18-10-2023
AS-201 | |||||
Эмблема | |||||
---|---|---|---|---|---|
Полётные данные корабля | |||||
Название корабля | Аполлон-Сатурн-201 | ||||
Ракета-носитель | Сатурн-1Б (SA-201) | ||||
Стартовая площадка | База ВВС США на мысе Канаверал LC-34 | ||||
Запуск | 26 февраля 1966 16:12:01 UTC |
||||
Посадка | 26 февраля 1966 16:49:21 UTC |
||||
Длительность полёта | 37 мин 19,7 сек | ||||
Апогей | 492,1 км | ||||
Перигей | км | ||||
Наклонение | ° | ||||
Период обращения | мин | ||||
Масса | 15 294 кг | ||||
Полётные данные экипажа | |||||
Связанные экспедиции | |||||
|
AS-201 (SA-201) — 18-й старт, проведенный в рамках подготовки к программе Аполлон, 1-й полет корабля Аполлон, произведен ракетой-носителем Сатурн-1Б, состоялся 26 февраля 1966 года.
Содержание |
Цели миссии :
Первая ступень ракеты на мыс Канаверал, как обычно, была доставлена баржой 14 августа 1965 года. Она была собрана на заводах Крайслер и имела восемь двигателей H-1, созданных Rocketdyne. Вторая ступень S-IVB прибыла 18 сентября. Автоматика управления ракетой-носителем прибыла 22 октября. Командный модуль прибыл три дня спустя и Обслуживающий модуль 27 октября. Вскоре первая ступень была установлена на стартовом столе Мыса Канаверала. Вторую ступень присоединили к ней 1 октября. После решения некоторых проблем в Блоке Управления, его разместили над S-IVB 25 октября. 26 декабря водрузили корабль. 7 октября появилась первая проблема, с которой сталкивается NASA. Компьютер 110 А RCA, который провел бы испытание ракеты и всю автоматику, отставал от графика на десять дней, его не будет в Мысе до 1 ноября. Это означало, что к середине октября мало могло быть протестировано на стартовом столе. Когда компьютер наконец прибыл, выяснилось, что у него проблемы с перфокартами, а также с конденсаторами, которые плохо работали под защитным покрытием. В конце концов тестирование ракеты-носителя вошло в график. Тестирование происходило круглосуточно в течении всего декабря. Технический персонал проверял топливные системы корабля днем, а тестирование ракеты происходило ночью. В компьютере произошел сбой - а-ля "2000 год". Прошла полночь, время изменилось с 2400 на 0001 и с компьютером не возможно было обращаться. "Он превратился в тыкву" согласно интервью с Франком Брайаном, операционным сотрудником Разработки ракеты-носителя Космического центра Кеннеди. Наконец тестирования, медленно продвигающиеся, были закончены, ракета отдельно функционировать могла.
Командный модуль CSM-009 был версией Блока-1, разработанной до принятия решения об участии кораблей Аполлон в Лунных экспедициях (ЛЭ), поэтому появилась проблема - Аполлон не мог состыковаться с Лунным модулем. Блок-1 также использовал предварительные проекты определенных подсистем и был более нагруженным, чем версия Блок-2 для ЛЭ. Вся предыдущие варианты командного модуля, которые были созданы (за исключением одного), были версиями из картона (газетного материала). CM-009 был вторым производственным командным модулем из версий Блок-1, первый CM-002 полетел на Литл Джо-2 в заключительном полете-тесте Систем аварийного спасения (САС) запуска, как модель Аполлона - A-004. CM-009 отличался от производственной конфигурации упрощенным управлением, наличием навигационной системы, появились ложементы для команды, дисплеи и оборудование связи, добавились программный контроль и Тревожная система в варианте "разомкнутый контур". СМ-009 был первым производственным командным сервисным модулем (вариант Блок-1), который полетит в космос. Он отличался от производственной конфигурации заменой производящих электроэнергию топливных элементов с батареями и упрощением коммуникационного оборудования S-группы. Запуск также включал в Блок-1 Систему аварийного спасения (САС) и первый полет адаптера "Корабль-Лунный модуль", который соединял космический корабль с ракетой-носителем.
Сатурн-1Б был улучшенной версией ракеты Сатурн-1, которая десять раз запускалась в более ранних миссиях-тестах Аполлона. Были модернизированы двигатели первой ступени, чтобы увеличить тягу с 6 700 кН до 7 100 кН и произошла замена второй ступени - на S-IVB. На второй ступени стоял новый двигатель J-2 (топливо - жидкий водород), который будет использоваться как вторая ступень S-II на Сатурне-5 - лунном ракете-носителе. Измененная версия S-IVB, с возможностью повторного включения в космосе J-2, также использовалась качестве третьей ступени на Сатурне-5. Здесь использовалась новая модель Блока Управления, которая так же будет использоваться на Сатурне-5.
