Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Цзян Цин

23-10-2023

Цзян Цин ( кит. упр. 李淑蒙, пиньинь: Lǐ Shūméng, палл.: Ли Шумэн) (март 1914 — 14 мая 1991), известна также по сценическому имени Лань Пин (кит. 蓝苹) — китайская актриса, ставшая в 1938 женой Мао Цзэдуна и вошедшая в высшие эшелоны власти в Китае. Играла большую роль в руководстве Культурной революцией. После смерти Мао в 1976 была причислена к Банде четырёх, и попала под показательный процесс, на неё взвалили ответственность за преступления периода Культурной революции и прочие «ошибки» периода правления Мао. Хуа Гофэн при этом предъявил ей обвинения в контрреволюционной деятельности совместно с Линь Бяо, что было оформлено в обличительном документе «Контрреволюционная группа Линь-Цзян» (林彪江青反革命集团).

На процессе приговорена к смертной казни, заменённой на пожизненное заключение; освобождена по медицинским показаниям (рак горла) и вскоре после освобождения покончила с собой в больнице.

Сама Цзян Цин скрывала ряд фактов своей биографии, а иногда жестоко устраняла свидетельства. Когда «Банда четырёх» была разоблачена, началась кампания по поиску порочащих её материалов. Поэтому по биографии Цзян Цин существуют немало противоречивых материалов, в которых не сходятся даты и факты. Кроме того про Цзян Цин ходило большое количество слухов и домыслов, о ней было написано огромное количество книг, снято фильмов, её образ стал нарицательным как образ жестокой и хитрой женщины, пробивающей путь наверх любыми средствами.

Содержание

Ранние годы

Ли Шумэн родилась в городе Чжучэн провинции Шаньдун в 1914 году. Мать у неё была куртизанка, детство она провела в домах её богатых любовников. После двух неудачных браков она поступила работать библиотекарем в университет Циндао (1931—1934), несколько месяцев проучилась в университете в Шанхае, где изучала литературу и драматургию.

Актёрская деятельность

Лань Пин в Шанхае

Под именем Лань Пин («голубое яблоко») она стала профессиональной актрисой.

Она работала актрисой в шанхайских театрах и снималась в кино. В частности она играла роль Норы в пьесе «Кукольный дом» Генрика Ибсена. Немало её ролей были достаточно серьёзными, хотя ей доводилось также сниматься в развлекательных кинопостановках.

Карьера её прервалась в 1938, когда она бросила своего очередного любовника, немолодого актёра и критика Тан На, а также двух своих детей, после чего Тан На предпринял попытку самоубийства. История широко освещалась в газетах.

Позднее детали о своей жизни в Шанхае она тщательно скрывала, уничтожала документы и устраняла людей, знавших её лично.

Жена Мао Цзэдуна

Цзян Цин и Мао Цзэдун в Яньаньском округе

В 24 года она покинула сцену и стала детально изучать марксизм. Интерес к коммунизму она проявила ещё в 1931, позже вступила в партию. В 1938 она направилась в Яньань, где познакомилась с Мао Цзэдуном и стала его четвёртой женой. Она стала регулярно посещать лекции Мао и выступать на представлениях пекинской оперы, потом они стали тайно встречаться, ранее Мао Цзэдун отправил свою жену Гуйюань в СССР на лечение. А 1939 они поженились, к тому моменту был оформлен развод Мао с предыдущей женой. В 1940 у них родилась дочь.

Руководящая деятельность

Министр культуры

В середине пятидесятых годов она получила должность Министра Культуры Китая. С её именем связывают также процессы по ликвидации китайских традиционных культурных ценностей и травле творческой интеллигенции.

По её инициативе стали повсюду ставиться революционные оперы и революционные балеты, которые венчали собой явления «нового искусства».

Первые пробы проводились в 1964 году, незадолго до Культурной революции. Революционные оперы создавались по образцу традиционных пекинских опер с новым содержанием. Театральные круги Пекина воспринимали эксперименты Цзян Цин крайне отрицательно.

