28-08-2023
Лубсан-Шарап Тёпкин | ||
Лубсан-Шарав Тёпкин в Петербургском дацане | ||
|
||
---|---|---|
1928 — 1931 | ||
Церковь: | школа гелуг | |
Рождение: | 1875 год Сальский округ, Область Войска Донского, Российская империя |
|
Смерть: | 1949 год Березники, Пермский край, СССР |
|
Отец: | Дондок Тёпкин |
Персоналии | |
---|---|
Заяев • Бадмаев • Ульянов Доржиев • Тёпкин • Итигэлов Цыденов • Тыниссон • Цыбенов Дандарон • Жалсараев Омбадыков • Нидал • Аюшеев |
|
Организации | |
ДУБ СССР • ДУБР • БТСР • ОБК Майдар • УКЛРТ • РАБШКК • ДО | |
Иволгинский • Тамчинский Ацагатский • Анинский Хойморский • Кыренский Петербургский • Иркутский |
|
Титулы, термины, понятия | |
Пандита-Хамбо-лама Камбы-лама • Шаджин-лама Хамбо • Ринпоче • Тулку • Лама |
|
Васильев • Ольденбург Обермиллер • Позднеев Цыбиков • Владимирцов Щербатской • Барадийн Рерих • Рудой • Торчинов |
Лубсан-Шарап Тёпкин (1875—1949) — Шаджин-лама калмыцкого народа в 1928—1931 годах.
Содержание |
Лубсан-Шарап родился в 1875 году в Богшрахинском аймаке Бултуковской сотни Сальского округа Донского казачьего войска в семье зажиточного казака Дондока Тёпкина рода хо-меркит. В юном возрасте Лубсан-Шарав, закончив станичное приходское училище, стал буддийским баньди в хуруле станицы Денисовской и, обучаясь у Мунко Борманжинова, получил посвящение в гелонги.
В 1903 году, стал бакшей (настоятелем) хурула родного аймака, сменившего на этом посту Борманжинова, ставшего Ламой донских калмыков. В 1908 году, по случаю юбилея дома Романовых, посетил Санкт-Петербург в составе калмыцкой делегации. В 1911 году Тёпкин оставил настоятельство и уехал в Тибет, где оставался до конца 1922 года. В Лхасе Тёпкин прошёл полный курс цанида и добился высокого положения при Далай-ламе XIII, став его личным советником (сойбуном) по делам управления Тибета.
В 1922 году Далай-лама XIII отправил Тёпкина в качестве собственного представителя вместе с советской экспедицией В. А. Хомутникова, возвращавшейся в РСФСР. Тёпкин должен был встретиться с хамбо-ламой Агваном Доржиевым, и информировать его о положении дел в Тибете, а также передавать сведения Далай-ламе о российских событиях и о положении буддийского духовенства. В случае смерти Доржиева Тёпкин был назначен ему на смену.[1]
Прибыв в Петроград, Тёпкин стал помощником Доржиева по управлению делами Тибетской и Монгольской миссий; жил при дацане Гунзэчойнэй Как и Доржиев, Тёпкин активно участвовал в буддийском обновленческом движении; преподавал в Ленинградском институте живых восточных языков. Находясь в Петрограде, Тёпкин совместно с Доржиевым провели большую подготовительную работу по созыву съезда буддистов Калмыцкой автономной области.
В 1926 году проходила подготовка к созыву I Всесоюзного Духовного собора буддистов под руководством Доржиева. Собор буддистов состоялся 20—28 мая 1927 года, на нём Тёпкин выступил с докладом о положении буддийской церкви в Калмыкии. В 1928 году на очередном съезде буддистов Калмыкии, по настоянию Доржиева, был избран Шаджин-ламой калмыцкого народа, как более грамотный и знакомый с декретами советской власти по отношению к верующим.
Тёпкин занимал этот пост до 1931 года. После ареста НКВД в вину ему предъявили составление калмыцкого календаря на 1930 год группой астрологов Икичоносовского и Багачоносовского хурулов, в котором те предсказывали неблагоприятные моменты в жизни народа; он обвинялся, таким образом, в контрреволюционной деятельности по свержению нового строя. Был приговорён к расстрелу, заменённому на 10 лет пребывания в лагерях. Его осудили за связь с калмыцкой эмиграцией, с калмыцким эмигрантским «Союзом помощи буддистам России», с Калмыцкой комиссией культурных работников в Праге, переписку с её руководителем Б. Н. Улановым и получении оттуда калмыцких журналов «Хонхо»; был арестован и выслан в Узбекскую ССР.
Срок Тёпкин отбывал в карагандинском лагере Казахской ССР, затем — в Акмолинске, в отделении совхоза ОГПУ «Гигант», где занимался переводами тибетской религиозной литературы на русский язык. Был освобождён в 1941 году и поселился в Караганде у знакомых калмыков. В 1946 году принимал участие в организации Центрального духовного управления буддистов СССР. Не позднее 1949 года Тёпкин уехал из КССР в город Березники Пермской области по приглашению своего племянника Тимофея Тёпкина; в этом же году скончался.
Тёпкин, Лубсан-Шарап.