08-09-2023
Фёдоров, Иван Евграфович | ||||||||||||||||||||||||||||
Период жизни | ||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Место рождения | ||||||||||||||||||||||||||||
Дата смерти | ||||||||||||||||||||||||||||
Место смерти |
город Москва |
|||||||||||||||||||||||||||
Принадлежность | ||||||||||||||||||||||||||||
Род войск | ||||||||||||||||||||||||||||
Годы службы | ||||||||||||||||||||||||||||
Звание | ||||||||||||||||||||||||||||
Сражения/войны | ||||||||||||||||||||||||||||
Награды и премии |
|
|||||||||||||||||||||||||||
В отставке |
Ива́н Евгра́фович Фёдоров (10 февраля 1914, Харьков — 12 февраля 2011, Москва) — советский лётчик-истребитель, лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, полковник.
Содержание |
Родился в Харькове (Украина), в семье рабочего, русский.
С 1918 года жил в городе Луганск (Украина). В 1921—1927 годах беспризорничал.
Окончил школу ФЗУ, рабфак и лётно-планёрную школу. Работал машинистом на заводе в Луганске. Окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов.
В РККА с 1932 года. С мая 1937 по январь 1938 года участвовал в боевых действиях в Испании.
После Испании Фёдоров стал испытателем в КБ Лавочкина.
21 августа 1937 года был легко ранен в аварии на посадке, вернулся в строй. В 1939 году окончил Высшие офицерские авиационные курсы. С мая по октябрь 1940 года — лётчик-испытатель авиазавода № 21 (г. Горький); испытывал серийные истребители И-16.
С ноября 1940 по февраль 1942 года был в командировке в Китае. Начальник лётно-испытательной станции авиазавода «600» в г. Урумчи на котором собирались истребители И-16 для китайских ВВС. В мае 1941 года, после катастрофы лётчика-испытателя С. Н. Викторова, он был снят с этой должности и остался работать на заводе рядовым лётчиком-испытателем.
В феврале 1942 года Иван Евграфович вернулся на авиазавод № 21 (г. Горький), где испытывал серийные истребители ЛаГГ-3. В июле 1942 года, перегоняя ЛаГГ-3 на фронт, самовольно остался на Калининском фронте. С сентября 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны. В том же году принят в КПСС.
С сентября 1945 года — старший лётчик-испытатель ОКБ С. А. Лавочкина. В числе первых начал испытывать отечественные реактивные истребители. Провёл испытания самолётов Ла-150, Ла-150М, Ла-150Ф, Ла-156, Ла-174ТК. В 1947 году поднял в небо и провёл испытания первого отечественного самолёта со стреловидным крылом Ла-160. В 1948 году при испытаниях самолёта Ла-168 первым в стране достиг скорости 1000 км/ч. В 1948 году поднял в небо и провёл испытания реактивного истребителя Ла-15.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Фёдорову Ивану Евграфовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1948 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8303).
С 1954 года полковник Фёдоров — в запасе. До 1974 года работал заведующим отделом в Министерстве иностранных дел СССР.
Жил в Москве. Умер 12 февраля 2011 года, похоронен в Москве.
В 2007 году об И. Е. Федорове был снят полнометражный документальный фильм «Старик и небо» (режиссёр Михаил Масленников, сценарий Александра Анненского), который удостоился специального Диплома и Медали «Пётр I» за новизну раскрытия образов героев Великой Отечественной войны на Пятом Международном фестивале военного кино имени Ю. Н. Озерова.
После выхода на экраны фильма «Старик и небо» последовал ряд критических публикаций , вызванных озвученными Фёдоровым фактами якобы из своей биографии.
Например, по словам Фёдорова, почти за год войны в Испании он одержал 20 воздушных побед и совершил два тарана. За заслуги Иван Евграфович был представлен к званию Героя Советского Союза, но получить Золотую звезду Фёдорову было не суждено из-за драки со стрельбой непосредственно во время банкета в Кремле. При этом Фёдоров несправедливо был объявлен одним из зачинщиков скандала, и в результате представление о награждении было отозвано. Из ВВС Фёдорову также пришлось уйти.
После того, как Иван Евграфович попал в 1942 году на фронт, он за первые полтора месяца сбил 18 немецких самолетов и уже в октябре 1942 года был назначен командиром 157-го истребительного авиаполка. Весну 1943-го он встретил уже командиром 273-й авиадивизии. А до этого с лета 1942 до весны 1943 года Иван Евграфович (одновременно с авиаполком) командовал группой из 64 летчиков-штрафников, созданной по личному распоряжению И. В. Сталина.
Также по словам Фёдорова, он принимал участие в Корейской войне, а во всех военных конфликтах, в которых участвовал, одержал 134 воздушные победы[1].
Однако имеются свидетельства, что не всё, сообщённое Фёдоровым, является истиной.
Например, в своём открытом письме[2] Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации в отставке С. А. Микоян и Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, полковник в отставке А. А. Щербаков заявляют следующее:
По данным личного дела И. Е. Фёдорова в Испании он сбил два самолёта, а в Великой Отечественной войне совершил 114 боевых вылетов, провёл 15 воздушных боёв и сбил 11 самолетов лично и один в группе. Таранов самолётов противника он не совершал… А в корейской войне, о чём Фёдоров рассказывает, он вообще не участвовал и американские самолёты не сбивал.
Фёдоров, Иван Евграфович.