27-06-2023
Станция Челябинск-Главный
|
|
Южно-Уральская железная дорога | |
Здание Челябинского вокзала
|
|
Дата открытия: | |
---|---|
Количество платформ: |
8 |
Количество путей: |
свыше 70 |
Тип платформ: |
2 боковые и 6 островных |
Форма платформ: |
прямые и изогнутые |
Электрифицирована: | |
Ток: |
Постоянный 3 кВ |
Выход к: |
Привокзальная площадь, улицы: Свободы, Цвиллинга, Разина, Овчинникова, Торговая |
Расстояние до Москвы: |
2100 (1984) км |
Тарифная зона: |
0 |
Работающие операторы сотовой связи: |
|
Код станции: |
80000 |
Код в «Экспресс-3»: |
2040000 |
Челя́бинск-Гла́вный (обычно употребляют одно слово «Челябинск») — главный железнодорожный вокзал и сортировочная станция в Челябинске и на ЮУЖД.
Расстояние до Москвы — 2100 километров (через Самару), 1984 (через Ульяновск). Расстояния по железной дороге восточнее Уфы (в том числе и в окрестностях Челябинска) отсчитываются через Самару.
Станция обслуживает как пассажирские, так и грузовые перевозки. На станции — свыше 70 путей. Есть локомотивное и вагонное депо, гостиница, музей железнодорожного транспорта ЮУЖД.
Содержание |
Начало строительства железных дорог на Южном Урале было связано с необходимостью освоения огромных природных богатств Урала и Сибири.
Два десятилетия специальная комиссия при Министерстве путей сообщения рассматривала различные проекты железных дорог, благодаря которым европейская часть России, была бы соединена с Уралом, Сибирью и Дальним востоком. В 1891 году было принято решение о строительстве Великого Сибирского пути. В 1888 году было открыто движение от Москвы до Уфы, 20 (8) сентября 1890 года — до Златоуста, а 25 октября 1892 года первый поезд прибыл в Челябинск. Это была т. н. Самаро-Златоустовская железная дорога. Первое, одноэтажное здание вокзала открылось в октябре 1892.
Это послужило большим толчком, для развития города. В считанные годы он стал одним из крупнейших торговых центров России. Занял одно из первых мест по торговле хлебом, маслом, мясом и чаем. Город превратился промежуточный пункт передвижения населения. Отсюда люди ехали дальше в Сибирь. Челябинск превратился в своеобразные «ворота Сибири».
Здание железнодорожного вокзала в Челябинске
Центром железнодорожных перевозок Челябинска является главный железнодорожный вокзал города — станция Челябинск-Главный (обычно употребляют одно слово «Челябинск»). Первый челябинский вокзал был построен практически одновременно с прибытием первого поезда. Это было более чем скромное деревянное здание. Оно не было предназначено для долговременного ожидания поезда. В конце октября 1892 года на станции было построено новое одноэтажное кирпичное здание. Прослужило оно достаточно долго. Только к концу 50-х годов XX века стало очевидно, что существующий вокзал не справляется с возросшим пассажиропотоком, и было принято решение о строительстве нового. Новое здание было торжественно открыто 5 ноября 1965 года. К 90-м годам здание достаточно сильно обветшало, и было принято решение о его реконструкции. Она началось в 1999 году. Работы были завершены в 2005 году. Всего на отделку было направлено 25 тысяч квадратных метров камня. Двухэтажное помещение (его площадь — чуть более 20 тысяч квадратных метров, высота залов ожидания — 16 метров), где одновременно и с комфортом могут разместиться до 6 тысяч пассажиров. Они могут воспользоваться услугами нескольких залов ожидания, а также залом ожидания повышенной комфортности и залом ожидания для пассажиров с детьми. Здание предыдущего вокзала (1892 года), также отреставрировано, и сейчас в нём располагаются административные помещения.
Пригородный вокзал
В 2007 году закончено строительство нового пригородного вокзала. Здание имеет несколько входов, оборудовано многочисленными эскалаторами, лестницами, пандусами. Два кассовых зала — в цоколе и на первом этаже. Сразу за кассами установлены турникетные системы и находятся выходы на платформы. На втором этаже разместились два зала ожидания и буфет. Расчетная мощность вокзала — 700 пассажиров.
Под зданием расположен подземный переход. Кроме того, в пределах города находится несколько пассажирских станций (Баландино, Межозёрная, Синеглазово, Смолино, Челябинск-Южный, Чурилово, Шагол, Шершни) и платформ (Локомотивная-I, Локомотивная-II, Подстанция, Сосновка) для поездов пригородного сообщения, а также грузовые станции крупных промышленных предприятий: Асфальтная, Кирзавод (Кирпичный завод), Металлургическая, Ново-Металлургическая, Тракторострой (ЧТЗ), Электростанция (Челябинская ГРЭС) и другие. В Челябинске находится Управление Южно-Уральской железной дороги, проходящей по территории Курганской, Костанайской, Оренбургской, Северо-Казахстанской, Челябинской областей и республики Башкортостан.
Челябинск — узловая станция на историческом пути Транссиба. Через Челябинск проходят поезда, идущие по четырём направлениям: на север и северо-запад (в Екатеринбург, Нижний Тагил, Нижневартовск, Тюмень, Новый Уренгой, Киров, Санкт-Петербург), на восток (в Новосибирск, Новокузнецк, Красноярск, Иркутск, Тынду, Читу, Томск, Владивосток), на юг (в Астану, Караганду, Ташкент, Оренбург) и на запад (в Уфу, Москву, Самару, Пензу, Ульяновск, Симферополь, Адлер, Волгоград, Кисловодск, Анапу, Астрахань, Баку, Воронеж, Брест).
Осуществляется, большей частью, электропоездами и обслуживает 5 направлений:
Наибольшая интенсивность движения — на западном направлении: до 15 пар пригородных поездов в день. До второй половины 90 -х годов дизельными поездами осуществлялись рейсы до ст. Коркино (ранее до ст. Роза)
Это один ключевых городских транспортных узлов. К вокзалу подходят все виды городского общественного транспорта: автобусы, троллейбусы, трамваи, и маршрутные такси. Возле вокзала планируется размещение станций второй и третьей линий метрополитена. Над станционными путями проходят 2 пешеходных и 1 автомобильный мост, связывающие Советский и Ленинский районы города.
Ранее можно было провести удобную пересадку на междугородные и пригородные автобусы, поскольку Южный автовокзал располагался рядом: в северной части здания железнодорожного вокзала, а после строительства торгового комплекса «Синегорье» — в южной части здания комплекса. В 2011 Южный автовокзал вынужден был закрыться под давлением городской администрации[2], автобусные рейсы были отправлены на Северный автовокзал, который в то же самое время был спешно перенесён в неприспособленные помещения во дворце спорта «Юность»[3][4].
Это заготовка статьи о железнодорожном транспорте. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Челябинск-Главный.