Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Хешдек

22-10-2023

Перейти к: навигация, поиск

Иштеки (башк. Иштәк, Үштәк, тат. Иштәк, Үштәк, каз. Естек) — устаревшее название башкирского народа[1].

Содержание

Распространение этнонима

Этноним распространен среди башкир северо-запада Башкортостана, юго-востока Татарстана и юга Пермского края («позднейшие Казанская и Осинская дороги Уфимского уезда и бассейны Сылвы, Ирени в Кунгурском уезде»[2]

Источники

Этноним иштек применительно к башкирам возник к востоку от Урала и известен по источникам с конца XV в.: Рузбехан Исфаганский, живший при дворе Шейбани-хана в самом начале XVI в., описал жизнь пророков «для народа иштякского»[3], то есть башкирского. Однако возраст этнонима иштек значительно старше: об этом свидетельствуют родо-племенные образования истяк, иштек, эштек в составе башкир, киргизов, каракалпаков; возможно к этому же ряду относится тувинский этноним ишти-ооржак. У башкир общее название иштяк носила группа племен, в составе которой были древнебашкирские образования усерган, тамьян, а также ай. Этнонимы истяк (иштек, эштек) и остяк имеют, вероятно, общее происхождение, хотя речь идет об одном из тех случаев, «когда одно общее имя дается различным народностям»[4].

Некоторые учёные, связывают этноним иштеки с тюркизованной формой этнонима остяки, другие учёные считают, что под этнонимами башкорт и иштек скрыты один и тот же племенной союз, но В. В. Трепавлов и, вслед за ним, Д. Исхаков выделяют два башкирских субэтнонима (племенных союза) в XV—XVI вв: иштеки (западные башкиры, башк. Иштәк) и собственно башкиры (восточная группа, башк. Башҡорт)[5].[неавторитетный источник?]

В ряде работ этноним остяк ошибочно заменяет собою этноним иштяк, подразумевая под ним тюркоязычное население (в частности в научных работах середины XX-начала XXI вв[6],[7],[8],[9]).

Этимология

Этимологии этнонимов иштек и остяк — весьма разнообразны. Так Б.Мункачи считал, что остяк значит — As-jax 'обские люди'[10]. Есть также гипотеза о тюркском происхождении слова: уштяк *иноплеменец'[11].

Казахский исследователь О.Сулейменов возводил этноним «иштек» к значению 'внутренний род'[12]. О.Сулейменов отмечал, что 24 рода огузов согласно эпосу делились на два крупных объединения — иш-огуз (iч-огуз) — «внутреннее племя» и ташогуз — «внешнее племя»[13], что сохранилось в ассирийских источниках, как самоназвание скифов.

Антрополог и этнолог Р. М. Юсупов полагал, что башкирские «иштеки» своим происхождением восходят к одному из древнейших племен Южного Урала того времени — дахам[14]. Р. М. Юсупов допускал, что этноним «иштек» является в своей основе тюркизированной формой названия потомков древних племен Южного Урала, — «хешдеков» или «хешдаков». В этом случае «хешдак» или «хешдах» будет переводиться с иранского как родственник, потомок, родня великих, могучих дахов, где «хеш» — родня, потомок, а «дах», «дак», «дау» — великий (иран.)[15].

Так или иначе, несомненно, возникновение этнонима должно восходить либо к эпохе дахо-массагетов конца I тыс. до н. э., либо к времени тюрко-угорских контактов в середине I тыс. н. э. на Сырдарье, в Приаралье и прилегающих к нему степях. Это заключение не противоречит наблюдениям и других исследователей. Раннесредневековые племена худэ, кочевавшие к северо-западу от усуней, А. Н. Бернштам, например, индентифицирует (через промежуточную форму хутяк) с названием остяк[16].

Первоначально этноним иштек (истяк-остяк), не имел строго этнического содержания (подобно, например, названиям сарт, тажик и др.). К середине I тыс. н. э. иштеки были группой тюркоязычных и угроязычных племен, находившихся в стадии взаимодействия. С началом массовых миграций населения в тюркскую эпоху и позднее большая часть этих племен рассеялась. В конечном итоге они влились в состав киргизов, башкир, каракалпаков, барабинских татар (возможно — тувинцев), привнеся в новую этническую среду древнее этнотерриториальное название. Именно в этом аспекте мы склонны рассматривать ранние контакты предков башкир с угорским этническим миром и формирование в их языке некоторых фонетических особенностей, на которые указывают лингвисты. Переселение древнебашкирских племен в Древнюю Башкирию и постепенная ассимиляция оставшихся групп венгров, вероятно, стабилизировали или углубили указанные особенности, но не могли, в свете историко-этнографических данных, послужить отправной основой нового языкового формирования.

