Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Сиро-Персидская (Ассирийская) Церковь

03-07-2023

Ассирийская церковь Востока или Сиро-персидская церковь, оф. (Святая Апостольская Соборная (Кафолическая) Ассирийская Церковь Востока), также в литературе встречаются названия: Несторианская церковь, Персидская церковь; арам. ܥܕܬܐ ܩܕܝܫܬܐ ܘܫܠܝܚܝܬܐ ܩܬܘܠܝܩܝ ܕܡܕܢܚܐ ܕܐܬܘܪ̈ܝܐ) — христианская церковь, возникшая среди арамеоязычного населения Междуречья в I веке.

Содержание

Вероучение

Христология

В литературе обычно утверждается, что Сиро-персидская церковь придерживается несторианства.[1] Следует, однако, учитывать, что ни учение Нестория, зафиксированное в его сочинениях, ни отличающееся от него учение Сиро-персидской церкви, не идентичны учению, которое под названием несторианства было осуждено на Третьем вселенском соборе в Эфесе.[2] Христологическая формула, принимаемая этой Церковью, — «Две природы, две кномы (конкретные реализации природ, данный термин не является аналогом греческого термина „ипостась“), в одном лице и одной воле Христа» — сформулирована в VII веке Бавваем Великим.[3]

Экклезиология

При том, что этническим ядром церкви Персии всегда являлись восточные сирийцы, в древности эта церковь исповедовала своеобразную кафолическую экклесиологию, разделяющую весь мир на две части (по границе между Римской и Персидской империями), и считала своей канонической территорией весь Восток. Такое разделение отражено как в названии церкви — «Церковь Востока», так и в титуле первоиерарха — «католикос Востока», который был принят в 310 году епископом СелевкииКтесифона бар Гаггайем. Эта доктрина официально закреплена и подтверждена представителями Римо-византийской церкви в 410 году, на соборе, проходившем под председательством католикоса Мар Исхака, созванном для принятия решений Первого вселенского собора. На этом соборе, с одобрения византийского посла Маруты, католикос Церкви Востока был назван «Католикосом и главой епископов всего Востока». Соответственно, на титул «патриарха Запада» претендовали епископы Рима, что и было включено в перечень их титулов. Однако, такое разделение было устранено последующей историей, когда АЦВ, охватившая своими епархиями весь Восток, вплоть до Японии, потеряла все эти территории, вновь ограничившись практически одним только восточно-сирийским этносом Междуречья, а Римская церковь напротив, усилилась и распространила свое влияние на весь мир.

Богослужение

Ассирийская церковь придерживается традиционного восточно-сирийского богослужебного обряда. Используется три типа литургий: 1) Фаддея и Мария (иначе Мар Аддая и Мар Мари), 2) Феодора Мопсуестийского и 3) Нестория. Служба проходит на классическом сирийском языке (в храмах Индийской епархии — также на языке малаялам). В храмах Ассирийской церкви Востока нет икон и статуй.

В Ассирийской церкви Востока признаются семь таинств: крещение, евхаристия, священство, миропомазание, покаяние (без исповеди), святая закваска (малка) и крестное знамение. Таинства крещения и евхаристии считаются основными. Таинство святой закваски связано с верой в то, что кусочек хлеба, розданного на последней вечере Иисуса Христа, был привезен апостолом Фаддеем на Восток, и его частицы постоянно используются в евхаристии. В каждый новый раствор муки для просфор добавляют крупицы ранее освящённого хлеба.[4]

Среди популярных праздников дни, посвящённые памяти Девы Марии (Мат-Марьям) — 28 августа, святого Георгия (Мар-Гиваргиз) — первый понедельник ноября по старому стилю, Мар-Зайя — 14 июня, 26 сентября и 12 января, Мар-Шалыта — 12 октября.

История

До раскола 1552 года

Современный период

В период владычества Тамерлана резиденцией патриархов стало селение Алькош на севере современного Ирака, с XVII века и до 1914 года — селение Кочанис в турецком Курдистане.

В конце Первой мировой войны, после поражения антиосманского восстания и последовавшего геноцида ассирийцев (по некоторым данным, погибло не менее полумиллиона ассирийцев[5]), последователи Ассирийской церкви Востока были вынуждены бежать в различные страны мира. Большая часть ассирийцев переселилась в Ирак, находившийся под английским мандатом. Однако в 1933 году, после окончания английского управления в Ираке, конфликт между ассирийцами и иракскими войсками закончился новой резней[5] и дальнейшим рассеиванием общины. Иракские власти, лишив ассирийского патриарха Map Шимуна XXIII гражданства, выслали его из страны. Резиденцией патриарха стал город Сан-Франциско (США).

В 1964 году часть духовенства оказалась настроена против принятия григорианского календаря. Вызывали неодобрение обычай наследования патриаршества и расположение патриаршей резиденции за границей. Главой оппозиции стал ассирийский митрополит Индии Мар Фома Дармо. В 1968 году он прибыл из Индии в Багдад и рукоположил трех епископов. На собранном после этого соборе они избрали его новым патриархом. Себя раскольники назвали Древняя Ассирийская церковь Востока. После смерти Map Фома Дармо его сменил Мар Аддай II.

