31-05-2023
Тяжёлые крейсера типа «Мёко» | ||
---|---|---|
妙高型重巡洋艦 | ||
|
||
Тяжёлый крейсер «Хагуро» типа «Мёко» | ||
Основная информация | ||
Тип | Тяжёлый крейсер | |
Государство флага | Япония | |
Параметры | ||
Водоизмещение | стандартное «Мёко» — 12196, «Нати» — 12154, «Хагуро» — 12071, «Асигара» — 12342 т полное 15943/ 15840/ 16007/ 15933 тонн |
|
Длина | 192/201,7 м | |
Ширина | 20,7 м | |
Осадка | 6,4 м | |
Бронирование | Пояс — 102 мм; траверзы — 75…100 мм; палуба — 32…35 (над ЭУ 70…90) мм; башни — 25 мм; барбеты — 75 мм |
|
Технические данные | ||
Силовая установка | 4 ТЗА Kampon | |
Мощность | 130 000 л. с. (95,6 МВт) | |
Скорость | 33,3 узла (61,67 км/ч) | |
Дальность плавания | 7463 морских миль на 14 узлах | |
Экипаж | 891 человек | |
Вооружение | ||
Артиллерийское вооружение | 5 × 2 — 203-мм/50, 4 × 2 — 127-мм/40 |
|
Зенитная артиллерия | 4 × 2 — 25-мм/60, 2 × 2 — 13,2-мм пулемёта |
|
Торпедно-минное вооружение | 4 × 4 — 610-мм ТА | |
Авиационная группа | 2 катапульты, 3 гидросамолёта[1] |
«Мёко», также «Миоко» — тип тяжёлых крейсеров японского императорского флота. Всего построено 4 единицы — «Мёко» (Myoko), «Нати» (Nachi), «Хагуро» (Haguro), «Асигара» (Ashigara)[2]. Название дано по горе Мёкосан. В военно-исторической литературе распространено название «Миоко».
Содержание |
«Мёко»[3] — заложен 25 октября 1924 г., спущен 16 апреля 1927 г., вошёл в строй 31 июля 1929 г.
«Нати» [4] — заложен 26 ноября 1924 г., спущен 15 июля 1927 г., вошёл в строй 26 ноября 1928 г.
5 ноября 1944 года в Манильской бухте «Нати» был четырежды атакован палубными самолетами американцев. Всего он получил попадания 10 торпед, 21 бомбы и 16 ракет. Из-за взрыва погребов «Нати» разломился на три части. Корабль затонул на мелководье у Коррехидора. Погибло 807 человек, включая командира корабля.
«Хагуро»[5] — заложен 16 марта 1925 г., спущен 24 марта 1928 г., вошёл в строй 25 апреля 1929 г.
В ночь на 16 мая 1945 года к югу от Пенанга (Бирма) «Хагуро», следуя в сопровождении эспминца «Камикадзе», наткнулся на английские эсминцы 26-й флотилии «Сомарец», «Верулам», «Виджилант», «Венус» и «Вираго». Причем первый и последний уже имели опыт ночных торпедных атак, участвуя в потоплении линкора «Шарнхорст». Сразу после полуночи «Хагуро» первым визуально обнаружил эсминцы и успел дважды дать по ним залп, накрыв «Сомарец» (на нем оказалось 2 убитых и 3 раненых). Но не успел крейсер перенести огонь на следующий эсминец, как в его левый борт попали две из выпущенных англичанами торпед. Командовавший отрядом вице-адмирал Хасимото приказал «Камикадзе» уходить в Пенанг. Через минуту в крейсер попала третья торпеда, снова в левый борт. В 02:32 «Хагуро» затонул. После полудня 17 мая вернувшийся из Пенанга «Камикадзе» подобрал из воды 320 человек. Погибло 880, включая командующего 5-й эскадрой вице-адмирала Хасимото и командира корабля Кайю Сугируа.
Этот бой считается последним артиллерийским боем надводных кораблей.
«Асигара»[6] — заложен 11 апреля 1925 г., спущен 22 апреля 1928 г., вошёл в строй 20 сентября 1929 г.
4 июня «Асигара» в сопровождении все того же эсминца «Камикадзе» вышел из Сингапура в Батавию. Там «Асигара» принял на борт 1600 человек армейских подразделений и 7 июня вышел в обратный путь. 8 июня в проливе Бангка его обнаружила английская подводная лодка «Тренчант», дав по нему шеститорпедный залп. Несмотря на резкий поворот, четыре из них достигли цели. Кроме того, подлодка добила крейсер еще одной торпедой из кормового аппарата. Несмотря на отчаянные усилия команды, в 12:37 «Асигара» перевернулся и затонул. «Камикадзе» подобрал из воды 853 человека из экипажа крейсера и около 400 солдат.
Японские тяжёлые крейсера Японские тяжёлые крейсера в бою
Крейсера Японского Императорского флота | ||
---|---|---|
Тяжёлые крейсера
|
||
Крейсера типа «Фурутака» | «Фурутака» · «Како» | |
Крейсера типа «Аоба» | «Аоба» · «Кинугаса» | |
Крейсера типа «Мёко» | «Мёко» · «Асигара» · «Нати» · «Хагуро» | |
Крейсера типа «Такао» | «Такао» · «Мая» · «Тёкай» · «Атаго» | |
Крейсера типа «Могами» | «Могами» · «Микума» · «Судзуя» · «Кумано» | |
Крейсера типа «Тонэ» | «Тонэ» · «Тикума» | |
Лёгкие крейсера
|
||
Крейсера типа «Тикума» | «Тикума» · «Яхаги» · «Хирадо» | |
Крейсера типа «Тэнрю» | «Тэнрю» · «Тацута» | |
Крейсера типа «Кума» | «Кума» · «Тама» · «Китаками» · «Ои» · «Кисо» | |
Крейсера типа «Нагара» | «Нагара» · «Исудзу» · «Натори» · «Юра» · «Кину» · «Абукума» | |
Крейсера типа «Сэндай» | «Сэндай» · «Дзинцу» · «Нака» | |
Крейсера типа «Юбари» | «Юбари» | |
Крейсера типа «Иосима» | «Иосима» · «Ясосима» | |
Крейсера типа «Катори» | «Катори» · «Касима» · «Касий» | |
Крейсера типа «Агано» | «Агано» · «Носиро» · «Яхаги» · «Сакава» | |
Крейсера типа «Оёдо» | «Оёдо» · «Ниёдо» |
Тяжёлые крейсера типа «Мёко».