Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Матиас Руст

26-07-2023

(перенаправлено с «Матиас Руст»)
Перейти к: навигация, поиск
Матиас Руст
Mathias Rust

М. Руст, 2012 год
Род деятельности:

лётчик

Дата рождения:

1 июня 1968({{padleft:1968|4|0}}-{{padleft:6|2|0}}-{{padleft:1|2|0}}) (46 лет)

Место рождения:

Ведель, ФРГ

Страна:

 Германия

Матиас Руст на Викискладе

Мати́ас Руст (нем. Mathias Rust, род. 1 июня 1968 года, Ведель) — немецкий спортсмен-пилот, в возрасте 18 лет совершивший перелёт на лёгком самолете Cessna 172 из Гамбурга через Хельсинки в Москву и приземлившийся 28 мая 1987 года на Красной площади, избежав перехвата советской ПВО[~ 1][1].

Биография

Родился в семье Карла-Хайнца Руста, работавшего инженером в концерне AEG. С детства мечтал о полётах. В 1986 году получил лицензию пилота в аэроклубе Гамбурга.

Полёт в Москву

Маршрут перелёта

13 мая 1987 года 18-летний Матиас Руст вылетел из аэропорта города Итерзен на лёгком самолёте «Сессна-172 Скайхок» (бортовой номер D-ECJB), арендованном им в своём аэроклубе и модифицированном путём установки дополнительных топливных баков вместо второго ряда сидений. Через пять часов полёта над Северным морем он приземлился на одном из аэродромов Шетландских островов. На следующий день Руст вылетел в Вагар (Фарерские острова)[2].

15 мая Руст совершил перелёт в Кеблавик (Исландия), где посетил Хёвди — место проведения встречи Рейгана и Горбачева[en] в октябре 1986 года.

…Я почувствовал, что вошёл в контакт с духом этого места. Меня заполнили эмоции и разочарование от провала саммита, от того, что я не смог здесь оказаться прошлой осенью. Это мотивировало меня продолжить.

— «Air & Space Magazine»[2]

22 мая Руст вылетел в Берген (Норвегия), оттуда 25 мая — в Хельсинки (Финляндия). Теперь, преодолев почти 2600 миль из Гамбурга, он почувствовал, что имеет достаточно навыков для достижения главной цели. Однако сомнения в своей способности выдержать нервное напряжение не оставляли. Он постоянно колебался: «Да, я должен это сделать» — «Нет, это безумие».

Утром 28 мая он приехал в аэропорт, заправил «Сессну», проверил погоду и подал диспетчерской службе план двухчасового полёта на юго-запад, в Стокгольм. По его словам, это был альтернативный маршрут на случай, если он струсит[2].

В 12:21 Руст взлетел. Через 20 минут, в районе города Нуммела[fi], его самолёт вышел из зоны управления аэропорта. Руст прекратил связь с диспетчерской службой, развернулся к береговой линии Балтийского моря и примерно в 13:00 исчез из воздушного пространства Финляндии около Сипоо. Диспетчеры запустили поисково-спасательную операцию. Спасатели обнаружили в море масляное пятно и предположили, что самолёт потерпел крушение. Чтобы достоверно в этом убедиться, были привлечены дополнительные силы. Руст же пересёк советскую границу возле города Кохтла-Ярве и взял курс на Москву[3]. Позже ему предъявят счёт за ложную спасательную тревогу на сумму более ста тысяч долларов[4].

Руст ориентировался по магнитному компасу и заранее намеченным объектам — Чудскому озеру, озеру Ильмень, озеру Селигер, железнодорожному пути Ржев — Москва. Радиотехнические подразделения ПВО, дислоцированные в районе Скрунды, обнаружили его в 14:10. Три зенитных ракетных дивизиона были приведены в боевую готовность, но команды на уничтожение не получали. В воздух поднимались дежурные звенья МиГ-21, МиГ-23 с аэродромов Тапа, Андреаполь, Хотилово и Бежецк. В районе города Гдов его обнаружили визуально — в 14:29 лётчики доложили, что в разрыве облаков наблюдают «спортивный самолет типа Як-12 белого цвета с тёмной полосой вдоль фюзеляжа». Самолёт Руста двигался на малой высоте и с малой скоростью полёта, что делало невозможным постоянное сопровождение его скоростными истребителями. Сделав несколько пролётов над ним и не получив чёткой команды по воздействию, лётчики просто возвращались на аэродром[4][5].

