Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Фёдоров, Иван Евграфович

08-09-2023

Фёдоров, Иван Евграфович
Период жизни

10 февраля 1914(19140210)12 февраля 2011

Место рождения

город Харьков,
Российская империя,
Российская империя

Дата смерти

12 февраля 2011(2011-02-12)

Место смерти

город Москва

Принадлежность

 Российская империя
 СССР  Россия

Род войск

ВВС

Годы службы

19321954

Звание
Сражения/войны

Гражданская война в Испании,
Великая Отечественная война

Награды и премии
В отставке

Полковник

Ива́н Евгра́фович Фёдоров (10 февраля 1914, Харьков12 февраля 2011, Москва) — советский лётчик-истребитель, лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, полковник.

Содержание

Биография

Родился в Харькове (Украина), в семье рабочего, русский.

С 1918 года жил в городе Луганск (Украина). В 19211927 годах беспризорничал.

Окончил школу ФЗУ, рабфак и лётно-планёрную школу. Работал машинистом на заводе в Луганске. Окончил Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов.

В РККА с 1932 года. С мая 1937 по январь 1938 года участвовал в боевых действиях в Испании.

После Испании Фёдоров стал испытателем в КБ Лавочкина.

21 августа 1937 года был легко ранен в аварии на посадке, вернулся в строй. В 1939 году окончил Высшие офицерские авиационные курсы. С мая по октябрь 1940 года — лётчик-испытатель авиазавода № 21 (г. Горький); испытывал серийные истребители И-16.

С ноября 1940 по февраль 1942 года был в командировке в Китае. Начальник лётно-испытательной станции авиазавода «600» в г. Урумчи на котором собирались истребители И-16 для китайских ВВС. В мае 1941 года, после катастрофы лётчика-испытателя С. Н. Викторова, он был снят с этой должности и остался работать на заводе рядовым лётчиком-испытателем.

В феврале 1942 года Иван Евграфович вернулся на авиазавод № 21 (г. Горький), где испытывал серийные истребители ЛаГГ-3. В июле 1942 года, перегоняя ЛаГГ-3 на фронт, самовольно остался на Калининском фронте. С сентября 1942 года — на фронтах Великой Отечественной войны. В том же году принят в КПСС.

С сентября 1945 года — старший лётчик-испытатель ОКБ С. А. Лавочкина. В числе первых начал испытывать отечественные реактивные истребители. Провёл испытания самолётов Ла-150, Ла-150М, Ла-150Ф, Ла-156, Ла-174ТК. В 1947 году поднял в небо и провёл испытания первого отечественного самолёта со стреловидным крылом Ла-160. В 1948 году при испытаниях самолёта Ла-168 первым в стране достиг скорости 1000 км/ч. В 1948 году поднял в небо и провёл испытания реактивного истребителя Ла-15.

За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Фёдорову Ивану Евграфовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1948 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8303).

С 1954 года полковник Фёдоров — в запасе. До 1974 года работал заведующим отделом в Министерстве иностранных дел СССР.

Жил в Москве. Умер 12 февраля 2011 года, похоронен в Москве.

Память

В 2007 году об И. Е. Федорове был снят полнометражный документальный фильм «Старик и небо» (режиссёр Михаил Масленников, сценарий Александра Анненского), который удостоился специального Диплома и Медали «Пётр I» за новизну раскрытия образов героев Великой Отечественной войны на Пятом Международном фестивале военного кино имени Ю. Н. Озерова.

Спорные моменты биографии Ивана Евграфовича Фёдорова

После выхода на экраны фильма «Старик и небо» последовал ряд критических публикаций [источник не указан 1038 дней], вызванных озвученными Фёдоровым фактами якобы из своей биографии.

Например, по словам Фёдорова, почти за год войны в Испании он одержал 20 воздушных побед и совершил два тарана. За заслуги Иван Евграфович был представлен к званию Героя Советского Союза, но получить Золотую звезду Фёдорову было не суждено из-за драки со стрельбой непосредственно во время банкета в Кремле. При этом Фёдоров несправедливо был объявлен одним из зачинщиков скандала, и в результате представление о награждении было отозвано. Из ВВС Фёдорову также пришлось уйти.

После того, как Иван Евграфович попал в 1942 году на фронт, он за первые полтора месяца сбил 18 немецких самолетов и уже в октябре 1942 года был назначен командиром 157-го истребительного авиаполка. Весну 1943-го он встретил уже командиром 273-й авиадивизии. А до этого с лета 1942 до весны 1943 года Иван Евграфович (одновременно с авиаполком) командовал группой из 64 летчиков-штрафников, созданной по личному распоряжению И. В. Сталина.

Также по словам Фёдорова, он принимал участие в Корейской войне, а во всех военных конфликтах, в которых участвовал, одержал 134 воздушные победы[1].

Однако имеются свидетельства, что не всё, сообщённое Фёдоровым, является истиной.

Например, в своём открытом письме[2] Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации в отставке С. А. Микоян и Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза, полковник в отставке А. А. Щербаков заявляют следующее:

По данным личного дела И. Е. Фёдорова в Испании он сбил два самолёта, а в Великой Отечественной войне совершил 114 боевых вылетов, провёл 15 воздушных боёв и сбил 11 самолетов лично и один в группе. Таранов самолётов противника он не совершал… А в корейской войне, о чём Фёдоров рассказывает, он вообще не участвовал и американские самолёты не сбивал.

Награды

Примечания

  1. Иван Федоров: Я никогда не боялся смерти
  2. Открытое письмо в редакцию газеты «Комсомольская правда»
  3. ЛЕГЕНДЫ АВИАЦИИ: Achtung! В небе - Федоров!

Ссылки

  •  Фёдоров, Иван Евграфович на сайте «Герои страны»
  • Открытое письмо С. А. Микояна и А. А, Щербакова по поводу небезызвестного Фёдорова и сведения из личного дела
  • В небе - штрафные эскадрильи. Неизвестные страницы великой Победы
  • Сведения из личного дела И.Е. Фёдорова
  • Интервью в Российской газете

Фёдоров, Иван Евграфович.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06