15-07-2023
Дондогдулам | |||
|
|||
---|---|---|---|
1911 — 1923 | |||
Коронация: | 16 декабря 1911 года | ||
Избрание: | 1902 год - жена Богдо-гэгэна | ||
Церковь: | гелуг | ||
Рождение: | 15 ноября 1874 Цин, Внешняя Монголия, Сэцэн-ханский аймак, хошун Хувчин-джонона |
||
Смерть: | 1923 год МНР, Урга |
||
Супруг: | Богдо-гэгэн VIII |
Цэндийн Дондогдулам (монг. ; 1876—1923) — «Мать-дакини государства» (монг. Улсын эх дагина), супруга монгольского Богдо-хана.
Содержание |
Цэндийн Дондогдулам родилась 15 ноября 1876 года (по другим данным — в 1874 году) во Внешней Монголии, в хошуне Хувчин-Джонон-вана Цанлигдоржа в Сэцэн-ханском аймаке[1] (ныне сомон Баян-Адрага аймака Хэнтий).
Впервые познакомилась с Богдо-гэгэном VIII в 1895 году во время его поездки в монастырь Эрдэни-Дзу; ещё раз они встретились в 1900 году во время поездки в монастырь Амарбаясгалант.[2] Дондогдулам была камеристкой старшей жены Джонон-вана Цогбадраха, который сопровождал Богдо-гэгэна в поездке.[3]
В 1902 году Дондогдулам стала женой Богдо-гэгэна VIII. Богдо-гэгэн усыновил её сына, в котором опознали хубилгана Ялгуусан-хутухты (его судьба после революции неизвестна). В ней распознали дакини и проявление Белой Тары (монг. Цагаан Дарь Эх). В 1903 году на её содержание был выделен аймак, а в столице создан храм Эх-Дагинын-аймгийн-хурал.[4] После провозглашения независимости Монголии в 1911 году Дондогдулам получила титул Улсын Эх Дагина — «Мать-дакини государства».
Дондогдулам создала при дворце Богдо-гэгэна центр умельцев и мастеров. По её инициативе они с Богдо-ханом усыновляли и растили многих детей. Согласно обычаю, она брала детей от семей, в которых дети быстро умирали. Одним из них был Л. Мордорж, ставший выдающимся монгольским композитором.[5]
Дондогдулам скончалась в 1923 году за год до смерти супруга. День упокоения отмечали в 15-й день последнего осеннего месяца.[6] Дондогдулам кремировали в истоках реки Сэлбэ вблизи Улан-Батора, где в своё время они с мужем проводили летний сезон. Долина впоследствии была названа «Шарга морьт» оттого, что во время кремации в ней паслись восемь соловых лошадей.[5]
Дондогдулам была грамотной, читала по-монгольски и по-тибетски. Монголы её уважали за ум, образованность и хорошее чтение священных книг нараспев. Личным учителем Дондогдулам был цорджи Лувсандондов; она разбиралась в буддийской догматике и ритуалистике, самостоятельно участвовала в хуралах;[1] была отзывчивой, весёлой, умной, энергичной и властной женщиной[3] По некоторым сведениям, на приеме, устроенном в честь прибытия во Внешнюю Монголию цинского амбаня Саньдо, Дондогдулам отказалась поклониться ему, хотя он прибыл как представитель маньчжурского императора; она поддерживала Богдо-гэгэна в борьбе за независимость Монголии.[7] По сообщению П. К. Козлова, она «…разъезжает с ним [мужем] всюду, стреляет из лука, ловит рыбу на удочку, пьёт и не напивается».[8] Миссионер Ф. А. Ларсон, неоднократно встречавшийся с ними обоими, вспоминал: «Монголы никогда не говорили о ней как о простом человека, но только как о богине. Она была практичной, благоразумной женщиной и великолепной домохозяйкой, выгнавшей из переходов великого дворца Будды весь мрак, таившийся там до её прихода. Она была приятной спутницей, хорошей наездницей и превосходным стрелком. Будда чрезвычайно ею гордился».[9]
Цэндийн Дондогдулам.