В 1960-х годах Таривердиев был отчаянно влюблён в Людмилу Максакову. Однажды ночью они ехали на машине по Ленинградскому проспекту. Максакова была за рулём. Внезапно из кустов под колёса выскочил пьяный человек. Таривердиев заявил ГАИ, что за рулём был он.
Его осудили на два года. Поскольку следствие длилось тоже ровно два года, после суда его освободили. Максакова его фактически оставила: во время последнего заседания уехала с друзьями. После этого он решительно прекратил роман с ней. В фильме «Вокзал для двоих» экранизирован этот эпизод его жизни[3].
В 1983 году познакомился с Верой Гориславовной. Вмести они прожили 13 лет.
В 1993—1996 годах Являлся художественным руководителем Благотворительной программы «Новые имена». Основатель и президент Гильдии композиторов кино Союза кинематографистов России.
Вторая жена: Таривердиева Вера Гориславовна — музыковед, президент Благотворительного Фонда Микаэла Таривердиева, автор книги «Биография музыки» (о жизни и творчестве Микаэла Таривердиева), Арт-директор Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева
Имя Микаэла Таривердиева больше знают по музыке к популярным фильмам, таким как «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы». Но помимо того, что он написал музыку к 132 кинофильмам, он ещё и автор камерных вокальных циклов, четырёх балетов, четырёх опер, органной музыки. Ученик Арама Хачатуряна (закончил класс композиции Государственного педагогического института имени Гнесиных в 1957 году), он дебютировал как композитор в Большом зале Московской консерватории — его романсы исполнила прославленная камерная певица Зара Долуханова. С его оперы «Кто ты?» начинался Камерный театр Бориса Покровского. А комическая опера «Граф Калиостро» вот уже пятнадцать лет[уточнить] остаётся одной из самых репертуарных опер этого знаменитого театра и с успехом показывалась им на гастролях в разных странах.
В последние годы Микаэл Таривердиев много работал в области инструментальной музыки. Им написаны три концерта для органа («Кассандра», «Полифоническая тетрадь»), «Десять хоральных прелюдий», Симфония для органа «Чернобыль», в которой нашли отражение впечатления от поездки в Чернобыль вскоре после аварии. Среди сочинений Таривердиева также два концерта для скрипки с оркестром и «Концерт в романтическом стиле для альта и струнного оркестра», написанный композитором по заказу альтиста и дирижера Юрия Башмета.
Его музыку обычно узнают с первых тактов. Независимо, в каком жанре она написана — будь то музыка в кино, театре, опера или романс. Композитор всегда находился в постоянном движении, придумывал для себя всё время что-то новое, ставил какие-то новые задачи. В 1960-е годы, после оглушительного успеха романсов, исполненных З. А. Долухановой, он провозглашает третье направление. Это вызов академизму с одной стороны, а с другой — массовой культуре. Но когда это направление подхватывается другими, он возвращается к академическим жанрам. Таривердиев обращается к классической опере-буфф, барочному полифоническому органному концерту.
Микаэл Таривердиев является лауреатом восемнадцати международных премий, в том числе премии Американской академии музыки (1975), премии японской звукозаписывающей фирмы «Виктор» (1978). Возглавлял со дня основания гильдию композиторов кино Союза кинематографистов России, был художественным руководителем Международной благотворительной программы «Новые имена».
Премия за лучшую музыку имени Микаэла Таривердиева в рамках основного конкурса Открытого российского фестиваля «Кинотавр» (учреждена в 1998 году)
Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева (проходит раз в два года с 1999 года в Калининграде).
Музыка к фильмам
Список фильмов с использованием музыки М. Л. Таривердиева
Ниже представлен список фильмов, к которым Микаэл Таривердиев написал музыку (или были использованы его произведения)[6]:
«Авангард Микаэла Таривердиева». Вокальные циклы на стихи средневековых японских поэтов.
«Акварели», вокальные циклы на стихи Беллы Ахмадулиной, Семена Кирсанова, Марины Цветаевой, Леонида Мартынова, вокальная сюита в тональности Соль на стихи Владимира Малишевского исполняют Ольга Кирьянова, Виктория Евтодьева, Татьяна Куинджи. Партия фортепиано — Алексей Гориболь
«QUO VADIS» Произведения для органа:
Концерт для органа «Кассандра»
две хоральные прелюдии из цикла «Подражание старым мастерам»
Симфония для органа «Чернобыль» в исполнении Екатерины Мельниковой и Жана Пьера Стайверса.
