15-07-2023
Шестовая мина — тип морского минного оружия, имевший применение в конце XIX века. Представлял собой заряд взрывчатого вещества, расположенного на конце длинного шеста.
В отличие от мин заграждения (донные, якорные, плавающие и т. п.), шестовая мина являлась оружием активного нападения — она скрытно (обычно в тёмное время суток) доставлялась до борта вражеского корабля с помощью малых судов (минные катера, миноноски, подводные и полуподводные суда) и подрывалась с помощью контактного или электрического взрывателя.
Шестовые мины стояли и на вооружении больших кораблей, но в боевых условиях применения не нашли.
Шестовые мины перестали применяться с распространением «самодвижущихся мин» — торпед.
Содержание |
Впервые шестовая мина была создана и испытана в Российской империи. В середине сентября 1862 года в ходе испытаний на Балтийском флоте канонерская лодка «Опыт», вооруженная «минным тараном» (как тогда назвали шестовую мину), приблизилась к стоящей на якоре шхуне «Метеор» и подорвала её[1][2].
«Минный таран» представлял собой пороховой заряд весом до полутора пудов (до 24 кг), прикрепленный к концу 15-метрового бревна (шпирона), служившего продолжением форштевня броненосной лодки[1].
Испытания проводились по инициативе и под руководством адмирала Г. И. Бутакова[3]. Тогда же он докладывал в Морское ведомство:
«Всеми этими опытами Комиссия под моим председательством пришла к убеждению, что идея миноносных судов заготовляет нам возможность иметь самое сильное оружие из всех досель придуманных, а заряд в 1 пуд произведет страшное разрушение в неприятельском судне при совершенной безопасности от этого для минного судна» (ЦГА ВМФ, ф. 807, оп. 1, д. 58, л. 265).[1]
Первый боевой опыт шестовые мины получили в ходе Гражданской войне в США в 1861—1865 гг.
Так, американская шестовая мина была впервые успешно применена на [1]). [2]). Подводная лодка со всем экипажем также затонула, уже на обратном пути после атаки[4].
Почти симметричный ответ северян последовал через полгода — в ночь с [3]) атаковал [4]), который стоял на рейде Плимута в устье реки Роанок. Команде катера удалось преодолеть защитный бон из брёвен (просто рассоединив их) и ударить шестовой миной в подводную часть броненосца. Корабль затонул в течение нескольких минут. Катер тоже погиб — или от взрыва, или из-за того, что был затянут водоворотом от тонущего броненосца[4]. Лейтенат Кушинг и ещё один матрос спаслись, остальные моряки из 13 членов команды либо погибли, либо были взяты в плен.
Также шестовые мины активно применялись русскими моряками в ходе Русско-Турецкой войны 1877—1878. Так с помощью шестовых мин отрядом минных катеров Дунайской флотилии был потоплен турецкий монитор «Сейфи», а катерами минного транспорта «Великий князь Константин» поврежден броненосец «Ассари-Шевкет».
После начала применения торпед (первая удачная атака (третья в мире, считая неудачные боевые попытки) состоялась 14 января 1878 года) шестовые мины стали терять популярность.
Опыты Г. И. Бутакова, проведенные в 1862 году, показали, что безопасное для атакующего корабля расстояние от форштевня до мины составляет 6-8 метров. Общая длина шеста составляла от 8 метров (для катеров) до 15 (для кораблей) и вплоть до 18 метров для самых тяжёлых и мощных мин.
Количество необходимого взрывчатого вещества также первыми опытами было определено величиной порядка 20 кг (1-1,5 пуда). На разных этапах в качестве взрывчатого вещества использовался порох, динамит или пироксилин.
Сама мина, как правило, представляла собой металлическую каплевидную или конусообразную ёмкость, заполненную взрывчаткой и насаженную (или закрепленную при помощи бугелей) на шест.
Взрыв мог производиться от удара или замыканием электровзрывателя экипажем катера. В качестве ударного взрывателя в России использовался взрыватель системы штабс-капитана Российской армии Трумберга.
Шесты использовались как деревянные, так и составные металлические. Закрепление шеста на катере или корабле имело подвижную конструкцию, которая позволяла выдвигать мину из походного положения в боевое и управлять ей (как рычагом) как в плоскости, так и по глубине. Рабочее заглубление мины было порядка 2 метров — ниже уровня, где заканчивается броневой пояс бронированных кораблей.
Обычно для управления средней (носимой катером) миной требовалось усилие 2—3 человек.
К середине 1870-х годов в Российском флоте имелось не менее десяти типов шестовых мин. Самой тяжелой была 140-фунтовая корабельная мина системы полковника В. Ф. Петрушевского (вес без шеста — 182 кг, заряд — 57,5 кг артиллерийского пороха, длина 2200 мм, наибольший диаметр 790 мм, наименьший — 343 мм). Более легкие снаряжались пироксилином (от 3,2 до 24,6 кг)[5]. Для сравнения — заряд первых торпед Уайтхеда составлял 27 кг пироксилина.
Это заготовка статьи о военном корабле. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Типы и вооружение Боевых катеров | |
---|---|
Типы боевых катеров по вооружению |
Ракетные · Ракета | Торпедные · Торпеда | Минные · Мина (Буксируемая мина · Шестовая мина · Самодвижущаяся мина · Метательная мина) | Бронекатер · Артиллерийское орудие | Противолодочные · бомбосбрасыватель, бомбомёт
|
Типы катеров по задачам | |
Общее вооружение катеров |
Это заготовка статьи об оружии. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. |
Шестовая мина.