Существует версия, что автоматизированная система ПВО Московского военного округа была отключена для профилактических работ, поэтому слежение за самолётом-нарушителем пришлось производить в ручном режиме и координировать по телефонной связи. Однако, по словам Маршала Советского Союза Д. Т. Язова, ПВО его вела до Москвы, потому что после истории со сбитым южно-корейским лайнером получила распоряжение гражданские самолеты не сбивать[6]. Кроме того, в соответствии с Чикагской конвенцией, участником которой являлся СССР, при нарушении воздушного пространства легкомоторными спортивными самолётами их можно только принудить к посадке, что гораздо сложнее, чем уничтожить[5].

В 18:30 Руст подлетел к Москве. Он предполагал сесть непосредственно в Кремле или на Красной площади, но это оказалось невозможно. Сделав несколько кругов, он засёк цикл работы светофора на Большом Москворецком мосту. Снизившись над улицей Большая Ордынка, его самолёт, едва не задевая крыши автомобилей, сел на мост и накатом доехал до Собора Василия Блаженного[4]. В 19:10 Руст вышел из самолёта и стал раздавать автографы. Вскоре его арестовали.

Последствия

Руст был обвинён в хулиганстве (его посадка, по мнению суда, угрожала жизни находившихся на площади людей), нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении советской границы. Руст заявил на суде, что его полёт был «призывом к миру». 4 сентября Руста приговорили к четырём годам лишения свободы[7]. Матиас Руст вернулся в ФРГ 3 августа 1988 года после того как Андрей Громыко, в то время председатель президиума Верховного Совета СССР, подписал указ об амнистии. Руст провёл в предварительном заключении и тюрьме в общей сложности 432 дня.

Матиас Руст в суде

В популярной эстраде Руст описан как бесшабашный и безрассудный парень[8]. Евгений Евтушенко в одном из стихотворений назвал его «нахальным аэрокурёнком».

В советских газетах его полёт был представлен как провал системы ПВО страны[9]. При этом не учитывалось, что система ПВО предназначалась для отражения нападения с воздуха или из космоса, способного нанести урон общегосударственного масштаба. Задача противодействия в мирное время воздушным хулиганам на легкомоторных аппаратах, летящих на малых высотах, непосильна для экономики государства, имеющего протяжённость границ более 60 тыс. км[4]. Михаил Горбачёв использовал инцидент для того, чтобы сместить министра обороны Сергея Соколова и командующего ПВО Александра Колдунова, а также для последующего сокращения вооружённых сил[9]. Оба они были политическими противниками Горбачёва. Вместо них он назначил людей, поддерживавших его политический курс, хотя один из них — новый министр обороны Дмитрий Язов — впоследствии участвовал в путче против Горбачёва.

Командующий Московским округом ПВО генерал-полковник Владимир Царьков, назначенный на должность в мае 1987 года (за несколько дней до события), получил выговор, но должность сохранил[10][11].

Наиболее цитируемая оценка последствий полёта Руста для советских Вооружённых Сил дана американским специалистом по национальной безопасности Вильямом Одомом: «После пролёта Руста в советской армии были проведены радикальные изменения, сопоставимые с чисткой вооруженных сил, организованной Сталиным в 1937 году»[9].

Версии о мотивах Руста

Мировые СМИ выдвигали разные версии причин полёта Руста: выиграть пари, произвести впечатление на девушку.

Многие представители советских Вооружённых Сил считали полёт акцией иностранных спецслужб. Генерал армии Петр Дейнекин, главнокомандующий ВВС РФ в 19911997 годах:

Нет никаких сомнений, что полёт Руста был тщательно спланированной провокацией западных спецслужб. И что самое важное — проведена она с согласия и с ведома отдельных лиц из тогдашнего руководства Советского Союза[9].

Игорь Морозов, бывший полковник КГБ СССР:

Это была блестящая операция, разработанная западными спецслужбами. Спустя 20 лет становится очевидным, что спецслужбы, и это ни для кого уже не является секретом, смогли привлечь к осуществлению грандиозного проекта лиц из ближайшего окружения Михаила Горбачева, причем со стопроцентной точностью просчитали реакцию Генерального секретаря ЦК КПСС. А цель была одна — обезглавить Вооруженные силы СССР, значительно ослабить позиции Советского Союза на международной арене[9].

Генерал-полковник авиации Николай Москвителев:

На мой взгляд, это была хорошо продуманная акция какой-то спецслужбы[12].

