26-08-2023
ФГУП «Усть-Катавский вагоностроительный завод имени С. М. Кирова» — градообразующее предприятие оборонного значения, вагоностроительный завод в городе Усть-Катаве Челябинской области. С 1947 года и до конца XX века (до серии КТМ-8) трамваи завода производились под маркой КТМ, которая часто используется и при неофициальном обозначении последующих моделей, имеющих цифровые наименования по отраслевой нормали (напр, трамвай 71-619 также известен как КТМ-19 и т.д.).
Завод основан в 1758 году.
Завод строит трамваи с 1901 года. Первый трамвай открытого типа был изготовлен для города Тифлиса. В 1960 году на предприятии создано специальное конструкторское бюро по проектированию трамвайного подвижного состава, которое разработало около 20 моделей трамвайных вагонов. Завод установил мировой рекорд по количеству произведённых вагонов одной модели (14 308 вагонов модели КТМ-5М (71-605)).
В настоящее время завод выпускает трамвайные вагоны различных модификаций модели 71-619. В 2006 выпущен частично низкопольный первый сочленённый трамвайный вагон 71-630 (поступил на испытания в Москву). В 2009 выпущены два частично низкопольных односторонних односекционных вагона 71-623, которые поступили на испытание в Уфу и Нижний Новгород. В 2010 году трамваи этой модели поступили в Москву, Пермь, Нижнекамск и Краснодар. Завод выпускает также запасные части к выпускаемой трамвайной технике и производит сервисное техническое обслуживание трамваев.
Кроме трамваев завод изготавливает газорегулирующее оборудование, трубопроводную арматуру, насосы, товары народного потребления, а также выполняет оборонные заказы, в частности, производит ракетные системы и маневровые космические двигатели.
Наименование | Годы выпуска | Количество | Фото | Тип |
---|---|---|---|---|
— | 1901 (1909) – | Открытый (без бортов), с жёсткими деревянными сиденьями и наружными подножками для прохода кондуктора "по салону". | ||
Х/М | 1937–1947 | Мотор+прицеп | ||
КТМ-1/КТП-1 | 1947–1961 | Свыше 2200 | Мотор+прицеп | |
КТМ-2/КТП-2 | 1961–1969 | Свыше 3400 | Мотор+прицеп | |
КТМ-3/КТП-3 | 1962 | 1 | Мотор+прицеп, опытный | |
КТМ-4 | 1962 | 0 | Проект сочленённого вагона | |
КТМ-5, все модификации | 1963–1992 | Свыше 14900 | Из них: | |
КТМ-5 | 1963 | 2 | Прототип с круглым кузовом | |
КТМ-5М | 1969–1971 | 620 | Пластиковый кузов | |
71-605 | 1971–1992 | 12943 | Металлический кузов. Самая многочисленная серия трамвайных вагонов в мире. | |
71-605А | 1989–1992 | 1426 | ||
71-606 | 1976 | 2 | ||
71-607 | 1980 | 0 | Неосуществлённый проект вагона для скоростных линий | |
КТМ-8, все модификации | 1988–2007 | Около 1500 | Из них: | |
71-608 | 1988 | 2 | Опытные вагоны с ТИСУ, эксплуатировались до 2007 года | |
71-608К | 1991–1994 | 901 | Реостатно-контакторный привод | |
71-608КМ | 1994–2007 | 599 | ||
71-609 | 1994 | 1 | Вагон 71-605 с ТИСУ "Динамо". Испытывался в Твери | |
71-610 | ? | 0 | Неосуществлённый проект | |
71-611, 71-611П | 1992, 1995 | 13 | Вагоны с дверями с обоих бортов. В том числе моторные вагоны без кабины управления | |
71-612 | 199* | 0 | Проект 4-осного 2-сочленённого вагона | |
71-613 | ? | ? | Неосуществленный проект | |
71-614 | 1995 | 0 | Проект прицепного вагона на базе 71-608 | |
71-615 | 1995–1997 | 11 | Вагоны для Пятигорска с тележками 1000мм | |
71-616 | 1996 | 2 | Опытные вагоны с ТИСУ, 2 в Москве. Один находится на Учебно-Курсовом Комбинате, кузов второго использован для учебного вагона 0205. | |
71-617 | 1995–1999 | 12 | Стажерские вагоны на базе 71-608 | |
71-618 | 1997 | 0 | Проект зауженного 71-608 для Калининграда | |
71-619, все модификации | С 1999 | Около 800 | Из них: | |
71-619А | 124 | Оборудован асинхронным тяговым приводом. | ||
71-619КТ | 413 | |||
71-619КТ-01 | 3 | |||
71-619К | 192 | |||
71-619К-01 | 1 | |||
71-619А-01 | 74 | |||
71-619КУ | 17 | Зауженный вагон для города Ростов-На-Дону | ||
71-620 | 2000 | 0 | Неосуществлённый проект 6-осного вагона | |
71-621 | 2000 | 1 | Укороченный вариант 71-619К | |
71-622 | 2004 | 0 | Неосуществлённый проект | |
71-623-00 | 2009– | 58 | 1-секционный 4-осный низкопольный односторонний | |
71-623-01 | 2009– | 25 | 1-секционный 4-осный низкопольный односторонний, Отличается от 71-623.00 широкими 1-ой и 4-ой дверью. | |
71-624 | 2010 | 1-секционный 4-осный низкопольный двусторонний, Постройка приостановлена в связи с отсутствием заказов. Кузовы переобороудованы в 71-623 | ||
71-630 | 2006 | 1 | 3-секционный низкопольный двусторонний с двумя кабинами | |
71-631 | 2011 | 1 | 3-х секционный низкопольный односторонний с одной кабиной.
|
|
71-632 | неизвестно | 0 | 3-х секционный низкопольный двухсторонний (проект) |
Это заготовка статьи о компании или предприятии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
|
|
---|---|
Серийные | Х/М • КТМ/КТП-1 • КТМ/КТП-2 • 71-605* (КТМ-5*) • 71-608*/611/615/617 (Серия КТМ-8) • 71-619* (КТМ-19*) • 71-623 (КТМ-23) |
Экспериментальные | КТМ/КТП-3 • 71-606 (КТМ-6) • 71-616 (КТМ-16) • 71-621 (КТМ-21) • 71-624 (КТМ-24) • 71-630 (КТМ-30) • 71-631 (КТМ-31) |
Усть-Катавский вагоностроительный завод.