Также существуют иные версии:

Этнический состав населения приуральский части Мангытского княжества Казанского ханства. На северо-западе Приуралья (в границах XVII в. это Осинская и Казанская «дороги» Уфимского уезда и Сылвенско-Иренское междуречье Кунгурского уезда) в XVI-

XVII вв. проживало население, обозначаемое в источниках как «остяки» (иштяки — от тюрк.-тат. иштәк), татары, ногайцы (ногаи) и башкиры (башкурды, башкирцы)… в более южных частях Северо-Западного Приуралья, после 1586 г вошедших в состав Уфимского уезда, по такому аутентичному источнику как шеджере племени юрматы (1564—1565), группы «ногайцев» (нугайлар) и «иштяков» (иштәк), живших на юго-западе этого уезда, указываются раздельно (Башкирские шеджере. С. 29).

Перечисленные источниковые трудности исследователи пытались преодолеть, выдвинув гитотезу, что понятия «башкиры» и «иштяки» (источников XVI в.) были синонимами. Модифицированным вариантом этой же точки зрения являетсч предположение, что под «иштяками» надо понимать «западных башкир». Но по ряду причин данную позицию принять невозможно.

Во-первых, при обсуждении поставленного вопроса приходится учитывать возможность отложения в имеющихся документальных материала, кстати, в массе своей русскоязычных, разных, характерных в первую очередь для Русского государства и Ногайской Орды, традиций этнической идентификации приуральского населения. Во всяким случае, сохранившиеся источники показывают, что русские стремились маркировать ясачное население приуральской зоны Казанского ханства в основном как башкурдов (башкирцев). Хотя применительно к населению этого же ареала они использовали и этноним «остяки» (иштяки), его следует признать заимствованным, скорее всего у ногайцев: именно знать Ногайской Орды ясачников Приуралья предпочитала именовать иштякамн (ыстеками), замещая изредка этот привычный термин более принятым для русских наименованием «башкирцы». Во-вторых, в источниках XVI в. встречаются случаи, когда понятия «башкиры» и «остяки» применительно к северо-западному ареалу употребляются независимо друг от друга, явно обозначая вполне самостоятельные этнические группы. Кроме того, а источниках достаточно часто смешиваются этнонимы «ногайцы» (ногаи) и «башкиры». «татары» и «башкиры», а также «татары» и «остяки».

В итоге, если оставаться в рамках традиционной точки зрения на синонимичность терминов «башкиры» и «остяки», приведенные факты интерпретировать практически невозможно. Следовательно, необходима новая модель этнической ситуации в Северо-Западном Приуралье в позднелолотоордынский период. Думается, что при ее создании следует опираться на вывод об этносословной статифицированности казанско-татарского общества, так как интересующий нас район был всего лишь частью Мангытского княжестна ("'юрта) Казанского ханства.

… служилая часть ногайцев, будь то в Ногайской Орде или в Мангытском «юрте» Казанского ханства, была не чужда и этнониму «татары». Поэтому в источниках XVI в. в Северо-Западном Приуралье под «татарами» могли скрываться и представители феодально-служивого сословия Ногайской даруги. К тому же в отдельных случаях они могут быть связаны с переселенцами из Западной Сибири конца XV в. Другое дело с ясачниками. Именно эта группа, имевшая тюрко-угорское происхождение и длительное время сохранявшая этнокультурную специфику (позднее принятие ислама), в источниках XVI — начала XVII в. определялась как «остяки» («иштяки»), скорее всего, на основе их энэндоэтнонима иштәк-уштәк. … Консолидация в севеpo-зaпадной части Приуралья субстратной этносословной общности — ясачных «иштяков», с «ногайской» или «татарской» общностью, образовавшей «верхнее»' сословие, продолжалось по XVI — начала XVII в.

… в исторических преданиях башкир передается следующей формулой: «нагаи и башкиры составляли как бы один народ». Неслучайно, кроме четырех племен (мангыты, найманы, конграты и кыяты) монгольскою происхождения, остальные племена из Ногайской Орды невозможно однозначно подразделить на собственоо «ногайские» и «башкирские». В этом же русле можно рассматривать и часть случаев употребления этнонимов «ногайцы» и «башкиры» как взаимозаменяемых. Тем не менее следует признать, что у группы племен (мин, бурзян, кыпчак, усерган, тамьян), входивших в Ногайскую Орду, по фольклорным данным обнаруживается устойчивое бытование этнонима «башкорт». Их наряду с отдельными «иштякскими» племенами (племя юрматы), ушедшими на юг, можно отнести к низовой (ясачной) страте Ногайской Орды… что население Казанского ханства приуральской зоны —

Мангытского «юрта» (Ногайской даруги) состояло из двух групп — иштяков и ногайцев…