Культурная революция

Значительную роль приобрела Цзян Цин с начала Культурной революции в 1966. Одним из первых процессов Культурной революции стала критика пьесы «Разжалование Хай Жуя», она входила в число организаторов кампании.

Она приняла участие в гонениях на Лю Шаоци и Дэн Сяопина и в партийной борьбе с ревизионистами и идущими по «капиталистическому пути», она организовывала первые отряды хунвэйбинов и нередко направляла их на погромы. В то время её авторитет был очень высок.

Заведуя культурой, она организовывала чистки репертуаров театров, кинофильмов, песен и радиопередач. В какой-то момент Культурной революции после её чисток в прокате остались буквально единицы «образцовых» произведений — романов, книг, песен, кинофильмов.

В 1969 она вошла в политбюро КПК. Хотя она была в хороших отношениях с Линь Бяо и вела с ним совместную работу, она принимала потом активную роль в травле Линь Бяо и в кампании «Критика Линь Бяо и Конфуция».

В последние годы жизни Мао Цзэдуна (c 1973) они жили отдельно.

Арест и суд

После смерти Мао Цзэдуна 9 сентября 1976 г., через месяц 6 октября Цзян Цин и трое других членов Политбюро были арестованы за организацию заговора с целью захвата власти (они организовывали отряды милиции в Пекине и Шанхае) и подделку завещания Мао Цзэдуна. Следствие по делу Банды четырёх длилось несколько лет. Им ставили в вину многочисленные преступления эпохи Культурной революции. Пять лет следствия Цзян Цин провела в Циньчэнской тюрьме. Её судили в 19811982 годах за преступления против невиновных людей и попытку переворота. Из всех четырёх на публичном суде только Цзян Цин пыталась оправдываться тем, что охраняла Мао Цзэдуна и выполняла его команды. Ей принадлежит знаменитое изречение «Я была собакой Председателя Мао. Я кусала того, которого он просил укусить»[1]

Её приговорили к смертной казни с задержкой исполнения приговора, через некоторое время смертную казнь заменили на пожизненное заключение. В 1991 по состоянию здоровья (рак горла) Цзян Цин была выпущена на свободу, 14 мая 1991 она повесилась в душевой комнате больницы.

Имена Цзян Цин

  1. Имя, данное при рождении: Ли Шумэн ( кит. упр. 李淑蒙, пиньинь: Lǐ Shūméng)
  2. Дополнительное имя: Ли Цзиньхай ( кит. упр. 李进孩, пиньинь: Lǐ Jìnhái)
  3. Школьное имя: Ли Юньхэ ( кит. упр. 李云鹤, пиньинь: Lǐ Yúnhè) — «облачный журавль»
  4. Краткое имя: Ли Хэ ( кит. упр. 李鹤, пиньинь: Lǐ Hè) — «журавль»
  5. Сценическое имя: Лань Пин ( кит. упр. 蓝苹, пиньинь: Lán Píng) — «голубое яблоко»
  6. Революционная кличка: Цзян Цин ( кит. упр. 江青, пиньинь: Jiāng Qīng) — «речная голубизна»
  7. Писательский псевдоним: Ли Цзинь ( кит. упр. 李进, пиньинь: Lǐ Jìn)
  8. Последнее употребимое имя: Ли Жуньцин ( кит. упр. 李润青, пиньинь: Lǐ Rùnqīng)

Цзян Цин в искусстве

В литературе её сравнивали со многими властными императрицами китайской истории — Люй-хоу, У Цзэтянь, Цыси. Ей называли также Бай Гуцзин (кит. 白骨精, «демон белой кости») — страшный персонаж из средневекового фантастического романа Путешествие на запад, который оборачивался миловидной девушкой. В западной литературе её сравнивали с Эвой Перон, знаменитой женой аргентинского диктатора.

По некоторым слухам, Мао Цзэдун написал перед смертью Хуа Гофэну письмо, в котором выражал опасение, что Цзян Цин станет после его смерти такой же жестокой властительницей, как императрица Люй-хоу.

