16-04-2023
Ёсихиро Тацуми | |
Рождение | 30 июня 1935 (77 лет) Осака, Япония |
Направление | мангака |
Известные работы | Gekiga Hyouryuu Good-Bye |
Награды | Культурная премия Осаму Тэдзуки |
Официальный сайт |
Ёсихиро Тацуми (яп. 辰巳 ヨシヒロ Тацуми Ёсихиро?, ромадзи: Tatsumi Yoshihiro; р. 30 июня 1935 г.) — мангака, известный как автор манги для взрослых и создатель термина «гэкига», оказавший влияние на целое поколение японских авторов.[1][2] Он завоевал награду Ассоциации японских аниматоров в 1972 году и несколько премий международных фестивалей, в частности, Festival International de la Bande Dessinée d'Angoulême (2005), Comic-Con (2006), Eisner Award (2010). В своих произведениях Тацуми поднимает темы изоляции, самоидентификации человека, проблемы рабочего класса и людей из социальных низов.[2]
Наиболее известна двухтомная автобиографическая манга Gekiga Hyouryuu, изданная в 2008 году. Она была опубликована издательством Seirinkogeisha в двух томах: Gekiga Hyouryuu Jouge (яп. 劇画漂流 上巻 ) и Gekiga Hyouryuu Gekan (яп. 劇画漂流 下巻 ).[3][4] В этой работе Тацуми повествует о собственном детстве и карьерном росте в 1945—1960 годах.[5] Она получила множество наград, включая Культурную премию Осаму Тэдзуки (2009)[6].
Содержание |
Тацуми родился в Осаке в бедной семье, в которой кроме него было трое детей.[5] Он с юных лет рисовал комиксы, отправляя их на различные конкурсы.[7] Поступил в Киотский художественный университет, который был вынужден бросить по финансовым обстоятельствам. В средней школе и старших классах он рисовал ёнкомы на открытках и отправлял в издательства по всему городу.[7] Однажды, когда Тацуми был в 9 классе, к нему пришел репортёр из газеты, желавшей опубликовать о нём статью. Тацуми упомянул, что восхищается мангакой Осаму Тэдзукой, тогда репортёр предложил их познакомить.[7] Это событие отражено в Gekiga Hyouryuu.
Однако Тацуми не следовал эстетическим принципам, заложенным Осаму Тэдзукой, согласно которым манга была ориентирована, в основном, на детскую аудиторию и имела ограниченную эмоциональную и интеллектуальную палитру.[5] Вместе с группой авторов в конце 1950-х годов он начал рисовать так называемую «гэкигу» — мрачные, более реалистичные комиксы, зачастую изобилующие сценами насилия.[5] Его вдохновляло реалистичное американское и японское кино.[5] В интервью автор рассказывал, что хотел отразить печаль и злость, поселившуюся в людях в нищее послевоенное время: «Япония становилась богатой страной, но для людей вокруг меня ничего не менялось. Нечестность политиков и общая политическая ситуация в мире, — что бы ни происходило, никаких изменений не было». Тацуми поясняет, что хотел выразить протест против такого мира.[7] В 1958 году Ёсихиро Тацуми, Такао Сайто, Сато Масаки, Исикава Фумиясу, Синдзи Нагасима и ряд других художников отправили Тэдзуке письмо с приглашением в «Студию гэкиги» (яп. 劇画工房 гэкига ко:бо?) и предложением поддержать новое движение.[8] Тэдзука, однако, называл гэкигу «антимангой» и относился к ней резко отрицательно,[9][10] хотя впоследствии сам стал рисовать в похожем стиле, попав под влияние популярного течения.[7]
Долгое время работы Тацуми не пользовались популярностью, поэтому напечатать очередную мангу в журнале было достаточно трудно. Кроме того, он не мог содержать достаточное количество ассистентов, необходимых для плодотворной работы. В конечном итоге, Тацуми их вообще уволил и с тех пор работал самостоятельно.[7]
Идеи для манги автор заимствует из новостей, смотрит телевизор, выбирая что-то интересное, из чего может впоследствии получиться хорошая история: «Идеи просто остаются в моей голове, и я создаю из них новые истории».[7] Он добавляет: «Я стараюсь написать обо всем, что происходит в Японии».[7]
Персонажами Ёсихиро Тацуми становятся фотограф, вызвавший широкий общественный резонанс; выходящий на пенсию саларимен, не способный заполнить пустоту в своей жизни и всеми игнорируемый[11]; проститутка, которая зарабатывает в оккупационном лагере американских войск в период после Второй мировой войны; молодой трансвестит; мужчина, страдающий от проблем с потенцией; безработный инвалид; автомеханик, одержимый популярной телевизионной ведущей; донор спермы; подающий надежды молодой писатель.[12][13][14] В одной из историй, нарисованной Тацуми для японского журнала Playboy, упоминается атомная бомбардировка Хиросимы.[7]
В однотомной Kuroi Fubuki (яп. 黒い吹雪 Black Blizzard?, 1956), первой крупной работе Тацуми и одном из первых произведений в стиле гэкиги,[12] рассказывается история молодого пианиста, который осуждён за убийство.[15] В поезде, транспортирующем преступников в тюрьму, главного героя наручниками приковывают к другому преступнику. Воспользовавшись тем, что снежная лавина обрушилась на поезд, они сбегают и прячутся в горах.[16]
На западе (в США, Италии, Франции) ранняя манга Тацуми издавалась сериями: The Push Man and Other Stories включает шестнадцать коротких работ Тацуми, созданных в 1969 году. Главными действующими лицами являются горожане, выходцы из рабочего класса, мучимые одиночеством, чувством отверженности, бедностью и мизантропией.[17] Abandon the Old in Tokyo (яп. 東京うばすて山?) со вступительным словом Кодзи Судзуки содержит восемь небольших работ, нарисованных в 1970-м году.[12][18] Девять короткий историй, созданных автором между 1971 и 1972 годом, были изданы единым томом под названием Good-Bye.[13]
Современный исследователь буддизма и писатель Хиро Сатия выпустил большое количество манги, в популярной форме представляющей историю и учение буддизма. Его крупнейшая серия манги называется «Буддистские комиксы Хиро Сатии» (яп. ひろさちやの仏教コミックス Hiro Sachiya no bukkyou comics ).
Тацуми нарисовал следующую мангу по сценарию Сатии:
|
|
Тацуми, Ёсихиро.