— Д. Исхаков, «Татары», М., РАН, серия «Народы и культуры»

Альтернативные политизированные версии

Среди альтернативных версий весьма распространён следующий националистический татарский миф, основанный на созвучии этнонимов иштяк и остяк, и объявляющий иштяками «башкир, говорящих на литературном языке»:

Башкиры говорящие на литературном башкирском языке, являются иштяками или же остяками, или же на современном русском языке — хантами. Разнит их с современными хантами только то, что они, в отличие от хантов, являются хантами отатарившимися. Вот так вот и не иначе! Так, башкирский этнограф Мухаметсалим Уметбаев писал о башкирах-иштякак, что по этнической принадлежности они угры. Также Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» пишет о них: «…Вначале язык у них был венгерский. Потом они отюречились, говорят ныне языком татарским. Надобно думать, что они приняли его от своих победителей и забыли собственный в долговременном общении с татарами».

— Ногайцы и иштяки. Акъегет НУГАЙЛЫ. г. Уфа, опубликовано в газете "Звезда Поволжья" 3.10.2002 г.

Приведенная цитата из Карамзина на поверку оказывается фиктивной; в оригинале у Карамзина об иштяках и о башкирах вообще не находим ни слова[17].

Данные домыслы также очевидным образом противоречат научным фактам: носители этнонима иштяк проживают на нынешней территории северо-запада Башкортостана, юго-востока Татарстана и на юге Пермского края.

Библиография

  1. …Обще башкирской народ, которыя старое звание имеют иштяк, и так их киргисцы, калмыки и иныя соседния народы поныне называют, а не башкирцами,…

    — л. 602/ Получено 1735-го сентября 25 чрез вологоцкого полку прапорщика Гаврила Дмитреева. Правительствующему Сенату нижайшее доношение.

  2. Д. Исхаков. «Татары» (Серия «Народы и культуры» РАН). М.: Наука, 2001.
  3. «События в Уфимском крае до основания г. Уфы». Выписка из рукописи М. Уметбаева, л. 3 (хранится в Секторе археологии и этнографии ИИЯЛ БФАН СССР).
  4. Соммье С, 1891—1892. О башкирах. Зап. Уральского общества любителей естествознания, т. XIII, вып. 1. Екатеринбург; отдельное издание: 1891, Екатеринбург, стр. 24.
  5. Трепавлов В. В. «Ногаи в Башкирии, XV—XVII вв. Княжеские роды ногайского происхождения». — Уфа, 1997; Д. Исхаков. «Татары» (Серия «Народы и культуры» РАН). М.: Наука, 2001.
  6. Д. Исхаков, «Татары», М., РАН, серия «Народы и культуры»: «На северо-западе Приуралья (в границах XVII в. это Осинская и Казанская „дороги“ Уфимского уезда и Сылвенско-Иренское междуречье Кунгурского уезда) в XVI- XVII вв. проживало население, обозначаемое в источниках как „остяки“ (иштяки — от тюрк.-тат. иштәк)»
  7. Шаниязов К. Ш. «К этнической истории узбекского народа», 1974: «Иштяки, или остяки»
  8. Кононов А. Н., «Родословная туркмен», 1958. В сноске: «58 Иштяки, то есть остяки, так именовали башкир некоторые тюркские народы (см.: Н. А. Аристов. Заметки, стр. 132)»
  9. Мифтахов З. З., Хузиахметов А. Н., «Курс лекций по истории татарского народа», 2002: «После этого эмир Мухаммед-Алам отправил в поход войска под командованием сардара Кукчи. В составе этого войска были иштяки (предки совр. ханты и манси), башкорты, а также служащие эмиру по найму казаки»
  10. Ашмарин Н. Болгары и чуваши. Казань, 1902, стр. 41.
  11. Терешкин Я. Я., 1966. Хантыйский язык. «Язык и письменность народов СССР», т. 3. М, стр. 319.
  12. Сулейменов О. Аз и Я. Алма-Ата, Жасушы, 1975, Гл. «Ишгузы».
  13. «Книга моего деда Коркута. Огузский героический эпос». Перевод В. В. Бартольда, М.-Л., 1962.
  14. Юсупов Р. М. Башкиры на рубеже тысячелетий//Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа. Уфа, 2006, С.95-101.
  15. Юсупов Р. М. К семантике родовой символики башкир и этимологии этнонимов башкорт, иштяк//Городские башкиры. Материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной III Всемирному курултаю башкир. Уфа, 2010, С.28-32.
  16. Бернштам А. Я., 1951. Очерк истории гуннов. Л., стр. 107.
  17. Н. М. Карамзин. История государства Российского. Оглавление

Хешдек.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06