14-10-2023
Скайлэб-спасатель (Skylab Rescue SL-R) | |||||
Эмблема | |||||
---|---|---|---|---|---|
Полётные данные корабля | |||||
Название корабля | Аполлон | ||||
Ракета-носитель | Сатурн-1Б | ||||
Стартовая площадка | Мыс Канаверал, Флорида | ||||
Запуск | август 1973 - февраль 1974 | ||||
Полётные данные экипажа | |||||
Связанные экспедиции | |||||
|
Скайлэб-спасатель (англ. Skylab Rescue (SL-R)) — резервный спасательный полёт, часть плана действий при непредвиденных обстоятельствах для спасения экипажа, находящегося на космической станции Скайлэб[1]. Полёт разработан в рамках программы Аполлон. Для этого потребовалось внести изменения в Командный модуль корабля Аполлон (КА), который должен был стартовать с экипажем из двух астронавтов, а возвращаться должны были два экипажа из пяти астронавтов[2]. Два раза проводились подготовки к полётам, но ни один полёт по программе Скайлэб-спасатель не был выполнен.
Содержание |
К спасательным экспедициям AS-208 и AS-209 готовились:
Вэнс Бранд — командир корабля
Лесли Линд — пилот корабля
В ноябре 1965 года технический персонал североамериканского Rockwell задумался о спасательной миссии для астронавтов, оказавшихся в ловушке на лунной орбите[3]. Стали рассматриваться возможности использования кораблей «Аполлон» не только как космическое спасательное средство, но и транспортное — для снабжения экипажей оборудованием и расходными материалами.
В ноябре 1970 года компания вернулась к этому проекту после того, как спасательная миссия на земной орбите была показана в фильме 1969 года «Потерянные». Центр космических полетов имени Маршалла выпустил формуляр «Требования к Полетам» от 17 мая 1972, с последующими дополнениями[2].
Стандартный командный модуль корабля «Аполлон» имел три шкафчика в кормовой части за переборкой для хранения запасов продуктов и другого оборудования, которые так же использовались для возвращения с орбиты отснятых плёнок и результатов экспериментов. Чтобы переоборудовать стандартный командный модуль в спасательное транспортное средство, шкафчики хранения были удалены и заменены двумя ложементами для команды, что позволило разместить в сумме до пяти человек[4].
(РН AS-208 предназначалась для спасения экипажа Скайлэб-3.)
После старта Скайлэб-3 28 июля 1973 года, экипаж обратил внимание на проблему с Командным модулем — с двумя из ее двигателей ориентации Системы управления кораблем. Они пропускали топливо, у одного это заметили перед стыковкой со станцией, а у другого — через шесть дней, 2 августа. Осталось два исправных двигателя, космический корабль мог работать и на одном, утечки представляли угрозу для других систем[5]. NASA сначала рассматривало вопрос о немедленном приземлении команды. Поскольку астронавты были на станции в относительной безопасности, с вполне достаточными запасами продуктов и кислорода, появились планы относительно спасательного полета, миссия продолжалась, в то время как ракета Сатурн-1Б (AS-208) со спасательным Командным модулем (CSM 119) уже была собрана в вертикальном положении в Здании сборки около Стартовых площадок № 39 для возможного применения. Её даже выкатили на стартовый стол LC-39B.
4 августа NASA объявило, что члены дублирующих экипажей Скайлэб-3 и Скайлэб-4 Вэнс Бранд и Линд, Дон Лесли будут управлять этой спасательной миссией, они немедленно приступили к обучению по программе такого полета, как только второй двигатель дал течь 2 августа. После того, как инженеры определили, что утечки не будут повреждать космический корабль Скайлэб-3, эти два астронавта на Земле стали использовать тренажеры, чтобы проверить возможность возвращения астронавтов со Скайлэба на двух двигателях ориентации. Если бы линейный персонал работал 24 часа в сутки и провел бы не все тесты, то старт мог бы состояться уже 10 сентября, и продлиться не больше, чем пять дней. Астронавты на орбите попытались подготовить Скайлэб к дальнейшему использованию, подготавливать к возвращению результаты экспериментов, но диагностика причин проблемы с двигателями Командного модуля были более важными. Линд, находясь на Земле, помогал экипажу на орбите отбирать материалы, которые будут возвращены. У Скайлэба было два стыковочных порта, но основной был занят, а именно он был нужен для стыковки корабля Скайлэб-спасатель со станцией[2].