«Настроения». Произведения для органа:
Шесть хоральных прелюдий из цикла «Подражание старым мастерам»
10 пьес из цикла «Настроения»
Третий концерт для органа в исполнении Алексея Паршина.
Двойной альбом музыки из кинофильмов «Ольга Сергеевна», «Ошибка резидента», «Медный ангел», «Пропавшая экспедиция», «Король-олень», «Пятнадцатая весна».
«Знаменитые песни из знаменитых фильмов».
«Знаменитые инструментальные хиты».
«Двое в городе». Монологи, речитативы, баллады Микаэла Таривердиева в исполнении Ольги Дзусовой (вокал) и Алексея Гориболя (ф-но).
«Предчувствие любви». Мадригалы Микаэла Таривердиева в исполнении Вокального трио «Меридиан».
«Не исчезай». Романсы и песни Микаэла Таривердиева в исполнении дуэта Галины Бесединой и Сергея Тараненко.
«Ночные забавы. Тихая музыка». Музыка кино последних лет.
«Воспоминание о Венеции. Тихая музыка» Музыка кино последних лет.
«До свидания, мальчики!» музыки кино 1960-х.
«Видение джаза».
Авторские обработки еврейских песен в исполнении Маши Иткиной.
«Мгновения» музыка кино.
«Обещание любви» музыка кино.
«Микаэл Таривердиев и Эльдар Рязанов».
«Семнадцать мгновений судьбы. От Кобзона до Глюкозы». Новые версии песен Микаэла Таривердиева.
«Nostalgia». Исполнение музыки Микаэла Таривердиева японским дуэтом «Хиде-Хиде» (сякухати, сямисэн).
«Мир музыки Микаэла Таривердиева» — два DVD с архивными записями, концертами, передачами о Микаэле Таривердиеве.
Список сочинений
Оперы
«Кто ты?» (опера для молодых). Либретто по повести Василия Аксенова «Пора, мой друг, пора!»
«Мандарины из Марокко» со стихами А. А. Вознесенского, Е. М. Винокурова, Е. А. Евтушенко, Г. Поженяна, Р. И. Рождественского, С. И. Кирсанова, М. Львовского
«Граф Калиостро» (опера-буфф) по мотивам одноименной повести А. Н. Толстого
«Мария Стюарт», Театр имени Ермоловой, режиссер Владимир Андреев, 1996 г.
Вокальные произведения
Три романса на стихи А.Исаакяна («Сорванную розу ветке не вернуть» 3.10, «Могила» 2.56, «Я помню всегда» 3.59), 1955 г.
Три сонета Шекспира («Замшелый мрамор каменных могил» 2.48, «О, как тебе хвалу я воспою» 3.46, «Трудами изнурен» 4.05), 1956 г.
«Бывает так» (ст. Гайковича) 2.45, 1961 г.
Три песни на стихи В.Орлова («Знакомая песенка» 2.52, «Золотые сумерки» 2.05, «Песенка по телефону» 3.08), 1957 г.
«Акварели» — вокальный цикл на стихи средневековых японских поэтов («В путь» 0.55, «Пути в столицу» 1.54, «Перед казнью» — «В тумане утреннем» 1.54, «Сон» 1.51,) 1957 г.
Вокальный цикл на стихи Маяковского («А вы могли бы?» 1.06, «Кое-что про Петербург» 2.16, «Тучкины штучки» 1.49, «Послушайте» 2.05, «Вместо письма» 8.08), 1958 г.
Три песни на стихи С.Давыдовой («Песня о голубях» 2.01, «Дорожная песня» 2.38, «Песня о весне» 2.17), 1959 г.
«Твои глаза, как фары новых машин» 3.10 (ст. С. Кирсанова), 1960 г.
Три романса на ст. Кирсанова («Твои рисунки» 3.17, «И за белой скатертью» 3.58, «Приезжай» 3.36), 1960 г.
Вокальный цикл на стихи Л. Мартынова («Вечерело» 2.30, «Вода» 1.50, «Листья» 4.01), 1962 г.
Две песни на стихи Н. Добронравова («Ты не печалься» 2.34, «По вечерам» 2.18), 1963 г.
