28-05-2023
Х-66 / Х-23 | |
---|---|
по кодификации НАТО — AS-7 «Kerry» | |
Х-23 на пилоне истребителя-бомбардировщика Су-17М3. Музей ВВС ВС Украины в г. Винница. | |
Тип | управляемая ракета «воздух-поверхность» |
Статус | снята с вооружения |
Разработчик | КБ завода № 455 |
Главный конструктор | Ю. Н. Королёв |
Годы разработки | С 1966 |
Начало испытаний | 1967 |
Принятие на вооружение | Х-66: 20 июня 1968 Х-23: начало 1974 |
Производитель | КПКО/КПО «Стрела» |
Годы производства | Х-66: -1976 Х-23: -1983 |
Основные эксплуатанты | ВВС СССР |
↓Все технические характеристики | |
Изображения на Викискладе |
Х-66 и Х-23 (по кодификации НАТО — AS-7 Kerry) — советские тактические управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» дальностью порядка 10 км разработки КБ завода № 455 в Калининграде (позднее ОКБ «Звезда»[1]). Предназначались для уничтожения небольших наземных и морских объектов.
Содержание |
В 1963 году были проведены испытания по применению ракет РС-2УС класса «воздух-воздух» по наземным целям. Такой вариант применения был признан возможным, но нецелесообразным из-за малой точности ракеты и слабой боевой части. В 1965 году Вьетнам, успев убедиться в эффективности американской ракеты AGM-12 «Булл-пап» в разгоревшейся Вьетнамской войне[2], запросил Советское правительство о возможности поставки ракет класса «воздух-земля». В ответ на этот запрос, ОКБ Микояна совместно с Государственным научно-исследовательским институтом авиационных систем разработали технические предложения по разработке такой ракеты. Пройдя одобрение на коллегии Министерства авиационной промышленности (МАП) технические предложения были переданы в ОКБ-134 (с 1966 года — МКБ «Вымпел») и на завод № 455 (с 1966 года — «Калининградский машиностроительный завод»).[3]
ОКБ-134 разрабатывала ракету под обозначением Х-23[4] управляемую лётчиком с помощью радиокомандной системы наведения. Но, выполнить требования по интеграции системы наведения в существующие типы самолётов ОКБ-134 не удавалось, сроки выполнения проекта затягивались. Весной 1966 года ВВС СССР приняли предложение завода № 455 о разработке ракеты на основе отработанного принципа наведения по лучу самолетной РЛС и с использованием уже выпускаемых заводом узлов серийных ракет РС-2УС и Р-8, включая двигатель, аппаратуру наведения и элементы корпусов, базировавшееся на эксперименте с применением РС-2УС по наземным целям с самолёта МиГ-19ПМ.[5] Основным требованием к ракете было размещение мощной 100-килограммовой боевой части.
12 марта 1966 года, для разработки КД ракеты получившей обозначение Х-66[6], на заводе № 455 приказом № 100 МАП из серийного отдела, сопровождавшего на производстве ракеты РС-2УС и Р-8, было создано опытно-конструкторское бюро (ОКБ). Руководителем нового ОКБ был назначен Юрий Николаевич Королёв.[3] Двигатель Х-66 заимствовался у Р-8, при этом он оснащался двухсопловым блоком, как у ракеты РС-2УС, выводившим истекающие газы по бокам корпуса (так как в хвостовом отсеке размещалась приемная аппаратура и антенна радиокомандной системы наведения). С ракеты РС-2УС была взята система наведения по направленному радиолучу самолётного радиолокационного прицела РП-21 и узел подвески.[2]
Лётные испытания Х-66 были проведены в период с 1967 по 1968 год и закончились принятием её на вооружение, согласно приказа министра обороны № 0075 от 20 июня 1968 года.[3]
МКБ «Вымпел» сосредоточилось на разработке ракет «воздух-воздух», передав наработанный задел по ракете Х-23 с более совершенной радиокомандной пропорциональной системой наведения в ОКБ «Звезда».[7] Разработка в Калининградском КБ новой ракеты принявшей индекс Х-23 была начата ещё до завершения испытаний Х-66. К заводским лётным испытаниям эти ракеты были подготовлены в конце 1967 года.[3]
Собранные десять ракет Х-23 («изделие 68») испытавались с конца 1967 года по конец 1969 года.[7] На этих испытаниях было выявлено влияние продуктов горения трассера на приёмник радиокомандной системы также размещённый в хвостовой секции, что потребовало доработки ракет.[5]
Государственные испытания (ГИ) ракеты Х-23 в составе вооружения самолётов МиГ-23 и МиГ-23Б были начаты 20 марта 1970 года. К 3 октября 1973 года, моменту завершения ГИ, было выполнено большое количество пробных пусков. В 1974 году Х-23 была принята на вооружение.[3]
Это заготовка статьи об авиации. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Это заготовка статьи о ракетном оружии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Советские и российские управляемые авиационные ракеты | |
---|---|
Ракеты класса «воздух-воздух» | |
Малой дальности | РС-1У · Р-3 (Р-13) · Р-38 · Р-60 · Р-73 · Игла-В · РВВ-МД |
Средней дальности | Р-8 · Р-4 · Р-40 · Р-23 · Р-27 · Р-77 (РВВ-АЕ) · РВВ-СД |
Большой и сверхбольшой дальности | Р-33 · Р-37 · КС-172 · РВВ-БД |
Ракеты класса «воздух-поверхность» | |
Малой дальности | С-25ЛД · Х-24 · Х-23 (Х-66) · Х-25 · Х-29 · Х-38 |
Средней дальности | КС-1 «Комета» · Х-28 · Х-58 · Х-59 · Х-15 · Х-31 · Х-45 · Х-41 · Х-35 · Х-61 («Оникс-А») · БраМос |
Большой дальности | К-10С · КСР-11 · Х-20 · Х-22 · КСР-2 · КСР-5 · Х-55 / Х-555 · Х-101 / Х-102 · Х-90 |
Расположение по возрастанию даты разработки. Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение образцы). |
Х-23.