень низкой[19] и составила 37 пассажиров (включая четверых террористов) при вместимости 182 посадочных места (20,33 %).[19] Обычная средняя заполняемость данного рейса по вторникам за предшествующий трёхмесячный период — 52,09 %.[20][21] При этом нет фактов манипуляции числом посадочных мест либо приобретения дополнительного числа неиспользованных билетов на рейс.[22]
В экипаж рейса вошли: командир корабля Джейсон Даль, второй пилот ЛеРой Хомер, мл. и бортопроводники Лоррейн Бей, Сандра Бредшо, Ванда Грин, Сиси Лайлс и Дебора Уэлш.[23]
Четыре террориста зарегистрировались на рейс в промежуток времени между 07:03 и 07:39 по Восточному времени США.[24] В 07:03 Гамди зарегистрировался без багажа, а Нами сдал в багаж два чемодана.[18] В 07:24 Хазнави зарегистрировался с одним чемоданом, а в 07:39 Джарра прошёл регистрацию без багажа. Хазнави был единственным террористом, отобранным для более строго досмотра программой компьютерного скрининга пассажиров (Computer Assisted Passenger Prescreening System, CAPPS).[24] Его багаж был подвергнут более строгому досмотру на наличие взрывчатки. Однако CAPPS не дала команду на дополнительную проверку пассажира на посадке.[25] Работники досмотровой службы не отметили каких-либо особенностей, выделявших террористов на фоне других пассажиров.[18][26]
Хазнави и Гамди прошли на посадку в самолёт в 07:39 и заняли места первого класса 6B и 3D соответственно. Нами прошёл на посадку минуту спустя и занял место первого класса 3C. Джарра прошёл на посадку в 07:48 и занял место 1B.[18][24] Окончание посадки на рейс было запланировано на 08:00, буксировка от гейта A17 — на 08:01.[27] Однако вылет рейса был задержан до 08:42 в связи с большой загрузкой аэропорта. Через 4 минуты после взлёта рейса 93 рейс 11 American Airlines врезался в Северную башню Всемирного торгового центра.[28] Остальные захваченные рейсы взлетели с задержкой не более 15 минут. Ко времени взлёта рейса 93 рейс 11 уже находился под контролем террористов, а рейс 175 находился в процессе захвата; рейс 77 набирал высоту, он был захвачен через 9 минут.[29]
В 09:02, почти одновременно с крушением рейса 175 в Южную башню ВТЦ, самолёт набрал высоту и занял эшелон FL350 (ок.10600 м).[16] После терактов в Нью-Йорке руководство службы воздушного движения начало рассылать предупреждения через систему оповещения ACARS. Эд Баллинджер, диспетчер рейса United, начал рассылать текстовые предупреждения экипажам авиакомпании United Airlines в 09:19, через 17 минут после того, как узнал о крушении рейса 175.[18] В 09:22 Мелоди Хомер, жена ЛеРоя Хомера, узнала о теракте в ВТЦ и отправила ему сообщение ACARS с просьбой сообщить, что у него всё в порядке.[30] В 09:24 рейс 93 получил сообщение Баллинджера: «Остерегайтесь вторжения в кабину пилотов — два самолёта врезались во Всемирный торговый центр».[31]
В 09:26 пилот отправил ответ: «Эд, подтверди последнее сообщение. Джейсон».[31] В 09:27:25 экипаж ответил на обычный вызов диспетчера, который стал последним сообщением экипажа перед захватом.[32]
Захват рейса 93 начался в 09:28.[33] К этому времени рейсы 11 и 175 уже врезались во Всемирный торговый центр; рейс 77 врезался в Пентагон через 9 минут. Террористы на этих рейсах ждали не более 30 минут после взлёта, чтобы захватить самолёт. Скорее всего захваты произошли сразу после отключения табло «Пристегнуть ремни» и начала обслуживания пассажиров.[18] Причины, по которым террористы на рейсе 93 ждали 46 минут, чтобы начать захват, остаются неизвестными. Самолёт внезапно снизился на 20 метров.[18] В 09:28:17 Джейсон Даль передал сообщение: «СОС! СОС! СОС!» по радио на фоне звуков борьбы.[34] Диспетчер центра управления воздушным движением в Кливленде спросил: «Кто-то вызывал Кливленд?», но ответа не получил.[18]
