22-05-2023
Ганс-Ульрих Рудель | |||||||
Ганс-Ульрих Рудель |
|||||||
Дата рождения | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Место рождения | |||||||
Дата смерти |
18 декабря 1982 (66 лет) |
||||||
Место смерти | |||||||
Принадлежность | |||||||
Род войск | |||||||
Годы службы | |||||||
Звание |
oberst (полковник) |
||||||
Часть |
Schlachtgeschwader-2[1] |
||||||
Командовал | |||||||
Сражения/войны |
|
||||||
Награды и премии |
|
||||||
В отставке |
бизнесмен, член Немецкой партии рейха |
Ганс-У́льрих Ру́дель (нем. Hans-Ulrich Rudel; 2 июля 1916 — 18 декабря 1982) — самый результативный пилот пикирующего бомбардировщика Ю-87 «Штука» в годы Второй мировой войны. Единственный кавалер полного банта Рыцарского креста: с Золотыми Дубовыми листьями, Мечами и Бриллиантами (с 29 декабря 1944). Единственный иностранец, награжденный высшей наградой Венгрии, Золотой медалью за доблесть. По количеству наград Руделя превзошёл только Герман Геринг. Активный нацист, никогда не критиковал Адольфа Гитлера. С 1948 года жил в Аргентине. Затем перебрался в Швейцарию. Умер в г. Розенхайм[2].
Содержание |
По официальным данным люфтваффе[3], Рудель совершил 2530 боевых вылетов (наибольшее количество среди пилотов Второй мировой войны[4]), во время которых Рудель уничтожил около 2000 единиц боевой техники, в том числе 519 танков (по другим данным 532 танка[5]), 150 самоходных орудий, 4 бронепоезда, 800 автомашин, многочисленные, но не поддающиеся точному подсчёту мелкие плавательные средства типа плотов, моторных лодок и т. п., которые использовало командование РККА для переброски войск по воде, также участвовал в потоплении двух крейсеров, эсминца и линкора «Марат».
Бо́льшую часть вылетов совершил на различных модификациях пикирующего бомбардировщика Ю-87 «Штука», ставшего в высшей степени эффективным для уничтожения танков после установки по настоянию Руделя в подкрыльевых гондолах двух пушек калибра 37 мм[6].
В конце войны также летал на истребителе Fw 190.
Сбил 9 самолетов противника — 2 штурмовика Ил-2 и 7 истребителей (возможно, одним из погибших истребителей был известный советский ас Лев Шестаков)[7].
Сам Рудель за время Второй мировой войны был сбит 32 раза (всегда только зенитной артиллерией), несколько раз был тяжело ранен. Последний раз попаданием 40-мм зенитного снаряда ему повредило ногу, однако он продолжал летать даже после ампутации ноги ниже колена. После завершения войны арестован американцами.
23 сентября 1941 года линкор «Марат», участвовавший в обороне Ленинграда, получил прямое попадание двух бомб, одна из которых была сброшена Руделем. В результате взрыва боезапаса носовой башни корабль разломился на две части (момент атаки был заснят стрелком К. Байером) и лёг на грунт[8].
Кормовая часть линкора, в которой сохранились три из четырёх трёхорудийных башен, севшая на грунт у стенки гавани Кронштадта, после поднятия на поверхность использовалась под именем «Волхов» в качестве артиллерийской батареи и укрепления. По утверждениям самого Руделя, он дважды успешно атаковал «Марат» — 16 сентября он сбросил на палубу две 500-кг бомбы, а 22 сентября именно он сбросил ту 1000-кг бомбу, которая привела к затоплению корабля[9]. Последнее утверждение подтверждается фотографией, сделанной хвостовым стрелком Руделя в момент выхода из пикирования, на которой запечатлен взрыв линкора.