Командующий зенитно-ракетными войсками ПВО СССР Расим Акчурин:

Акция была вовсе не безобидной, а спланированной, чтобы опорочить нашу армию. <…> Был снят главком Александр Иванович Колдунов — удивительный человек, дважды Герой Советского Союза. Кроме того, у нас командарма сняли — его судьбы я не знаю и даже имени уже не помню. В ПВО тогда очень много народа «помели», а оперативного дежурного даже засудили. …Убрали отличного министра обороны Сергея Леонидовича Соколова и поставили вместо него Дмитрия Язова[9].

Газета «Красная звезда», цитируя неназванный телеканал, писала, что Сергей Мельников, дежурный генерал на центральном пункте ПВО 28 мая 1987 года, ссылался на бывшего председателя КГБ Владимира Крючкова, который якобы признался, что готовил эту операцию по указанию Горбачёва[13].

Спустя 20 лет, в 2007 году, сам Руст объяснил свои мотивы следующим образом:

Тогда я был полон надежд. Я верил, что возможно всё. Мой полёт должен был создать воображаемый мост между Востоком и Западом[14].

В 2012 году он признал свой полёт безответственным, заявив следующее:

Мне тогда было 19. Мой пыл и мои политические убеждения подсказали мне, что приземление на Красной площади было единственным вариантом для меня… Сейчас я смотрю на произошедшее совершенно по-другому. Я точно не стал бы повторять это и назвал бы свои тогдашние планы нереализуемыми. Это был безответственный поступок[15].

Жизнь Руста после полёта

В ноябре 1989 года Руст, проходивший альтернативную службу в больнице в Риссене, ударил ножом медсестру, потому что она отказалась пойти с ним на свидание. За это в 1991 году он был приговорён к 4 годам лишения свободы, но был освобождён спустя всего 15 месяцев. В апреле 1994 года Руст заявил, что хочет вернуться в Россию. Там он посетил детский дом и стал жертвовать на него деньги. Долгое время жил на Тринидаде[16]. В 1996 году, в 28-летнем возрасте, объездив весь мир, Руст вернулся на родину.

В 1997 году Руст обратился в индуизм[16] и женился на индийской девушке по имени Гита, дочери богатого торговца чаем из Бомбея. После бракосочетания Руст с женой вернулся в Германию[16].

В апреле 2001 года Руст предстал перед судом по обвинению в краже свитера в универмаге[16].

В 2002 году Руст жил в Гамбурге уже со второй женой Афиной (Athena)[источник не указан 54 дня].

Сейчас Матиас Руст зарабатывает на жизнь игрой в покер[17] и, по его словам в 2012 году, работой в банке[18].

Мемуары Руста были опубликованы в 2012 году, к 25-летнему юбилею его знаменитого перелёта[19].

Интересные факты

  • Самолётом Руста до 2008 года владел богатый японский бизнесмен. Он держал самолёт в ангаре, надеясь, что со временем его стоимость вырастет[20][21]. В 2008 году самолёт был куплен Немецким техническим музеем, где выставляется в фойе[22].
  • После приземления Руста Красную площадь в народе некоторое время называли «Шереметьево-3». Среди военнослужащих авиационно-истребительных полков войск ПВО страны ходил анекдот о двух лейтенантах-лётчиках, один из которых попросил на Красной площади у другого закурить; тот же ответил в смысле: «Ты что?! На аэродроме не курят!»[~ 2]. Также по стране ходил анекдот, что у фонтана возле Большого театра выставлен пост милиции, на случай если всплывёт американская подводная лодка[23].
  • Самолёт Руста не был первым иностранным самолётом-нарушителем, приземлившемся в Москве. Как вспоминал генерал-лейтенант П. Судоплатов, 15 мая 1941 года немецкий «Junkers 52» вторгся в советское воздушное пространство и, пролетев по маршруту Белосток — Минск — Смоленск незамеченным, приземлился на центральном аэродроме в Москве возле стадиона «Динамо»[24].
  • 12 сентября 1954 года самолёт «Сессна» разбился от столкновения с деревом при попытке приземлиться рядом с резиденцией президента в Вашингтоне. Пилот погиб[4].
  • 4 июля 1989 года военный самолёт МиГ-23 ВВС СССР точно так же нарушил границы стран НАТО: неуправляемая боевая машина пролетела около 900 км над территорией ГДР, ФРГ, Нидерландов, Бельгии и упала на жилой дом возле франко-бельгийской границы, убив на земле случайного фермера. Однако, такой известности, как "прорыв советской ПВО" в виде мирной посадки невооружённого спортивного самолёта в Москве, этот инцидент не имел.[источник?]