Первая попытка запуска произошла 25 февраля 1966 года - все шло к тому, что это произойдет в этот день. Как всегда было несколько маленьких задержек, но когда давление в одном из топливных баков в S-IVB упало ниже установленного предела, бортовой компьютер прервал отсчет за 4 секунды до запуска. Проблема была легко устраняемой, но получалось, что старт не успевали произвести в окне запуска. Однако, некоторые члены команды запуска посчитали, что можно запускать, и убедили менеджеров разрешить старт и управлять запуском. А 150 секунд полета покажут, что ракета может работать с более низким давлением в топливном баке. Менеджеры решили проверить, может ли так быть, и запуск был разрешен.
Наконец, после месяцев задержек и проблем, произошел первый старт Сатурн-1Б со стартового стола №34. Первая ступень работала отлично - подняла ракету на 57 км, вторая S-IVB доставила космический корабль на высоту 425 км. Командный модуль отделился и продолжал подъем до 488 км. Корабль запустил свой собственный двигатель, чтобы направить космический корабль к Земле. Первый импульс продлился 184 секунды. Второй - через десять секунд - в течение 10 секунд. Это доказало, что двигатель мог повторно включаться в космосе, это его ключевая роль в пилотируемом полете на Луну. Корабль вошел в атмосферу со скоростью 8 300 м/с. Он приводнился через 37 минут после запуска, в 72 км от запланированной точки и был на борту ВОЕННОГО КОРАБЛЯ США Boxer через два часа после старта.
В полете обнаружились три серьезные проблемы. Двигатель Сервисного модуля должным образом работал только в течении 80 секунд, затем работа была прервана присутствием газа гелия в камере сгорания. Гелий использовался, чтобы герметизировать топливные баки, но его не должно было быть в камере сгорания. Это было вызвано перерывом в подаче окислителя, который позволил гелию смешаться с окислителем[2].
Вторая проблема состояла в том, что подвела электрическая схема командного модуля, он потерял способность к контролю во время возвращения. Наконец, запись показаний датчиков во время возвращения была стерта из-за короткого замыкания. Обе из этих проблем произошли из-за плохой проводки и были легко устранены.
После полета капсула использовалась для испытаний методом сбрасывания в районе полигона Белые Пески. Сейчас она демонстрируется в Стратегическом Аэрокосмическом музее, Ашленд, Небраска.
Так как только миссии AS-201 и AS-202 на борту несли корабли Аполлон, то они неофициально были известны как Аполлон-1 и Аполлон-2 (так как AS-203 нес только аэродинамический носовой обтекатель).
Весной 1967 года Первый помощник руководителя NASA по Пилотируемым космическим полетам доктор Джордж Э. Мюллер объявил, что миссия, первоначально намеченная для Гриссома, Уайта и Чаффи, будет известна как Аполлон-1 и добавил, что ближайший пуск - это запуск Сатурна-5, намечен на ноябрь 1967 года, будет известен как Аполлон-4.
После заявления доктора Джорджа Э. Мюллера старты AS-201 и AS-202 неофициально стали именоваться Аполлон-2 и Аполлон-3 [3].
Запуски по программе «Аполлон» | ||
---|---|---|
Ракетные испытания | SA-1 · SA-2 · SA-3 · SA-4 · SA-5 · AS-203 | |
Неудавшиеся испытания | QTV-1 · Pad Abort Test-1 · A-001 · A-002 · A-003 · Pad Abort Test-2 · A-004 | |
Испытания макета | A-101 · A-102 · A-103 · A-104 · A-105 | |
Беспилотные запуски | AS-201 · AS-202 · Аполлон-4 · Аполлон-5 · Аполлон-6 · Skylab 1 | |
Полёты на низкой околоземной орбите |
Аполлон-7 · Аполлон-9 · Скайлэб-2 · Скайлэб-3 · Скайлэб-4 · Аполлон (ЭПАС) | |
Лунные миссии | Аполлон-8 · Аполлон-10 · Аполлон-11 · Аполлон-12 · Аполлон-13 · Аполлон-14 · Аполлон-15 · Аполлон-16 · Аполлон-17 | |
Неудавшиеся миссии | Аполлон-1 (AS-204) · Аполлон-13 | |
Отменённые миссии | Аполлон-18 · Аполлон-19 · Аполлон-20 · Скайлэб-спасатель · Скайлэб-5 |
AS-201.