19-05-2023
Рэй Брэдбери | |
Ray Bradbury | |
Рэй Брэдбери в 1975 году |
|
Имя при рождении: |
Рэймонд Дуглас Брэдбери |
---|---|
Дата рождения: | |
Место рождения: | |
Дата смерти: | |
Место смерти: | |
Гражданство: | |
Род деятельности: | |
Годы творчества: |
1942—2012 |
Жанр: |
научная фантастика, фэнтези, литература ужасов, психологическая проза |
Язык произведений: | |
Дебют: | |
Премии: |
Небьюла, Хьюго, О'Генри, Балрог, Брэма Стокера, Энн Радклифф, Бенджамина Франклина[1] |
Награды: | , медаль фонда Национальной книжной премии[1] |
Подпись: | |
Ray Bradbury | |
Произведения на сайте Lib.ru | |
© Произведения этого автора — несвободны. |
Рэ́ймонд Ду́глас «Рэй» Брэ́дбери (англ. Raymond Douglas "Ray" Bradbury; 22 августа 1920, Уокиган — 5 июня 2012, Лос-Анджелес[2][3][1]) — американский писатель, известный по антиутопии «451 градус по Фаренгейту», циклу рассказов «Марсианские хроники» и частично автобиографическому роману «Вино из одуванчиков». Брэдбери традиционно считается классиком научной фантастики, хотя значительная часть его произведений тяготеет к жанру фэнтези, притчи или сказки. Как сказал сам Брэдбери,
Во-первых, я не пишу научную фантастику. У меня есть только одна книга в жанре научной фантастики и это «451 градус по Фаренгейту», она отталкивается от реальности. Она была названа по температуре, при которой воспламеняется бумага. Научная фантастика имеет дело с реальными вещами, фэнтези — с нереальными. Так что «Марсианские хроники» — это не научная фантастика, это фэнтези. Этого не может быть, понимаете? Поэтому у этой книги будет долгая жизнь — она как греческая мифология, а мифы живучи.[4] |
Содержание |
Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс[1]. Второе имя — Дуглас — он получил в честь знаменитого актёра того времени Дугласа Фэрбенкса.
Отец — Леонард Сполдинг Брэдбери (1891—-1957) (потомок англичан-первопоселенцев). Мать — шведка Мари Эстер Моберг.
Два старших брата-близнеца Рэя родились в 1916 г. — Леонард и Сэм (Сэм умер в возрасте двух лет). Сестра Элизабет, которая появилась на свет в 1926 г., тоже умерла, будучи ребёнком.
С 9 лет любил всё свободное время проводить за чтением книг в библиотеке[1].
Во время Великой депрессии, в 1934 году семья Брэдбери переехала в Лос-Анджелес[1], где Рэймонд окончил среднюю школу (1938 г.). Три года после окончания школы он продавал газеты на улицах Лос-Анджелеса, зарабатывая таким образом себе на жизнь[5]— поступить в колледж ему не удалось из-за того, что семья была очень бедной. Но отсутствие дальнейшего образования не сильно помешало ему, о чём он и написал в своей статье «Как вместо колледжа я закончил библиотеки, или Мысли подростка, побывавшего на луне в 1932-м»[1][6].
|
Брэдбери понял, что хочет быть писателем в двенадцать лет, а к двадцати твёрдо решил овладеть этой профессией[1]. В своих ранних работах он имитировал стиль викторианской прозы Эдгара По, пока Генри Каттнер, которому он показывал свои тексты, не посоветовал ему пересмотреть приоритеты в творчестве[7].
Рассказы Брэдбери начали публиковаться в дешёвых журналах, печатавших множество фантастической прозы, часто недостаточно качественной.
Свой первый рассказ Рэй напечатал в 1941 году[1]. Первый сборник рассказов «Мрачный карнавал» вышел в 1947 году[1]. И только второй сборник «марсианских» рассказов («Марсианские хроники»), вышедший в печати в 1950 году[1], стал его первым коммерческим успехом[7]. Когда Рэй вез этот сборник в Нью-Йорк к литературному агенту Дону Конгдону, у него не было денег даже на поезд: пришлось ехать на автобусе, а с Конгдоном он связывался исключительно по телефону бензоколонки, находившейся напротив дома.[8]
Но уже во время второй поездки в Нью-Йорк Брэдбери настигли поклонники его творчества: во время остановки в Чикаго они хотели получить автограф к первому изданию «Марсианских хроник».
После написания в 1953 году романа «451 градус по Фаренгейту» (англ. Fahrenheit 451) и публикации его в первых номерах журнала «Playboy» слава Рэя Брэдбери разрослась до всемирной[1][7].