В 1973 году Map Шимун сложил с себя сан патриарха и женился. Преемника его долгое время не могли избрать. В 1976 году патриархом был избран епископ Тегерана, который принял имя Мар Дынха IV и поселился в США. Новый патриарх объявил, что обычай наследования патриаршего титула будет прекращен, и данный факт устранил главную причину внутрицерковного конфликта. Однако раскол не преодолен до конца, хотя в ходе встреч епископов, поддерживающих разные стороны, удалось достичь большого прогресса. В настоящее время в подчинении Map Дынхи IV находятся одиннадцать епископов, в подчинении Map Аддая II — пять.

11 ноября 1994 года глава Ассирийской церкви Востока Map Дынха IV и папа Иоанн Павел II подписали в Ватикане «Совместную Христологическую Декларацию», где говорилось, что католики и ассирийцы «объединены ныне в общем исповедании Сына Божия». Была учреждена двусторонняя комиссия по богословскому диалогу, которая собирается ежегодно. Вследствие этого улучшились отношения Ассирийской церкви Востока и с ранее отколовшейся от нее Халдейской Католической Церковью. В ноябре 1996 года Map Дынха IV и халдейский патриарх Рафаил I Бидавид встретились в Саутфилде, штат Мичиган, и подписали «Совместное патриаршье заявление».

Структура

Возглавляет Ассирийскую церковь Востока католикос-патриарх. Ныне это Мар Дынха IV (г.р. 1935). Резиденция патриарха расположена в Мортон-Гров, штат Иллинойс (США).

Число верующих по различным данным составляет от 200 до 400 тысяч человек. Последователи Ассирийской церкви Востока живут в Ираке, Сирии, Иране, США, Армении, Швеции и других странах. Российские верующие находятся в подчинении епископа Северного Ирака и СНГ. В 1998 году в Москве построен храм.

Епархии Ассирийской церкви Востока

  • Патриаршья епархия Восточных США
  • Епархия Западных США
  • Епархия Западной Калифорнии
  • Епархия Австралии и Новой Зеландии
  • Епархия Европы
  • Епархия Канады
  • Епархия Ирана
  • Епархия Ливана
  • Епархия Сирии
  • Епархия Ирака
  • Епархия Северного Ирака и СНГ
  • Индийская (Кочинская) епархия

Епархии Древней Ассирийской церкви Востока

  • Епархия Багдада
  • Епархия Киркука
  • Епархия Ниневии
  • Епархия Сирии и Ливана
  • Епархия Запада США

См. также

Примечания

  1. Напр.: Macomber W.F. The Christology of the Synod of Seleucia-Ctesiphon, A.D. 486 // Orientalia Christiana Periodica 24 (1958), pp.142-154.
  2. Nestorius and his teaching: a fresh examination of the evidence. Cambridge: Cambridge University Press, 1908.
  3. «The Church of the East: a concise history», ISBN http://books.google.com/books?id=yt0X840SjpEC&dq=baum%20winkler&source=gbs_book_other_versions>   (англ.)
  4. Характерные особенности традиции Церкви Востока в вопросах и ответах. Assyrianchurch.Ru
  5. ↑ «Ассирийская Церковь Востока. Краткий исторический очерк, с V века до наших дней и полемика с Н. Н. Селезневым. Часть 3»

Литература

  1. «Ассирийская Церковь Востока» // Большая Российская энциклопедия. Т. 2.
  2. Ассирийская Церковь Востока. Исторический очерк М.: АЦВ, 2001. (28 Mb)
  3. Христология Ассирийской Церкви Востока: анализ основных материалов в контексте истории формирования вероучения М.: Euroasiatica, 2002. (58 Mb)
  4. «Несторий и церковь Востока» РГГУ, Центр изучения религий. М.: Путь, 2005. (36 Mb)
  5. Несторианство» // Народы и религии мира: Энциклопедия /Гл. ред. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 928 с.: ил. ISBN 5-85270-155-6
  6. Гаек С. «Ассирийская церковь Востока» // Католическая энциклопедия. Т. 1. — М., 2002
  7. Рональд Роберсон «Восточные христианские церкви», раздел об Ассирийской церкви Востока
  8. Михайлов С. С. «Московский приход храма Март-Марьям Ассирийской церкви Востока» // Московский регион: этноконфессиональная ситуация /ред. Логашова Б.-Р. — М.: ИЭА РАН, 2000
  9. Болотов В. В. «Из истории церкви Сиро-Персидской». СПб., 1901
  10. Пигулевская Н. В. «Культура сирийцев в средние века». М., 1979
  11. «Ассирийская церковь Востока: взгляд на историю и современное положение» // Научно-церковная конференция «История Древней Церкви в традициях XX века», посвященная памяти проф. СПбДА В. В. Болотова. 18-20 апреля 2000 г.
  12. «Древний народ прижился в России» // «НГ-Религии», 19.06.2002]
  13. Дмитрий Каниболоцкий, Гиваргис Бадаре «Ассирийская Церковь Востока: зарождение, становление, трансформации» — «Религия в Украине», 22 сентября 2009 г.

Ссылки

  • Святая Апостольская Соборная Ассирийская Церковь Востока — сайт московской общины
  • Неофициальный сайт «Церкви Востока»  (англ.)
  • Encyclopedia LookLex: Nestorian Church  (англ.)
  • The Chaldean church of the East  (англ.)
  • The Assyrian Church of the East  (англ.)
  • Интернет-проект «Иерархия церквей» об Ассирийской церкви
  • Список статей Н. Н. Селезнёва по теме АЦВ — сайт РГГУ


Сиро-Персидская (Ассирийская) Церковь.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06