25-07-2023
|
Персоналии | |
---|---|
Заяев • Бадмаев • Ульянов Доржиев • Тёпкин • Итигэлов Цыденов • Тыниссон • Цыбенов Дандарон • Жалсараев Омбадыков • Нидал • Аюшеев |
|
Организации | |
ДУБ СССР • ДУБР • БТСР • ОБК Майдар • УКЛРТ • РАБШКК • ДО | |
Иволгинский • Тамчинский Ацагатский • Анинский Хойморский • Кыренский Петербургский • Иркутский |
|
Титулы, термины, понятия | |
Пандита-Хамбо-лама Камбы-лама • Шаджин-лама Хамбо • Ринпоче • Тулку • Лама |
|
Васильев • Ольденбург Обермиллер • Позднеев Цыбиков • Владимирцов Щербатской • Барадийн Рерих • Рудой • Торчинов |
Джампа Тинлей Вангчен (род. 5 июня 1962) — тибетский буддийский наставник, геше, один из представителей Далай-ламы в России.
Джампа Тинлей родился в индийском Майсуре в семье тибетских беженцев. После школы поступил в Центральный тибетский институт в Варанаси (Северная Индия), по окончании которого получил степень шастри (бакалавра) философии, санскрита, тибетского и английского языков. С 1984 года около пяти лет работал переводчиком у тибетских учителей в буддийском институте «Дорчже Чанг» в Новой Зеландии. В возрасте 25 лет принял посвящение в духовный сан и стал гелонгом. В 1993 году после трёхгодичного затворничества в горах Дхарамсалы, по желанию Далай-ламы XIV отправился в Россию, чтобы занять пост его духовного представителя. В феврале 1994 года в индийском монастыре Сэра сдал экзамен на звание геше («доктор буддийской философии»). Непосредственными учителями Джампа Тинлея являются такие знаменитые наставники современности, как Далай-лама XIV, геше Нгаванг Даргье, Панор Ринпоче, геше Намгьял Вангчен и другие.
За годы своей деятельности в России в качестве духовного представителя Далай-ламы, а затем — советника по делам культуры и религии Тибета, геше Тинглэй во многом способствовал возрождению и развитию буддизма в традиционных регионах его распространения (Калмыкия, Бурят-Монголия, Тува). С годами у него стало появляться всё больше учеников и в ряде городов Сибири и европейской части России, в результате чего в них также образовались буддийские центры. Во время визита Далай-ламы XIV в Калмыкию в конце 2004 года Геше Джампа Тинлей вернул ему свои монашеские обеты гелонга, принятые им в 25-летнем возрасте. С того момента геше Тинлей продолжает свою деятельность в качестве проповедника-мирянина. Женат. Есть дочь.
Геше Тинлей является духовным руководителем ряда буддийских центров традиции гелуг, в том числе Московского буддийского центра Ламы Цонкапы, центра «Зелёная Тара» в Улан-Удэ, центра «Ченрези» в Элисте, центра «Манджушри» в Кызыле, центра "Асанга" в Санкт-Петербурге, центра «Ваджрапани» в Екатеринбурге, центра «Атиша» в Иркутске, центра «Майтрейя» в Новосибирске, центра «Тушита» в Уфе, центра «Пунцог Чопел Линг» в Ростове-на-Дону, центра «Чакрасамвара» в Красноярске, центра «Читаматра» в Новокузнецке и в городе Сочи центр "Амитабха"
Геше Тинлей путешествует по стране с лекциями по буддийской теории и практике. Являясь убеждённым последователем традиции гелуг, он даёт своим ученикам подробное учение по Этапам пути к Пробуждению (Ламрим), уделяя наибольшее внимание «трём основам пути», без которых невозможно достичь состояния Будды — Отречению, Бодхичитте и познанию Пустоты. Помимо теоретических знаний, геше Тинлей также даёт практические наставления по буддийской медитации; под его руководством проходят коллективные и индивидуальные ретриты (затворничества) по Ламриму и предварительным практикам (нёндро), а также по некоторым буддийским тантрам.
Джампа Тинлей — автор опубликованных на русском языке книг «Живая философия и медитация тибетского буддизма» (1994), «Буддийские наставления» (1995), «К ясному свету» (1995), «Шаматха» (1995), «Смерть. Жизнь после смерти. Пхова» (1995), «Тантра — путь к пробуждению» (1996), «Сутра и тантра — драгоценности тибетского буддизма» (1996), «Мудрость и сострадание» (1997), «Комментарии на краткую практику Ямантаки» (1998), «Ум и пустота» (1999), «Бодхичитта и шесть парамит» (2000) и др., издаваемые издательством «Чже Цонкапа», созданном на базе Московского буддийского центра ламы Цонкапы,
Джампа Тинлей.