В 1967 году роман вынес на экраны режиссёр Франсуа Трюффо, сняв полнометражный фильм «451 градус по Фаренгейту»[1][7].
Брэдбери был автором и ведущим цикла телепередач из 65 мини-фильмов по мотивам его рассказов. Цикл назывался — «Театр Рея Брэдбери» и выходил с 1985 по 1992 год[1].
Рэя Брэдбери часто называют мэтром фантастики, одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра. Однако сам он не относил себя к писателям-фантастам и не стеснял себя рамками жанра — в жанре фантастики написана лишь часть его произведений. Тем не менее, помимо множества общелитературных премий, Брэдбери является обладателем нескольких наград в области фантастики: (Небьюла — 1988, Хьюго — 1954).
Будучи уже довольно пожилым человеком, каждое утро Брэдбери начинал с литературной обработки рукописи очередного рассказа или повести, веря в то, что ещё одно новое произведение продлит ему жизнь.
Книги выходили почти каждый год. Последний крупный роман увидел свет в 2006 году, ещё до своего выхода обеспечив себе высокий покупательский спрос[6].
Рэймонд Дуглас Брэдбери скончался после продолжительной болезни 5 июня 2012 года в Лос-Анджелесе в возрасте 91 года[1].
Последние годы великий фантаст был прикован к инвалидному креслу.
Всю жизнь Рэй Брэдбери не расставался с одной женщиной — Маргарет МакКлюр (Marguerite McClure)[5]. Они поженились 27 сентября 1947 года.
В браке у них родилось четыре дочери — Беттина (Bettina Karapetian), Рамона (Ramona Ostergren), Сьюзен (Susan Nixon) и Александра (Alexandra Bradbury).
В течение нескольких лет Маргарет много работала, чтобы Рэй имел возможность неотрывно заниматься творчеством. К Маргарет МакКлюр обращено посвящение автора в романе «Марсианские хроники»:
Моей жене Маргарет с искренней любовью.
Маргарет скончалась 24 ноября 2003 года[1].
Рассказы составляют самую большую по объёму часть творчества Брэдбери. В них заключено, пожалуй, всё то, за что Брэдбери любят, ценят и признают мэтром литературы. Не умаляя значения крупных, «серьёзных» произведений, повестей и романов, стоит признать, что именно в этой форме литературного творчества писатель достиг верха мастерства.
По собственным словам писателя, за жизнь он написал более 400 рассказов и 13 крупных романов[3]. Некоторые из рассказов послужили основой для более крупных произведений. Некоторые можно объединить в циклы по тематике и по героям, кочующим из одного рассказа в другой.
Подавляющее большинство рассказов издавалось в сборниках. Однако среди сборников имеются компилятивные — основу их составляют ранее опубликованные рассказы. Ниже приведены все 15 сборников, содержащих, за редким исключением, неповторяющиеся рассказы:
Авторские компилятивные сборники, в которые для почитателей добавлялось несколько ранее не издававшихся рассказов, в скобках указаны их названия:
63 рассказа никогда не издавались в авторских сборниках, а печатались в газетах и журналах. На русский язык переведены только некоторые из них («Маятник», «Чепушинка», «Лазарь, восстань!», «Последняя жертва», «Уснувший в Армагеддоне», «Нечто необозначенное», «Чудеса и диковины!» «Передай дальше!», «Научный подход», «Знали, чего хотят», «Час Привидений», «Вернувшаяся из праха»).
Некоторые из его известных рассказов:
На русский язык прозу Брэдбери переводили:
Ряд произведений Рэя Брэдбери были экранизированы.
В 1966 году французским режиссёром Франсуа Трюффо был снят фильм «451 градус по Фаренгейту» по мотивам одноимённого романа.
В 1983 году студия Уолта Диснея (режиссёр Джек Клейтон) экранизировала роман «Something Wicked This Way Comes» (Что-то страшное грядет), причём сценарий написал сам Брэдбери. Фильм дважды получил кинопремию «Сатурн» в 1984 году: за лучший сценарий и как лучший фильм в жанре фэнтези (кроме того, получил пять номинаций).
В период с 1985 по 1992-й год был снят, а затем и показан телесериал Театр Рэя Брэдбери, в котором были экранизированы многие его рассказы. Всего было отснято 65 мини-фильмов. Сам Брэдбери выступил в роли продюсера и одним из сценаристов, участвуя в процессе съёмок и подборе актёров. Также автор появлялся в начале каждой серии, представляясь и иногда участвуя в сценках, предваряя рассказ.
