Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

КС-172

02-05-2023

КС-172
Основные характеристики
Тип: управляемая ракета «воздух-воздух» сверхбольшой дальности[1]
Наведение: Инерциальное + активная радиолокационная ГСН[1]
Разработчик: НПО Новатор
Состояние: Лётные испытания[2]
Боевые характеристики
Дальность пуска: до 400 км[1]
Предельные высоты цели: от 3 до 30 000 метров[1]
Максимальная скорость цели: 4 000 км/ч (1 100 м/с)[2]
Максимальная перегрузка цели: 12 g[2]
Массо-габаритные размеры
Длина: 7,4 м[1]
Диаметр: 0,51 м[1]
Размах рулей: 0,75 м[3]
Стартовая масса: 750 кг[1]
Тип боевой части: осколочно-фугасная направленного действия[1]
Масса боевой части: 50 кг[1]
Совместимость
Доступные носители: Су-30МК, Су-35/БМ,
ПАК ФА (предположительно)

КС-172 — перспективная российская авиационная управляемая ракета класса «воздух-воздух» сверхбольшой дальности, разрабатываемая НПО «Новатор». На западе обозначается AAM-L (англ. "Air-to-Air Missile - Long range" — ракета «воздух-воздух» большой дальности). Предполагается, что эта ракета позволит эффективно бороться со стратегическими бомбардировщиками, самолётами ДРЛО, воздушными командными пунктами, высотными разведчиками и прочими целями, находящимися на большом удалении от линии фронта и прикрытыми истребительной авиацией противника.

Заинтересованность в покупке этих ракет, а также организации их серийного лицензионного производства на своей территории высказала Индия, которая сейчас осуществляет значительную долю финансирования проекта. По данным издания «Джейнс» российские ВВС пока отдают предпочтение ракете Р-37[2], имеющей сравнимую дальность, но полностью отлаженной и запущенной в серийное производство.

В настоящее время является проектом наиболее дальнодействующей управляемой ракеты «воздух-воздух».

Содержание

История создания

Разработка новой управляемой авиационной ракеты сверхбольшой дальности была начата в НПО «Новатор» в 1991 году[2]. За основу была взята хорошо зарекомендовавшая себя ракета 3М83 наземных комплексов ПВО С-300[2]. Уже в 1993 году макет ракеты был впервые продемонстрирован на МАКС-1993[1].

Однако проблемы с финансированием привели к замораживанию этой и других программ — практически 10 лет не поступало новых сообщений о работе над ракетой[2]. В условиях стеснённого финансирования российские ВВС предпочли использование разработанной ещё до распада СССР ракеты Р-37[2]. На это повлияли испытания 1994 года, когда был проведён успешный перехват ракетой Р-37 воздушной цели на дальности 300 км, сравнимой с возможностями КС-172 — вдвое больше, чем дальность любых других ракет, стоящих на вооружении в мире[4]. Подобная дальность позволяет уверено поражать патрулирующие самолёты ДРЛО и РЭБ, воздушные командные пункты и стратегические бомбардировщики на удалении сброса крылатых ракет; при этом не подвергаясь опасности со стороны истребителей сопровождения. Таким образом, российские ВВС, имеющие на вооружении большое количество перехватчиков МиГ-31, могли эффективно решать все задачи защиты и контроля воздушного пространства, а потому не испытывали острой потребности в более дальнобойных ракетах.

Работы были возобновлены в начале 21-го века. Финансирование было найдено со стороны Индии. На это решение повлияло то, что основу перспективной авиации ВВС Индии составляют многофункциональные самолёты Су-30МК — менее скоростные и высотные, чем специализированные перехватчики МиГ-31БМ, а, следовательно, требующие более дальнобойные ракеты для обеспечения сравнимых возможностей по поражению удалённых целей. В декабре 2003 года на выставке в Дубае НПО Новатор представило экспортный вариант ракеты КС-172С-1 как один из видов оружия Су-35[2][3], позже ракета была представлена и на московском международном авиакосмическом салоне[3]. Ракета существенно изменилась внешне, хотя габаритные размеры остались прежними — была полностью заменена первая ступень ракеты, а вторая ступень более не имеет сужения в головной части. У данной модификации дальность поражения целей составляет 300 километров, что на 100 км меньше, чем у варианта для российских ВВС[2].

Было произведено несколько тестовых пусков ракет КС-172, не оснащённых головками самонаведения, что является обычной практикой при разработке новых управляемых ракет «воздух-воздух»[2].

Интерес к КС-172 со стороны российских военных начал возвращаться со второй половины 2000-х годов в связи с вступлением в завершающую фазу разработки истребителя пятого поколения ПАК ФА[5].

Конструкция

Эскиз ракеты КС-172 по прототипу, представленному в 1993 году
Эскиз ракеты КС-172С-1 по прототипу, представленному в 2003 году

Конструктивно ракета КС-172 представляет собой двухступенчатую ракету, оснащённую только полноповоротными рулями (не имеющую стабилизаторов и крыльев). Ракета является бикалиберной — первая ступень имеет примерно в полтора раза больший диаметр, нежели вторая. Первая ступень представляет собой твердотопливный ускоритель, обеспечивающий разгон ракеты на начальном этапе полёта. В головной части второй ступени размещена активная радиолокационная головка самонаведения, система инерциального наведения и автопилот. За блоком аппаратуры размещена осколочно-фугасная боевая часть направленного действия. В хвостовой части находятся твердотопливный ракетный двигатель, привод рулей и, собственно, сами рули. Так как ракета не имеет несущих плоскостей, то её траектория на пассивном участке по мнению ряда экспертов, близка к оптимальной баллистической[6].