В дневниках советского представителя в «Особом районе» Китая П. П. Владимирова в записи от 3 декабря 1942 г. о Цзян Цин сказано:

Цзян Цин приветлива, навещает нас и приглашает на верховые прогулки. Ее первое имя — Ли Юнь-хао. Артистическое имя — Лань Пин. Между прочим, рассказала нам, что родилась в 1912 году в городе Чжучэне (провинция Шаньдун) в бедной семье. Отец умер рано, и мать нанялась в прислуги. Мать обожала дочь и на свой мизерный заработок сумела ей дать начальное образование. Семнадцати лет Цзян Цин поступила в шаньдунскую провинциальную школу под новым именем Лэ Шу-цзя. В 1929 году перешла в институт города Циндао с прочной мечтой о театральной карьере… Насколько известно, свою карьеру Цзян Цин устраивала с помощью влиятельных покровителей. Так, с толстосумом Хуан Цзинем в 1934 году она переезжает в Бэйпин, где после знакомства с Пэн Чжэнем включается в подпольную революционную деятельность. В пьесах современных китайских авторов играла роли бедных крестьянок. Затем с профессором шаньдунской театральной школы Вань Лай-тянем следует в Шанхай. Профессор устраивает ее в кинофирму «Мин Син» («Яркие звезды»). Она снимается в патриотических антияпонских фильмах. Прежде чем стать подругой Мао Цзэ-дуна, Цзян Цин сменила четырех покровителей. И каждый был ступенькой вверх по лестнице общественного положения. [112] Впрочем, все это сведения непроверенные и, возможно, неточные. Цзян Цин всегда любезна и разговорчива. О ней у нас сложилось определенное представление, не такое, какое она хочет внушить. Для Цзян Цин характерна крайняя целеустремленность. Она преодолевает препятствия и упорно стремится к почетному положению в обществе. Свой темперамент подчиняет рассудку. Не знает жалости к себе, ее заботит только карьера. Пока молода, спешит к цели. В 1937 году Цзян Цин с группой артистов перекочевывает в Чунцин. А в 1938 году объявляется в Яньани. Здесь ее принимают не иначе, как кинозвезду. И здесь она добивается главного успеха… Сейчас в ее руках вся секретная переписка мужа. Она в курсе его планов, почитаема Кан Шэном. Словом, правительница домашней канцелярии мужа.

Также именно Цзян Цин была посвящена песня Владимира Высоцкого «Про жену Мао Цзэдуна».

Цзян Цин и СССР

1949 год Цзян Цин провела в Москве на лечение. Жила она в СССР под именем Марианна Юсупова. По настоятельной рекомендации И. Сталина отдыхала в Крыму, поправляла здоровье, много читала, знакомилась с русской культурой. Её самым близким собеседником и другом стал генерал Людвиг Свобода — будущий Президент Чехословакии.

Присутствовала Цзян Цин и на похоронах Сталина в марте 1953 года, причём ей была оказана высокая честь стоять в почётном карауле у гроба советского вождя.

Ссылки

  • Jung Chang and Jon Halliday, Mao: The Unknown Story (London, 2005); Jonathan Cape, ISBN 0-679-42271-4
  • Ross Terrill, The White-Boned Demon: A Biography of Madame Mao Zedong (New York: Morrow, 1984). ISBN 0-671-74484-4
  • Roxane Witke, Comrade Chiang Ch’ing (Boston: Little Brown, 1977). ISBN 0-316-94900-0
  • Jung Chang, Wild Swans: Three Daughters of China (London, 1990) ISBN 0-671-68546-5
  • Li Zhisui,The Private Life of Chairman Mao (London: Random House, 1996) ISBN 0-09-964881-4
  • Отто Браун. Китайские записки
  • Цзян Цин
  • Цзян Цин
  • Пол Джонсон. Современность
  • Цзян Цин в MDB China (кит.)

Примечания

  1. Hutchings Graham Modern China. — Cambridge: MA: Harvard University Press, 2001. — ISBN ISBN 0-674-01240-2

См. также

Цзян Цин.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06