Через 35 секунд после первого сигнала «СОС» экипаж передал ещё одно сообщение. Кто-то в кабине кричал: «СОС! Убирайтесь отсюда! Убирайтесь отсюда!»[34] Точное время, когда террористы получили контроль над самолётом рейса 93, установить не удалось. Предполагается, что это случилось в 9:28, когда угонщики напали на пилотов и перевели пассажиров в заднюю часть самолёта, что снизить шансы на сопротивление экипажа и пассажиров.[18] Другие самолёты захватывались группой из пяти человек, но на рейсе 93 их было только четверо, что дало повод полагать, что был ещё один участник. Комиссия по расследованию событий 11 сентября считает, что наиболее вероятным 20-м террористом был Мохаммед аль-Катани, однако он не смог принять участие в терактах, поскольку ему было отказано во въезде в США за месяц до событий.[24] Основываясь на том, что по телефону многие пассажиры говорили, что видят только троих террористов, Комиссия считает, что Джарра оставался на своём месте, пока его сообщники не обезвредили экипаж и не захватили управление самолётом.[24]
Запись переговоров в кабине свидетельствует о том, что после захвата Даль был жив и лежал на полу кабины — на записи слышны стоны и брань террористов в адрес кого-то в кабине. Жена Даля считает, что он предпринимал активные действия для сопротивления террористам — в частности, перед тем, как террористы взяли на себя управление самолётом, он включил автопилот и изменил настройки системы связи таким образом, чтобы объявление, сделанное Джарра для пассажиров, было передано диспетчерам.[35]
Голосовой регистратор начал запись последних 30 минут полёта рейса 93 в 09:31:57.[36] В этот момент он записал объявление Джарра: «Дамы и господа, говорит командир. Оставайтесь на своих местах и не вставайте. У нас на борту бомба, так что сидите».[37] Диспетчер понял сообщение, но попросил: «Кливленд-контроль. Вас не слышно. Повторите медленно».[38] На записи слышно, как женщина, предположительно старший бортпроводник Дебби Уэлш борется с угонщиками. Затем её убили или иным образом заставили замолчать, а затем один из террористов сказал по-арабски: «Порядок. Я закончил».[39]
В 09:35:09 Джарра установил на автопилоте курс на восток.[40] Самолёт занял эшелон 12400 м, а диспетчеры убрали с его курса другие самолёты.[38]
В 9:39, через две минуты после того, как рейс 77 врезался в Пентагон, диспетчеры услышали голос Джарра по радио: «Говорит командир корабля. Оставайтесь на своих местах. На борту бомба, и мы возвращаемся в аэропорт, чтобы предъявить наши требования. Пожалуйста, не шумите».[38][41] Больше сообщений от самолёта не поступало.
Пассажиры и бортпроводники воспользовались телефонами в салоне самолёта и сотовыми телефонами, чтобы уведомить власти о происшествии и позвонить родственникам. Звонки начались в 09:30. Всего было сделано 35 звонков по «аэрофону» и два звонка с мобильных телефонов.[42] Десять пассажиров и два бортпроводника смогли дозвониться и сообщить семьям, друзьям и другим людям о происходящем на борту.[24] Один из пассажиров Том Бёрнетт несколько раз позвонил жене и передал информацию о том, что самолёт захвачен людьми, заявившими, что у них есть бомба. Он также сказал, что один из пассажиров был ранен ножом, и что, по его мнению, сообщение о бомбе сделано для того, чтобы пассажиры не оказывали сопротивление.[34][43][43]
В ходе телефонных звонков пассажиры и бортпроводники узнали о других терактах и поняли, что их самолёт также захвачен смертниками.
