Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Тапа (аэродром)

17-10-2023

Перейти к: навигация, поиск
Тапа

Вертолётные площадки, арочные укрытия, стартовый командный пункт южного подхода (СКП-Ю)
Страна:
Регион:
[[Эстония]]
[[Ляэне-Вирумаа]]
Тип: военный
Расположение: Тапа
Высота:
Координаты:

(O)(O)
Местное время: UTC +3/+4


Взлётно-посадочные полосы (ВПП)
Номер Размеры Покрытие
05-23 2400х50/40 м цементобетон


Список военных аэродромов России

Тапавоенный аэродром в уезде Ляэне-Вирумаа Эстонии, расположенный на южной окраине города Тапа.

Принимаемые воздушные суда: Ту-134; Ан-12, Ан-26, Ан-24; Ил-18; Ил-76; вертолёты. Изначально предназначен для эксплуатации истребителей и истребителей-бомбардировщиков, а также вертолётов.

Предвоенный период, Вторая Мировая

Ходатайство об использовании территории у города Тапа для постройки военного аэродрома подавалось Силами обороны Эстонской республики в конце 1930-х годов, но непосредственно строительство началось только в 1939 году прибывшими сюда частями РККА. Аэродром изначально имел грунтовое покрытие; к лётному полю подходила железнодорожная ветка. Во время Советско-финской войны (1939-1940) отсюда производились вылеты бомбардировщиков ВВС РККА через Финский залив. В ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 годов аэродром мало использовался ввиду незначительных боёв при быстром передвижении линий фронтов 1941, 1944 годов в Северной Эстонии. Во время немецкой оккупации, в июле-сентябре 1944 года здесь находились подразделения "помощников ПВО" (эстонские добровольцы 15-20 лет, обслуживавшие зенитные орудия и прожектора частей люфтваффе).

Мирный период, СССР

После войны в ходе реконструкций лётное поле расширялось; в 1950-х годах взлётно-посадочная полоса была покрыта искусственным покрытием. Железнодорожная ветка была частично разобрана. В 1960-е годы на аэродроме были построены вертолётные площадки. В 1972-1973 годах на лётном поле возведены арочные укрытия для самолётов (истребителей и истребителей-бомбардировщиков), оснащённые системой централизованной заправки самолётов (ЦЗС) топливом.

Аэродром периодически использовался самолётами военно-транспортной авиации, прилетавшими из Ленинграда (аэродром Горелово). 19 апреля 1977 года идущий на посадку военно-транспортный Ан-24Т задел за трубу спиртзавода в посёлке Моэ, расположенном в полосе воздушных подходов аэродрома Тапа. В результате получения повреждений самолёт упал, не долетев до аэродрома около 2,5 км. Все находившиеся на борту 21 человек погибли. На месте падения самолёта в посёлке Моэ был установлен памятник.

28 мая 1987 года в 16.03 с аэродрома Тапа по тревоге вылетал МиГ-23МЛД, пилот - старший лейтенант А. Пучнин, на перехват цели 8255. Приказа об уничтожении цели так и не поступило; в итоге этот спортивный самолёт — «Cessna-172B» Матиаса Руста совершил посадку на Красной площади Москвы.

К концу 1980-х годов из проржавевших подземных топливопроводов ЦЗС происходила значительная утечка керосина, который, в результате, оседал на водоносных слоях грунта и выкачивался с водой колонками близлежащих огородов. Очистка грунтовых вод была произведена в начале 90-х годов , уже после ухода Российских войск.

В 1991 году, к моменту выхода Эстонии из состава СССР, на аэродроме базировались 656-й истребительный авиаполк (истребители МиГ-23), 384-я отдельная вертолётная эскадрилья

Ангар ТЭЧ ИАП. Пять лет, как русские ушли...

(Ми-24, Ми-8) 6-й армии ВВС и ПВО, а также части обеспечения полётов - авиационно-техническая база, отдельный батальон радиотехнического обеспечения.

В независимой Эстонии

С 1991 по 1993 годы производился вывод Российских войск из Эстонии. Лётное поле и казарменная зона весной 1993 года были переданы Силам обороны Эстонии, жилая зона - городу Тапа. Казарменная зона не использовалась; с годами застройка почти вся была снесена. Сегодня на этой территории находится Дом престарелых в коттеджах. Лётное поле изначально использовалось местным аэроклубом. С вступлением Эстонии в НАТО началась частичная застройка лётного поля и расположение здесь артиллерийского полка Сил обороны. По своему прямому назначению в настоящее время аэродром не используется; средств обеспечения полётов здесь нет.

Примечания

Тапа (аэродром).

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06