Вокальный цикл на стихи Беллы Ахмадулиной («Старинный романс» 2.25, «Я думала, что ты мне враг» 3.14, «Пятнадцать мальчиков» 4.31), 1963 г.
Вокальный цикл на стихи Е.Винокурова («Я ловил ощущение» 2.46, «Окна» 1.39, «Я лицо твое стал забывать» 2.59), 1964 г.
«Скирли» — вокальная сюита на стихи М. Малишевского («Воробей-экспериментатор» 1.48, «Обезьяна и зеркало» 1.53, «Самолюбие» 1.17, «Критики и пузыри» 1.03, «Беседа» 1.43, «По-грачиному» 1.28, «Соловей и художественный совет» 1.59), 1964 г.
Семь песен-речитативов на ст. Г. Поженяна («Я такое дерево», «Дельфины», «Вот так улетают птицы», «Сосны», «Мне хотелось бы», «Я принял решение», «Скоро ты будешь взрослым»), 1967 г.
«Ты уходишь, как поезд» 2.57, на стихи Е. Евтушенко, 1966 г.
«Прощай, оружие» — вокальный цикл на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского «Топот ног», «Зачем?», «По мокрой земле», «Убитый», «С тобой когда-нибудь это было?», «Чем отличается ночь ото дня?», «Хвала рождеству», «Мы тратим, что не воздано для трат», "Люб
«Маленький принц» 2.05, (ст. Н.Добронравова), 1968 г.
Шесть вокальный новелл на ст. Людвига Ашкенази («Радио» 1.44, «Женщины» 1.09, «Сигареты» 1.30, «Я ей прямо так и сказал» 2.28, «Облако пара» 1.37, «Песня о новом поколении» 1.20), 1969 г.
Песни на стихи А. Вознесенского «Тишины хочу» 2.42, «Не трожь, человека, деревце» 1.30, «Загляжусь ли на поезд» 3.12, Память («Убил я поэму») 3.32, «Свисаю с вагонной площадки» 3.32, 1970 г.
Два романса на стихи М.Цветаевой («Мой милый, что тебе я сделала?» 3.06, «Попытка ревности» 2.58), 1971 г.
«Я к вам пишу» ст. М. Лермонтова 2.58, 1971 г.
Две песни на ст. Р. Рождественского («Мгновения» 2.47, «Песня о далекой родине» 2.41), 1972 г.
Шесть песен на стихи советских поэтов («Мне нравится» ст. М. Цветаевой 1.33, «Никого не будет в доме» ст. Б. Пастернака 2.18, «Со мною вот что происходит» ст. Е. Евтушенко 2.25, «Я спросил у ясеня» ст. В. Киршона 3.06, «По улице моей» ст. Б. Ахмадулиной 2.51)
«Память» на ст. Д. Самойлова 3.06, 1975 г.
«Не исчезай» на ст. А. Вознесенского 3.02, 1975 г.
«Мы с тобою, товарищ» — цикл песен на стихи М.Светлова («Далекие красногвардейцы» 2.47, «Песня старых комсомольцев» 1.47, «Я другом ей не был» 2.06, «Московский военный округ» 2.10, «В разведке» 1.59, «Болота проходит пехота» 2.13, «Мы с тобою»)
«Эхо» («Не возвращайтесь к былым возлюбленным» на стихи А. Вознесенского 4.10), 1977 г.
«Песенка о цирке» на ст. Б. Ахмадулиной 3.04, 1977 г.
«Запомни этот мир» — вокальный цикл на ст. А. Вознесенского («Над пашней сумерки не резки» 1.58, «Ностальгия по настоящему» 2.13, «Благодарю, что не умер вчера» 2.16, «Запомни этот миг» — 2.48), 1979 г.
Восемь сонетов Шекспира («Люблю» 3.00, «Сонет о курице» 1.48, «Я виноват» 2.15, «Увы, мой стих не блещет новизной» 4.42, «Сонет о яблоке» 2.10, «Любовь слепа и нас лишает глаз» 4.51, «Мешать соединенью двух сердец» 2.59, «Пылающую голову рассвет» 2.39)
Пять песен на стихи М. Цветаевой («Откуда такая нежность?» 2.10, «Вот опять окно» 2.36, «Островитянка» 2.26, «Мне тебя уже не надо» 2.23, «Забыть?» 3.25), 1986 г.