Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Электрозаводская улица (Москва)

23-10-2023

55°47′02″ с. ш. 37°42′05″ в. д. / 55.783889° с. ш. 37.701389° в. д. (G) (O)

Электрозаводская улица
Москва

Электрозавод, давший название улице и станции метро, построен в 19141927
Общая информация
Округ

ВАО

Район

Преображенское

Ближайшая станция метро

Электрозаводская, начало
Преображенская площадь, конец

на OpenStreetMap
на Картах Google
Электрозаводская улица на Викискладе


Электрозаводская улица (до 19 июня 1929Лаврентьевская и Генеральная улицы) — улица в Преображенском районе Москвы. Начинается от Электрозаводского моста через Яузу, простирается на север до Преображенской улицы. Возникла в конце XVII века в связи с созданием Преображенского полка и учреждением Петром I Генеральной канцелярии. В то время на улицу выходил Нагорный дворец (утрачен). Нумерация домов ведётся от Бол.Семёновской улицы (Электрозаводского моста через Яузу).

Содержание

История

Река Хапиловка, ныне скрытая в подземной трубе, разделяет Электрозаводскую улицу на две неравные части, долгое время развивавшиеся независимо друг от друга.

Северный, больший отрезок — бывшая Генеральная улица — часть Преображенской солдатской слободы. Название — от петровской Генеральной канцелярии. Генеральная улица — самая западная из четырех параллельных улиц солдатской слободы, сохранившей по сей день планировку XVIII века.

К югу от Хапиловки лежит сеть переулков через холм, отделяющий речку от Большой Семёновской улицы. Этот участок улицы, поворачивающий на юго-запад, к Яузе, раньше назывался Лаврентьевской улицей. На нее выходит бывшая Введенская площадь, ныне Площадь Журавлёва, образованная в 1800 осушением нижнего Хапиловского пруда по воле Павла I.

В XIX веке территория к югу и западу от Солдатской слободы индустриализуется; практически вся нечетная, западная сторона улицы застроена фабричными корпусами. Крупнейшее здание — Московский электроламповый завод— было спроектировано Г. П. Евлановым в 19141917 для завода, эвакуированного из Риги под угрозой немецкой оккупации. Изначально, завод был задуман как готический замок с окнами-розами и высокими башнями по образцу средневековых ратуш. Гражданская война не позволила завершить этот проект, он был достроен лишь в 1927 и сохранил готические детали — в урезанном виде — только у главного входа со стороны Введенской площади.

Постепенно, фабрики реконструируются под офисы. К северу от Электрозавода до недавних пор располагался шёлковый комбинат имени Щербакова — на его месте открылся и продолжает строиться бизнес-центр «Лефорт».

Примечательные здания

Всего на улице: 61 дом.

За исключением квартала напротив «Лефорта», в котором стоит обычный панельный дом, Электрозаводская улица сохранила свой образ рабочей окраины, сложившийся в 1950-е годы, после снятия трамвайной линии. Сохранились одноэтажные и двухэтажные дома старой солдатской слободы.

По нечётной стороне
  • № 1 — 21 — Московский электроламповый завод [1]
  • № 25 — 27 — бывший шёлковый комбинат Товарищества Шелковой Мануфактуры Мусси (конец XIX века, архитектор В. Г. Залесский); сейчас (с 2007 г.) — кондитерский комбинат (№ 27, стр.1), переехавший [2] с Добрынинской (ДОБРЫНИНСКИЙ комбинат мучнисто-кондитерских изделий[3]). При комбинате имеется кондитерский магазин, вход с Электрозаводской улицы.
  • № 35 — сохранившаяся одноэтажная застройка.
По чётной стороне
  • Застройка площади Журавлёва
  • № 12 — Особняк В. Д. Носова, памятник архитектуры 1903 года работы Л. Н. Кекушева. Уникальный памятник стиля модерн в дереве — большинство таких построек давно разрушено. Чуть севернее, у железнодорожного переезда — чудом сохранившаяся деревянная железнодорожная будка (см. фото выше).
  • № 24, 28, 36, 52 — двух-трехэтажная старая застройка.

Транспорт

Наземный транспорт

По самой улице Общественый Транспорт не ходит; улица доступна с ОТ, движущегося по Электрозаводской улице. Остановки:

Автобус: № 86, №171.
Троллейбус: № 14.
Маршрутное такси: № .
Автобус: № 86, №171.
Троллейбус: № 14.
Маршрутное такси: № .
Автобус: № 86, №171.
Троллейбус: № 14.
Маршрутное такси: № .
Автобус: № 86, №171.
Троллейбус: № 14.
Маршрутное такси: № .
Автобус: № 86, №171.
Троллейбус: № 14.
Маршрутное такси: № .
Автобус: № 86, №171 (конечная).
Троллейбус: № 14 (конечная).
Маршрутное такси: № .

Железнодорожный транспорт

Ближайшая станция метро

См. также

Улицы Преображенской солдатской слободы:

Литература

  • Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — Издание 3-е. — М.: Жираф, 2005. — С. 183—186, 236—253. — 2 500 экз. — ISBN 5-89832-043-1
  • Предпринимательство и городская культура в России. 1861—1914: сборник. / Сост.: У. Брумфилд, Б. Ананьич, Ю. Петров.. — М.: Три квадрата, 2002. — 312 с. — (Учебник для вузов). — 1000 экз. — ISBN 5-94607-011-8
  • Москва начала века / авт.-сост. О. Н. Оробей, под ред. О. И. Лобова. — М.: O-Мастеръ, 2001. — 701 с. — (Строители России, ХХ век). — ISBN 5-9207-0001-7

Ссылки

  • Погодин М. П. Происхождение Преображенского полка и с ним гвардии // Русский Вестник, 1875, № 2. [1]
  • Преображенское: [2]
  • Реестр имён улиц Москвы (даты переименований) — Постановление Правительства Москвы от 27.07.1999 № 681 [3]
  • Карты Яндекс — Электрозаводская улица
  • Google Maps — Электрозаводская улица
  • Топонимика на Яндексе — Электрозаводская улица
  • Общемосковский классификатор улиц Москвы ОМК УМ
  • Интересные места и события на карте

Источники

  1. Московский электроламповый завод
  2. Кондитерский комбинат «Добрынинский» переехал на новое место
  3. ДОБРЫНИНСКИЙ, ОАО, комбинат мучнисто-кондитерских изделий

Электрозаводская улица (Москва).

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06