Через несколько часов после отказа второго двигателя, NASA решило отменить спасательную миссию. Вне заключения космического агентства, что неработающие двигатели не повредили Командный модуль Скайлэб-3, Вэнс Бранд и Лесли Линд (дублеры команды Скайлэб) уже доказали во время их обучения и тренировок, что возвращение с нерабочими двумя двигателями было безопасно. Они продолжали обучаться для спасательной экспедиции, как и для последующих полетов. Экипаж Скайлэб-3 смог полностью закончить свою 59-дневную миссию на станцию и благополучно возвратился на Землю, используя два функционирующих двигателя RCS[6].
(РН AS-209 предназначалась для спасения экипажа Скайлэб-4)
После запуска Скайлэб-4 из-за непредвиденных обстоятельств была проведена подготовка к ещё одному резервному спасательному полету. Ракета Сатурн-1Б (AS-209) была собрана в здании сборки ракет в пусковом комплексе 39 для возможного применения. Здесь использовался тот же командный модуль — CSM 119, на котором должны были лететь Вэнс Бранд и Лесли Линд для спасения миссии Скайлэб-3.
Были также планы 20-дневного полёта Скайлэб-5, где можно было бы использовать этот резервный командный модуль (англ. Command/Service Module, CSM). Полетел бы экипаж, состоящий из Вэнса Бранда и Лесли Линда и ещё одного астронавта — Уильяма Ленуара (как пилота командного модуля), они выполнили бы некоторые научные исследования и подняли бы станцию на более высокую орбиту для ожидания будущих экспедиций по программе «Спейс шаттл».
CSM-119 в Космическом центре Кеннеди
Сатурн-1Бв Космическом центре Кеннеди
Командный модуль CSM-119 в Космическом центре Кеннеди
РН AS-209 и CSM-119 позже использовались в качестве резервных при подготовке к миссии Аполлон (ЭПАС) в рамках проекта совместного экспериментального полёта «Союз — Аполлон». Командный модуль CSM-119 сейчас демонстрируются в разделе Аполлон-Сатурн Космического центра Кеннеди. Ракета-носитель Сатурн-1Б AS-209 в настоящее время располагается в Парке Ракет там же. В 2007 году командный модуль, после более 30 лет проведенных как экспонат, был использован инженерами NASA для исследований сборки адаптеров поддержания жизнеобеспечения космического корабля — проектировался трубопровод, защищенный от больших аэродинамических нагрузок, который позволяет кислороду, воде и электричеству из Сервисного модуля попадать в Командный модуль. Это нужно было при проектировании и строительстве подобной системы на новом космическом корабле Орион, который напоминает конфигурацию корабля Аполлон.
Запуски по программе «Аполлон» | ||
---|---|---|
Ракетные испытания | SA-1 · SA-2 · SA-3 · SA-4 · SA-5 · AS-203 | |
Неудавшиеся испытания | QTV-1 · Pad Abort Test-1 · A-001 · A-002 · A-003 · Pad Abort Test-2 · A-004 | |
Испытания макета | A-101 · A-102 · A-103 · A-104 · A-105 | |
Беспилотные запуски | AS-201 · AS-202 · Аполлон-4 · Аполлон-5 · Аполлон-6 · Skylab 1 | |
Полёты на низкой околоземной орбите |
Аполлон-7 · Аполлон-9 · Скайлэб-2 · Скайлэб-3 · Скайлэб-4 · Аполлон (ЭПАС) | |
Лунные миссии | Аполлон-8 · Аполлон-10 · Аполлон-11 · Аполлон-12 · Аполлон-13 · Аполлон-14 · Аполлон-15 · Аполлон-16 · Аполлон-17 | |
Неудавшиеся миссии | Аполлон-1 (AS-204) · Аполлон-13 | |
Отменённые миссии | Аполлон-18 · Аполлон-19 · Аполлон-20 · Скайлэб-спасатель · Скайлэб-5 |
Скайлэб-спасатель.