«Будет ласковый дождь» — мультфильм по мотивам одноимённого постапокалиптического рассказа Рэя Бредбери, снятый на студии «Узбекфильм» режиссёром Назимом Туляходжаевым в 1984 году.
В 1987 году Назим Туляходжаев снял фильм «Вельд». Фильм был снят по мотивам сразу нескольких рассказов — «Вельд», «Вино из Одуванчиков», «Пешеход», «Дракон», «Корпорация марионетки», но представлял собой оригинальное режиссёрское прочтение.
В 1989 году режиссер Владимир Самсонов снял мультипликационный фильм «Здесь могут водиться тигры» по одноименному рассказу Рэя Брэдбери.
В 1993 году был снят мультфильм «Праздничное дерево» по повести «Канун всех святых».
В 1997 году Игорем Апасяном был снят четырехсерийный фильм «Вино из одуванчиков» по мотивам одноименной повести.
В 2005 году на экраны вышел фильм «И грянул гром», снятый режиссёром Питером Хайамсом на основе одноимённого рассказа Рэя Брэдбери.
В 2008 году вышел фильм «Chrysalis», снятый студией Urban Archipelago Films по одноимённому рассказу. В качестве режиссёра выступил Тони Баез Милан, а продюсером стал Роджер Лэй. Фильм является лауреатом премии Интернационального кинофестиваля фильмов в жанре ужаса и фантастики (англ. Phoenix International Horror & Sci-Fi Film Festival) в Фениксе.
В 2010 году радиоадаптация «Марсианских хроник» была предствлена в эфире Colonial Radio Theatre.
В московском театре «Et Cetera» в 2007 году был поставлен авангардный спектакль по роману «451 градус по Фаренгейту».
Санкт-Петербургский студенческий театр института им. Герцена «Ювента» в 2007 году поставил мюзикл «Симфония огня» по роману «451 градус по Фаренгейту».
Брэдбери был одним из тех редчайших писателей, которых можно, буквально, пересчитать в одном десятке, которые создавали фразу навсегда. Его «эффект бабочки», его «451 градус по Фаренгейту», его «Марсианские хроники» — это та литература, которая, как бы, была всегда. В 70-е, я думаю, Брэдбери был одним из самым популярных писателей в мире. Странно, но очень многие не знали, что он ещё жив, но прекрасно знали его литературу. Он стал живым классиком в буквальном смысле этого слова[12].
«Марсианские хроники» — это сборник выдающихся, просто, сочинений… Он один из очень загадочных писателей, от того, что описывая фантастические какие-то перелёты с одной планеты на другую… Он сам, как известно, вообще был домоседом и опасался передвигаться даже в автомобиле. Был таким примерным семьянином, жил всю жизнь с одной женой. И фантаст был совершенно необыкновенный, потому что его фантастическая проза — это философская проза[12].
Сам Рэй Брэдбери заметил о себе, что
Меня просят предсказать будущее, а я его хочу предотвратить[8].
Произведения Рэя Брэдбери | |
---|---|
Романы и повести: | 451 градус по Фаренгейту • Вино из одуванчиков • Надвигается беда • Канун всех святых • Смерть — дело одинокое • Зелёные тени, белый кит • Из праха восставшие • Лето, прощай! |
Марсианские хроники: | Будет ласковый дождь |
Авторские сборники рассказов: | Тёмный карнавал • Человек в картинках • Золотые яблоки солнца • Октябрьская страна • Нескончаемый дождь • Лекарство от меланхолии • Р — значит ракета • Механизмы радости • К — значит космос • Электрическое тело пою! • Далеко за полночь • Воспоминания об убийстве • К западу от октября • В мгновенье ока • Вождение в слепую • Полуночный танец дракона • Высоко в небеса. 100 рассказов • Кошкина пижама • Летнее утро, летняя ночь |
Рассказы: | Жила-была старушка • Ревун • И грянул гром • Здравствуй и прощай • Запах сарсапарели • Берег на закате • Всё лето в один день • Диковинное диво • Завтра конец света • Секрет мудрости |
Фильмография Рэя Брэдбери | |
---|---|
Российские экранизации: | Электронная бабушка (1985) • Вельд (1987) • Тринадцатый апостол (1988) • Вино из одуванчиков (1997) |
Зарубежные экранизации: | Оно пришло из далёкого космоса (1953) • Чудовище с глубины 20 000 саженей (1953) • 451 градус по Фаренгейту (1966) • Иллюстрированный человек (1969) • Именно так зло и приходит (1983) • И грянул гром (2005) |
Сценарист: | Моби Дик (1956) |
Рей Бредбери.