03-05-2023
Хованщина | |
Фёдор Шаляпин в роли Досифея (1912) |
|
Композитор |
М. П. Мусоргский |
---|---|
Автор(ы) либретто |
|
Количество действий |
5 |
Год создания |
1883 |
Первая постановка | |
Место первой постановки |
Хова́нщина — опера (народная музыкальная драма) М. П. Мусоргского (в 5 действиях, 6 картинах). Либретто композитора.
Содержание |
Хованщина — события 1682 г., короткий период всевластия в Москве князя Ивана Хованского, назначенного царевной Софьей после стрелецкого бунта начальником стрелецкого приказа. Хованский пользовался огромной популярностью, стрельцы даже называли его «батей». Лето 1682 г. было отмечено активизацией старообрядцев, надеявшихся при помощи Хованского одолеть официальную церковь, поддерживаемую Софьей, и вернуть Русь к «старой вере». Кульминацией стал диспут о вере в Грановитой палате Московского кремля (5 июля 1682 г.), который свёлся к взаимным обвинениям сторон в ереси и невежестве. Однако старообрядцы, покинув Кремль, всенародно объявили на Красной площади о своей полной победе. Эта история окончательно развела Софью с её выдвиженцем Хованским. Не прошло и трёх месяцев, как правительница нашла способ расправиться с вожаком стрельцов: 17 сентября 1682 г. Иван Хованский и его сын Андрей были арестованы сторонниками Софьи и в тот же день без суда казнены. Новым начальником стрелецкого приказа был назначен Фёдор Шакловитый.
Только семь лет спустя власть перешла из рук царевны Софьи в руки Петра. 7 августа 1689 год Софья велела Шакловитому снарядить побольше стрельцов в Кремль, будто бы для сопровождения её в Донской монастырь на богомолье. Распространился слух, что на самом деле стрелецкие полки готовят к походу на Преображенское, чтобы побить всех сторонников Петра. Получив известие об этом, Пётр с небольшой свитой укрылся в Троице-Сергиевом монастыре. 8 августа сюда пришли «потешные» полки с артиллерией. Через несколько дней Пётр приказал идти к Троице всем другим находившимся в Москве полкам. Большая часть войск повиновалось законному царю. Лишившаяся власти царевна Софья вскоре была заключена в Новодевичий монастырь, а её фаворит князь Василий Голицын отправлен в ссылку. Фёдор Шакловитый был казнён.
В реальных событиях Хованщины 1682 года 10-летний царь Пётр не принимал никакого участия. Однако Мусоргский хотел показать переход власти из рук царевны Софьи в руки Петра. Поэтому в либретто его оперы причудливо смешаны события 1682 и 1689 годов. Мусоргский показывает враждебные Петру силы: стрельцов, возглавляемых князем Хованским; князя Голицына, фаворита Софьи; старообрядцев во главе с Досифеем (этот последний персонаж не имеет определённого исторического прототипа). Если князь Хованский, потакая во всём стрельцам, стремится к царской власти, то сами стрельцы показаны как темная масса, используемая в чужих интересах. Старообрядцы представлены как мужественные люди, идущие на самосожжение ради веры.
Огромная роль в развитии действия принадлежит народу — ещё в большей степени, чем в «Борисе Годунове». Хоры очень разнообразны. Не менее ярко воплощены индивидуальные образы: надменного и самовластного Хованского; лукавого и самовлюблённого Голицына; величественного Досифея; сильной, порывистой, страстной, готовой на подвиг Марфы; мятущегося и слабого Андрея Хованского; патриотически настроенного и на всё способного ради спасения Руси Шакловитого; весёлого и бесшабашного молодого стрельца Кузьки; трусливого и корыстолюбивого подьячего.
Из музыки «Хованщины» наиболее известны: вступление («Рассвет на Москве-реке»); сцена гадания Марфы из 2-го действия («Силы потайные, силы великие»); ария Шакловитого из 3-го действия («Спит стрелецкое гнездо»); антракт к 4-му действию («Поезд Голицына»); «Пляски персидок» из 4-го действия.
«Хованщина» была задумана Мусоргским в 1872 году. Он писал её (с перерывами) до самых последних дней своей жизни, но так и не довёл до конца. Недописанной осталась музыка 2-го действия (рукопись обрывается на словах Шакловитого «И велел сыскать…») и 5-го действия. Некоторая часть автографов утеряна, в том числе «Любовное отпевание Марфы», которым Мусоргский особенно гордился[1]. Бо́льшая часть музыки, которая была записана композитором в виде клавира, не была оркестрована. В оркестровке Мусоргского сохранились только хор стрельцов «Поднимайтесь, молодцы» (3-е действие) и Песня Марфы.
Всю оперу оркестровал впервые Николай Андреевич Римский-Корсаков: он дописал необходимые связки, отредактировал голосоведение и гармонию Мусоргского. Партитура Римского-Корсакова была издана в 1883 г.
В 1958 г. Дмитрий Шостакович по клавиру П. Ламма (1932) сделал собственную оркестровку. Именно этот вариант использован в фильме-опере «Хованщина» (1959 г., режиссёр Вера Строева, сценарист и композитор Д. Д. Шостакович). Партитура Шостаковича впервые издана в 1963 году.
Собственную версию заключительного хора (в сцене самосожжение раскольников) написал И. Ф. Стравинский.
При жизни Мусоргского опера не исполнялась. Первые постановки:
Вслед за этим началась всемирная слава оперы, входящей ныне в репертуар крупнейших театров мира: Барселона (1923), Франкфурт-на-Майне (1924), Милан (1926), Дрезден (1927), США (1931), Берлин (1958), Лондон, Белград и др.
Наиболее значительные постановки советского времени:
Крупнейшие исполнители: А. Пирогов, М. Рейзен, А. Огнивцев, И. Петров, Н. Обухова, С. Преображенская, М. Максакова, В. Давыдова, Б. Штоколов и др.
Произведения Модеста Петровича Мусоргского | ||
---|---|---|
Оперы (по времени создания) | Саламбо • Женитьба • Борис Годунов • Хованщина • Сорочинская ярмарка | |
Симфонические произведения | Картинки с выставки • Ночь на лысой горе | |
Вокальные циклы | Без солнца • Детская • Песни и пляски смерти |
Хованщина (опера).