Отражение в искусстве

  • В тот же год Игорь Иртеньев написал о полёте Руста стихотворение «Ероплан летит германский…»[25]. На эти стихи была написана песня «Посвящение лётчику Русту» группы «Зодчие».
  • Юлий Ким написал о полёте Руста песню «Кадриль для Матиаса Руста»[8].
  • Группа «Лесоповал» спела песню под названием «Минин и Пожарский» (музыка Сергея Коржукова, слова Михаила Танича), в которой главным действующим лицом является Матиас Руст.
  • Группа «Ноль» записала по этому поводу песню под названием «Я — самолёт».
  • Группа «Modern Trouble» в 1987 году записала песню «Fly to Moscow».
  • Имя Матиаса Руста упоминалось в песне «Ветер-шалун» (автор В. Шахрин) группы «Чайф» — «…и как Матиас Руст, нарушал бы границы…».
  • В «Песне без названия» Александра Градского есть слова: «… И вписался Руст искусно в ложе площади прокрустово. Да что нам Русты и „прокрусты“ и прохвосты всех мастей!»[26].

См. также

Примечания

  1. Пропагандистский миф о «границе на замке» дополнительно пострадал из-за того, что в этот день, 28 мая, в СССР по традиции праздновался День пограничника.
  2. Милицейские байки. Вторая сотня 1998 год.

Ссылки на источники

  1. Матиас Руст: Я бы повторил тот полет // 0233-433X.
  2. ↑ The Notorious Flight of Mathias Rust (англ.) // «Air & Space Magazine», 01.07.2005
  3. Руст — это по-нашему // Новая газета : газета. — 30 мая 2002. — № 38.
  4. ↑ Нарушитель стал «своим» // Независимое военное обозрение. — 2001. — № 04.
  5. ↑ На службе неповторимой Отчизне: воспоминания. — 2008. — 536 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-87049-568-2.
  6. Последний маршал СССР Язов оценил реформы Горбачева, Сердюкова и Шойгу // «Московский Комсомолец» (7 ноября 2013)
  7. http://aviatrance.narod.ru/dunkan/matias.htm (недоступная ссылка с 11-02-2015 (54 дня))
  8. ↑ Кадриль для Матиаса Руста (1987)
  9. ↑ Ну что, сбивать будем? // Труд : газета. — 26 мая 2007. — № 90.
  10. Он не герой, а провокатор. «Московский комсомолец» (23 мая 2007). Проверено 12 февраля 2015.
  11. Этот «Боинг» сбил я // «Красная Звезда» (19 июня 1990)
  12. http://www.facts.kiev.ua/archive/2008-06-03/25385/index.html
  13. Загадки рейса KAL-007 // Красная звезда, 27 сентября 2003
  14. A Dubious Diplomat // «Сомнительный дипломат». Газета «Коммерсантъ» № 90/П(3666) от 28.05.2007 ссылка проверена 18 мая 2009
  15. Матиас Руст разговорился через 25 лет после полета на Красную площадь: безответственный был. NEWSru.com (14 мая 2012). Проверено 14 мая 2012. [2012-05-14 Архивировано из первоисточника http://www.webcitation.org/67fL6VbL7].
  16. ↑ «Ласточка» перестройки. Матиаса Руста в России помнят лучше уволенных из-за него генералов // Время новостей, № 91 (29 мая 2007)
  17. Moskau-Flug: Der Kremlflieger pokert hoch // «Westdeutsche Zeitung» (25 мая 2007)  (нем.)
  18. German who flew to Red Square during cold war admits it was irresponsible (14 May 2012). Проверено 14 мая 2012.
  19. Der plötzliche Reichtum des Kreml-Fliegers Rust 6. Juni 2009  (нем.)
  20. German man who landed his jet on Red Square 20 years ago returns to Russia Pravda.Ru 30.05.2007  (англ.)
  21. Фото самолета Руста в парке в Японии
  22. Himmelfahrt zum Roten Platz
  23. 10 фактов о Матиасе Русте ко Дню пограничника
  24. Советская разведка перед 22 июня 1941 (из воспоминаний Павла Судоплатова) // zhistory.org.ua
  25. Игорь Иртеньев
  26. Песня без названия Мне ни сладок, ни приятен дым сгоревшего Отечества.... gradsky.com. Проверено 22 октября 2014.

Ссылки

  • Право на полёт
  • Матиас Руст: Я бы повторил тот полёт. Интервью через 20 лет.
  • День прилета или чего мы не знали о Матиасе Русте
  • «Матиас Руст. Скандальный полет» (Пятый канал, 3.08.2010)
  • Excerpts of video capturing Rust's flying and landing in Moscow YouTube  (англ.)

Матиас Руст.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06