23-10-2023
В этой статье может быть слишком много ссылок на другие статьи, и, возможно, их количество нужно сократить. |
Эта статья опирается на источники, аффилированные с предметом статьи или иной заинтересованной стороной. |
Цифровизация в России — в узком смысле, цифровая трансформация (ЦТ) системы государственного управления и создание «электронного правительства» в России. В более широком понимании, цифровая трансформация не только госуправления, но всего государственного сектора экономики России. И в самом широком понимании, цифровая трансформация госуправления и всех отраслей экономики России, включая госсектор и частный сектор экономики России.
Создание элементов «Электронного правительства» в России было инициировано ещё в 2002 году во исполнение Федеральной целевой программы «Электронная Россия», действовавшая в Российской Федерации в 2002—2010 годах.
Системная цифровая трансформация государственного управления на высшем уровне в России началась с выступления президента России Д. А. Медведева «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», которое прозвучало на заседании президиума Госсовета 17 июля 2008 года[1]. В итоге Указом Президента Российской Федерации от 1 ноября 2008 года № 1576[2] был образован «Совет при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации» — и он был определён в качестве головного и координирующего органа по всем вопросам, связанным с информатизацией российского государства, которая являлась, с точки зрения президента Д. А. Медведева стратегической задачей на период его президентского правления. И Медведев видел этот Совет как инструмент для реализации этой задачи:
«Ради чего мы создали этот Совет? Нас не устраивает, что по ключевым показателям развития информационного общества мы еще колоссально далеки от большинства развитых государств. В соответствующих международных рейтингах Россия занимает, даже, не 20-30 — , а 70-80-е места! Это при том, что у нас в целом очень высокий исторический интеллектуальный потенциал. Отставание от стран-лидеров не уменьшается, а, как это ни парадоксально, в условиях развития экономики и в целом улучшения жизни, наоборот, нарастает. По индексу развития электронного правительства мы были в 2005-м году на 56-м месте, а в 2007 году достигли 92-го. Это говорит о том, что у нас нет никакого электронного правительства, все это — химера. В рейтинге готовности стран к сетевому миру мы также находимся на „почетном“ 72-м месте. … Важная тема — это информационные технологии в социальной сфере…» Д. А. Медведев[3].
В декабре 2009 года президент Дмитрий Медведев на совместном заседание Государственного совета и Совета по развитию информационного общества напомнил, что в соответствии со Стратегией развития информационного общества все государственные услуги должны быть переведены в электронный вид к 2015 году. Предполагалось что переход к использованию всех форм электронного правительства может занять 5-6 лет[4].
Затем 20 октября 2010 года распоряжением Правительства России № 1815-р была принята Государственная программа «Информационное общество» на 2011—2020 годы[5] — разработанная для создания целостной и эффективной системы использования информационных технологий, при которой граждане получают максимум выгод. И по этой программе, в частности, по всей России были созданы «Многофункциональные центры» (МФЦ) — бюджетные учреждения предоставляющие государственные и муниципальные услуги по принципу «одного окна» после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом.
Сегодня развитие «Электронного правительства» продолжается правительством Российской Федерации в соответствии с принятым Национальным проектом «Цифровая экономика» реализация которого рассчитанного на 2019—2024 годы.
Главная цель цифровизации — это реформирование и улучшение государственного аппарата: оптимизация количества чиновников в госуправлении, борьба с бюрократизмом, казнокрадством, взяточничеством и коррупцией.
«Электронное правительство» в России развивается по следующим направлениям:
Развитие «Электронного правительства» в России предполагает, что должны быть решены следующие проблемы и задачи:
Для решения этих задач в госуправлении России сегодня внедряются следующие классы ИТ-систем:
В дальнейшем предполагается для обработки и анализа данных в автоматизированных системах управления использовать технологии аналитики больших данных и искусственнго интеллекта, которые должны помочь государственному планированию и предсказанию «на новом технологическом уровне» тех или иных взвешенных экономических и управленческих решений[6][7].
По данным Счётной палаты России, по состоянию на 2022 год федеральными органами власти и их подведомственными учреждениями использовалось 630 федеральных государственных информационных систем и 512 иных информационных систем, содержащих 510 976 терабайт данных[8].
Список примеров в этой статье не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи. |
Ниже приведён не полный список цифровых государственных услуг и информационных систем[9] используемых сегодня госорганами Российской Федерации, который разделён на некоторые смысловые параграфы:
Цифровизация в России.