Сопротивление пассажиров рейса 93 началось в 09:57 после того, как они проголосовали за оказание сопротивления.[24] К тому времени рейсы 77, 11 и 175 уже достигли своих целей. После начала сопротивления террористы предприняли резкие манёвры, в точке 40°10’32.16"N 79°31’33.60"W самолёт сошёл с курса на Вашингтон.[24] СиСи Лайлз позвонила мужу и сказала, что они пытаются проникнуть в кабину.[18]
Джарра попытался кренить самолёт влево и вправо, чтобы сбить пассажиров с ног (см. также Рейс 705 компании FedEx). В 9:58:57 он крикнул сообщникам: «Они пытаются сюда проникнуть. Держи дверь!»[36] В 9:59:52 он изменил тактику и принялся раскачивать самолёт вверх-вниз, чтобы обескуражить пассажиров.[24]
Речевой самописец записал звуки ломающихся предметов, разбивающегося стекла, тарелок и крики.[44] Джарра стабилизировал самолёт в 10:00:03.[24] Спустя пять секунд он спросил: «Ну, что, всё? Добьём?» Один из его сообщников ответил: «Пока нет. Как все войдут, тогда добьём.»[36]
Джарра ещё раз бросил самолёт вверх-вниз. В 10:00:25 кто-то из пассажиров крикнул из-за двери: «Все в кабину! Иначе мы все умрём». Через 16 секунд кто-то из пассажиров крикнул: «Кати!», возможно указывая на развозную тележку. В записи присутствуют звуки, указывающие на использование тележки в качестве тарана двери в кабину.[24]
В 10:01:00 Джарра прекратил резкие манёвры и несколько раз прочёл такбир. Затем он спросил одного из сообщников: «Ну что, всё? Спускаемся?» Сообщник ответил: «Да, снижайся».[24] Однако пассажиры продолжали попытки проникнуть в кабину, и в 10:02:23 один из угонщиков выкрикнул: «Вниз! Вниз!».
Штурвал был повёрнут до упора вправо, самолёт свалился на крыло и начал падать, затем перевернулся. Один из угонщиков начал выкрикивать слова такбира. На фоне звуков, свидетельствовавших о продолжающихся попытках пассажиров ворваться в салон, самолёт с характерным воем двигателей и свистом воздуха набрал скорость и врезался в поле неподалёку от Шанксвилля, в 20 минутах полёта от Вашингтона.[24] Последние звуки на самописце были записаны в 10:03:09.[36] Последняя информация на бортовом самописце была записана в 10:03:10.[45] Комиссия по расследованию событий 11 сентября пришла к заключению о том, что «угонщики сохраняли контроль над самолётом, однако решили, что через несколько секунд пассажиры ворвутся в кабину».[24]
Некоторые родственники погибших пассажиров, прослушав запись речевого регистратора, пришли к выводу, что пассажирам удалось проникнуть в кабину[46] и убить как минимум одного угонщика. Существует мнение, что на аудиозаписи слышна борьба за управление самолётом.[47][48]
Самолёт врезался в землю в 10:03:11 неподалёку от Шанксвилля, штат Пенсильвания.[49] По заключению Национального совета по безопасности на транспорте, столкновение с поверхностью произошло на скорости около 906 км/ч с дифферентом около 40 градусов на нос.[16] От удара образовался кратер диаметром около двенадцати и глубиной около трёх метров.[50] Все 44 человека на борту погибли.[51] Время крушения варьируется от 10:03 до 10:10 в зависимости от источника информации,[52][53][54][55][56][24] однако комиссия не пришла к однозначному выводу относительно точного времени катастрофы.[57]
Фраза одного из пассажиров Тодда Бимера «Let’s roll» стала национальной идиомой, хотя до этого использовалась только пилотами перед взлётом
.← 2000 · Авиационные происшествия и инциденты 2001 года · 2002→ | |
---|---|
Опасное расхождение над Суругой (31 января) — Рейс 352 Владивосток Авиа (4 июля) — Рейс 236 Air Transat (24 августа) — Рейс 11 American Airlines (11 сентября) — Рейс 175 United Airlines (11 сентября) — Рейс 77 American Airlines (11 сентября) — Рейс 93 United Airlines (11 сентября) — Рейс 521 Аэрофлота (21 сентября) — Рейс 1812 Сибирь (4 октября) — Столкновение в Линате (8 октября) — Рейс 587 American Airlines (12 ноября) — Рейс 9601/02 ИРС Аэро (19 ноября) |
|
Выделена наиболее тяжёлая катастрофа года |
Рейс 93 United Airlines 11 сентября 2001 года.