Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Хордовые линии Московского метрополитена

26-06-2023

Генплан 1990 года

Хордовые линии Московского метрополитена — особый тип линий московского метрополитена, существовавший в проектах развития московского метро в 1980-х годах. В силу различных причин (в первую очередь финансовых) реализован не был.

Содержание

Проекты

Московский метрополитен унаследовал радиально-кольцевую структуру города Москвы, равно как и её слабые места — перегруженный центр и слабое обеспечение окраин транспортом. В начале 80-х годов была осознана необходимость строительства линий метрополитена, не заходящих в центр города — хордовых линий.

Идею хорд ещё в начале 1960-х выдвинул талантливый инженер Иван Бордуков, работавший в системе Госстроя СССР. Он считал, что наращивание колец в столице приведёт к транспортной катастрофе[1]. В статье «Метро в жизни города» («Правда» от 27 декабря 1984) он писал:

Хотелось бы предостеречь от прокладки новых диаметров метро через центральную часть Москвы, равно как и от сооружения второго кольца. Альтернативой этому может стать строительство новых линий метро по хордовым направлениям с глубокими вводами в периферийные районы, где проживает около 70 % населения столицы. Главные пассажиропотоки в столице идут в центр, пересадки с кольцевой на радиальные линии удлинят путь пассажиров не менее чем на 25 % по сравнению с пересадками со станций хордовых линий[2].

На новых линиях планировалось использование 12-вагонных составов. Для повышения скорости движения предполагалось использование верхнего токосъёма и увеличение расстояния между станциями.

Всего было предложено строительство четырёх хордовых линий:

1. Митинско-Бутовская

Митино — Строгино — Мнёвники — Парк Победы — Спортивная — Ленинский Проспект — Каховская — Бутово;

2. Химкинско-Люберецкая

Химки — Дегунино — Отрадное — Ботанический Сад — Преображенская Площадь — Семёновская — Шоссе Энтузиастов — Кусково — Люберцы;

3. Солнцевско-Мытищинская

Мытищи — Ботанический Сад — Дмитровская — Аэропорт — Полежаевская — Парк Победы — вдоль Мичуринского проспекта — Раменки — Очаково — Солнцево — Внуково;

4. Балашихинско-Бутовская

Балашиха — Шоссе Энтузиастов — Волгоградский Проспект — Автозаводская — Тульская — Севастопольский проспект — Ясенево — Бутово;

Позже трассировка хорд подверглась изменению. Окончательный вариант выглядел так:

1. Митинско-Бутовская

Митино — Строгино — ул Народного ополчения — Филёвский бульвар — Парк Победы — Спортивная — Ленинский Проспект — Нагорная — Варшавская — Бирюлёво — Бутово;

2. Химкинско-Жулебинская

Химки — Савёловская — Останкино — Рижская — Красносельская — Бауманская — Авиамоторная — Кузьминки — Жулебино

3. Солнцевско-Мытищинская

Мытищи — ВДНХ — Марьина Роща — Савеловская — Динамо — Беговая — Парк Победы — Мосфильмовская улица — вдоль Мичуринского проспекта — Раменки — Солнцево — Внуково

4. Ясеневско-Балашихинская

Балашиха — Шоссе Энтузиастов — Волгоградский Проспект — Дубровка — Автозаводская — Тульская — Ленинский Проспект — вдоль Ленинского Проспекта — Дудкино.

До 2010 года предполагалось построить Митинско-Бутовскую, Химкинско-Жулебинскую хорды, а также центральные участки двух других хорд.

Первоочередной хордовой линией должна была стать Митинско-Бутовская. Линия не имела бы пересадок на радиальные линии вплоть до Спортивной, что привело бы к перегрузке Кировско-Фрунзенской линии. Поэтому было решено продлить Арбатско-Покровскую линию от Киевской, обеспечив пересадку на Митинско-Бутовскую хорду на станции Парк Победы. Предполагалось организовать кроссплатформенную пересадку.

Строительство

В 1988 году началось строительство продления Арбатско-Покровской линии до станции Парк Победы. В начале 90-х годов велось строительство первого участка Митинско-Бутовской хорды. Частично были построены тоннели вдоль Митинской улицы, начато раскрытие котлованов станций Митино, Волоколамское Шоссе, Строгино, начато строительство электродепо Митино и метромоста через Москву-реку. С распадом СССР и резким уменьшением финансирования из федерального бюджета строительство было заморожено.

Современность

Один из неиспользуемых путей станции «Парк Победы».

В 2003 году было завершено строительство станции Парк Победы. В 2008 году завершено продление до станции Строгино. В 2009 году завершено продление в Митино.

В планах остаётся строительство участка Солнцевско-Мытищинской хорды от Парка Победы до Новопеределкина. Окончание строительства первого участка ожидается в 2014 году . По трассе центральных участков хорд планируется строительство третьего пересадочного контура. Вместо южного участка Митинско-Бутовской линии была построена Бутовская линия лёгкого метро. Существуют также планы постройки участка Химкинско-Жулебинской хорды от Авиамоторной в Люберцы.

Генеральный план развития г. Москвы на период до 2025 год предусматривает сооружение в перспективе «линий скоростной системы» метрополитена; [3] общая конфигурация скоростных линий метро повторяет идею хордовых линий.

Примечания

  1. ИНП РАН — Интервью доктора географических наук, главного научного сотрудника ИНП РАН Г. А. Гольца газете «Известия»: «Дорожный коллапс в столице может наступить»
  2. Московское метро | Основные решения и история проектирования
  3. Генеральный план города Москвы. Книга 3. Карты, схемы территориального планирования города Москвы, c. 369—403

Ссылки

  • Хордовые линии на сайте Владимира Свириденкова «Московское метро»
  • Статья кандидата технических наук Р. Горбанева в журнале «Наука и жизнь» № 2 — 1987
  • Генплан развития Московского метро за 1990 год на сайте «Мир Метро»

Хордовые линии Московского метрополитена.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06