Существует и альтернативная версия гибели «Марата»: Рудель в действительности поразил линкор «Октябрьская революция», выведя из строя башню ГК, что и зафиксировал стрелок. После атаки, вопреки плану отхода на Ленинград, потеряв ориентировку, направил самолёт в противоположную сторону, к Финскому заливу. Лететь пришлось в нескольких метрах над водой под ураганным огнём зенитных средств через весь сектор ПВО. Однако, выскочив из него, он наткнулся на истребители и предпочёл повернуть обратно. К тому времени «Марат» получил попадание 1000-кг бомбы с атаковавших его с высоты 3 км в горизонтальном полёте Ю-88 и взорвался. Рудель на обратном пути видел его гибель и посчитал это своим успехом, о чём и доложил по возвращении. Сомнения в том, что пикировщиками был поражён именно «Марат» основываются на докладе экипажа третьего самолёта из атакующего звена (первый был сбит при пикировании), вернувшегося раньше Руделя (он отвернул после атаки в правильную сторону) и отрапортовавшего об атаке на «Октябрьскую революцию» (их бомба взорвалась рядом с бортом). Однако в следующем вылете этот экипаж погиб и версия Руделя была признана командованием. Впрочем, своими метаниями по заливу он безусловно отвлёк на себя внимание зенитчиков и облегчил задачу «восемьдесят восьмым».[источник не указан 173 дня]
До самой своей смерти Ганс-Ульрих Рудель отличался своими крайне правыми взглядами, приводя своими высказываниями официальный Бонн в смущение[1]. Рудель также сделал попытку баллотироваться в Бундестаг от ультраконсервативной Deutsche Reichspartei, но потерпел поражение на выборах. Принимал активное участие в ежегодных собраниях ветеранов эскадрильи «Иммельман», в 1965 году открывал мемориал погибшим летчикам SG2 в Бурге-Штауфенбурге[1].
В конце 1951 года Рудель опубликовал в Буэнос-Айресе два политических памфлета — «Мы, фронтовые солдаты и наше мнение о перевооружении Германии» и «Удар ножом в спину или Легенда». В первой книге Рудель, выступая от имени всех фронтовых солдат, утверждает, что снова готов сражаться против большевиков и за «жизненное пространство» на Востоке, по-прежнему необходимое для выживания немецкой нации[1].
Во второй, посвященной последствиям покушения на Гитлера в июле 1944 года, Рудель объясняет читателю, что ответственность за поражение Германии в войне несет генералитет, не понявший стратегического гения фюрера и в особенности, офицеры-заговорщики, поскольку политический кризис, вызванный их покушением, позволил союзникам закрепиться в Европе[1].
К вечеру первого дня я совершил 4 вылета за линию фронта в район между Гродно и Волковыском. Мы обнаружили огромные массы русских танков вместе с длиннейшими обозами. В основном это были танки типов КВ-1, КВ-2 и Т-34. Мы бомбили танки и зенитные батареи, обстреливали из пулемётов автомобили и повозки со снабжением для танков и пехоты. На следующий день первый вылет мы совершили в 3 часа утра, а последний — в 10 часов вечера. О нормальном ночном отдыхе пришлось забыть, поэтому мы использовали каждую свободную минуту, чтобы рухнуть в траву под самолётом и немедленно уснуть. <…> |
…В боевых условиях я успел совершить 130—140 ночных вылетов, причём ряд вылетов со сложным боевым заданием засчитывался мне, как и другим ночникам, за 2—3 вылета.— ЦА ФСБ России, ф.14, оп.5, д.173 а, л. 104—107. Подлинник. (Цит. по «Огненная дуга»: Курская битва глазами Лубянки / сост. Жадобин А. Т., Марковчин В. В., Христофоров В. С. — М.: Московские Учебники и Картолитография, 2003. — С. 275. — 480 с. — 5000 экз. — ISBN 5-7853-0342-6
№ 105. Протокол допроса от 18 июня 1943 г:
…Будучи на Восточном фронте, я сделал 100 боевых вылетов, при этом дальние ночные вылеты у нас засчитывались за 4 вылета каждый, а дальние дневные — за 2 вылета каждый…— ЦА ФСБ России, ф.14, оп.5, д.173 а, л. 108—114. Подлинник. (Там же, с. 280)
Кавалеры Рыцарского креста с Дубовыми Листьями, Мечами и Бриллиантами | ||
---|---|---|
1941 | Вернер Мёльдерс | |
1942 | Адольф Галланд · Гордон Голлоб · Ханс-Йоахим Марсель · Герман Граф | |
1943 | Эрвин Роммель · Вольфганг Лют · Вальтер Новотны · Адальберт Шульц | |
1944 | Ганс-Ульрих Рудель (с золотыми дубовыми листьями) · Гиацинт Граф фон Штрахвитц · Герберт Отто Гилле · Ханс-Валентин Хубе · Альберт Кессельринг · Гельмут Лент · Йозеф Дитрих · Вальтер Модель · Эрих Хартманн · Херман Балк · Бернхард Рамке · Хайнц-Вольфганг Шнауфер · Альбрехт Бранди | |
1945 | Фердинанд Шёрнер · Хассо фон Мантойфель · Теодор Толсдорф · Карл Маус · Дитрих фон Заукен | |
в хронологическом порядке |
Рудель, Ганс-Ульрих.