Головка самонаведения 9Б-1103М. МАКС-2009

Наведение на маршевом участке траектории осуществляется при помощи инерциального наведения, а на дальности в 80-100 километров ракета переходит на активное радиолокационное самонаведение, осуществляемое с помощью головки самонаведения 9Б-1103М. Полёт на максимальную дальность у ракеты занимает около 5 минут, а период активного самонаведения лишь около минуты[7]. За 4 минуты полёта по инерциальному наведению пространственное положение цели может существенно измениться, поэтому некоторые эксперты полагают, что при сложной воздушной обстановке для корректной селекции цели на максимальной дальности ракете может потребоваться внешнее целеуказание[3].

Подрыв боевой части обеспечивается бесконтактным радиолокационным взрывателем. На случай прямого попадания предусмотрен контактный взрыватель.

Вариант, представленный в 2003 году, внешне существенно отличается от предложенного в 1993-м, хотя и имеет схожие характеристики и те же размеры. На ракете установлен новый твердотопливный ускоритель первой ступени, иные аэродинамические рули, а вторая ступень ракеты более не имеет сужения в головной части.

Сравнение с аналогами

В настоящее время КС-172 является проектом самой дальнобойной ракеты «воздух-воздух» в мире, причём по дальности она на треть (на 100 км) превышает своего ближайшего конкурента — российскую же Р-37.

На 2009 год только Россия обладает ракетами «воздух-воздух» с дальностью более 200 км. ВВС Ирана обладают некоторым количеством перехватчиков F-14 и ракет AIM-54 c предельной дальностью около 180 км (с вооружения ВВС США эти ракеты были сняты вместе с истребителями F-14 в 2006 году). Остальные страны не обладают ракетами, способными поражать воздушные цели на дистанции более 120 км.

В 1992 году российскими разработчиками было объявлено о работах по доработке ракеты Х-31А для атаки воздушных целей, но эта работа не была завершена. Однако эти работы были продолжены в Китае, который экспериментирует в этом направлении со своей копией Х-31, обозначенной как YJ-91.

Примечательно, что ВВС США заявили о своей незаинтересованности в ракетах «воздух-воздух» большой / сверхбольшой дальности и проект перспективной ракеты AIM-155 был закрыт в 1992 году[8]. Вероятно, это было связано с распадом Советского Союза и фактическим превращением США в единственную мировую сверхдержаву, произошедшем за год до этого.

Название, индекс Страна Статус Максимальная дальность[ср 1], км Год принятия на вооружение Масса (стартовая / боевой части), кг Количество ступеней Носители[ср 2] Изображение
AIM-47 Falcon (англ.)русск.
 США  
На вооружение не принималась
210
 
360 / ?
1
YF-12 (англ.)русск.
В-148
 СССР
На вооружение не принималась
250
 
650 / 60
1
Ту-148, МиГ-25
AIM-54 Phoenix
 США  
В настоящее время стоит на вооружении
только ВВС Ирана[ср 3]
184
1974 год
460 / 60,75
1
F-14
Р-33
 СССР
 Россия
Эксплуатируется
160
1981 год
490 / 47
1
МиГ-31
Р-37
 СССР
 Россия
Эксплуатируется
300
1989 год
600 / 60
1
МиГ-31, Су-27, Су-35
AIM-152 AAAM[ср 4]
 США
На вооружение не принималась
270
Разработка прекращена
в 1992 году
172 / 22,7
1
F-15, F-22
КС-172
 Россия
В разработке (лётные испытания)
400
 
750 / 50
2
Су-30МК, Су-35/БМ, ПАК ФА

Примечания:

  1. Максимальная дальность пуска наиболее совершенной модификации при пуске в переднюю полусферу с наиболее скоростного и высотного самолёта-носителя. Проектные величины указаны курсивом
  2. Все самолёты, способные нести данную ракету
  3. В США снята с вооружения по причине снятия с вооружения единственного самолёта-носителя F-14
  4. Некоторые источники ошибочно обозначают ракету как AIM-155.


Примечания

  1. ↑ KC-172  (рус.). Архивировано из первоисточника 7 апреля 2012. Проверено 4 сентября 2009.
  2. ↑ Новатор предлагает модифицированную ракету дальнего действия КС-172С-1  (рус.). Janes missiles and rockets (1 марта 2004 г.). — Перевод статьи, посвящённой ракете КС-172 в издании "Джейнс - ракетная техника". Архивировано из первоисточника 7 апреля 2012. Проверено 4 сентября 2009.
  3. ↑ KC-172 (РВВ-Л)  (рус.). testpilot.ru. — УР «воздух-воздух» сверхбольшой дальности. Архивировано из первоисточника 7 апреля 2012. Проверено 7 сентября 2009.
  4. Р-37  (рус.). Архивировано из первоисточника 7 апреля 2012. Проверено 4 сентября 2009.
  5. Пять визитных карточек ПАК ФА  (рус.). Военный паритет (2 февраля 2008 года.). Архивировано из первоисточника 7 апреля 2012. Проверено 7 сентября 2009.
  6. Пестицид для Супер Шершней (Pesticide for Super Hornets)  (рус.). Air Power Australia Research and Analysis (6th August, 2007). Архивировано из первоисточника 7 апреля 2012. Проверено 9 ноября 2009.
  7. оценка на основе максимальной дальности в 300—400 километров и максимальной скорости цели ракеты в 1,1 км/с
  8. AIM-155 AAAM  (рус.). Архивировано из первоисточника 7 апреля 2012. Проверено 6 ноября 2009.

КС-172.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06