03-05-2024
Энармо́ника (эна́рмон) (греч. [γένος] ἐναρμόνιον, ἁρμονία; лат. enarmonium, [genus] enarmonicum, harmonia) — род мелоса в древнегреческой музыке. Главный, легко улавливаемый на слух признак энармоники — наличие интервала меньше полутона, т.наз. диесы. Структурным ядром энармоники (как и всех других родов мелоса) является тетрахорд (см. нотный пример).
От энармоники следует отличать энгармонизм в музыке Нового времени (начиная с эпохи барокко).
Греческие писатели уверяют, что энармоническими были мелодии Симонида и Пиндара (ноты не сохранились). Они же были характерны для трагедии V в.[1]. Несмотря на скудность сохранившихся фрагментов из «Ореста» и «Ифигении в Авлиде» Еврипида (№ 3 и № 4 в антологии Пёльмана-Веста[2]), использование в них энармоники (впрочем, как и хроматики) несомненно. Спартанский декрет (рубеж V-IV вв. до н. э.)[3] инкриминирует Тимофею Милетскому употребление «неблагородной и пёстрой» хроматики вместо того, чтобы исполнять мелодию в «простой и благородной» энармонике. Аристоксен (2-я пол. IV в. до н. э.) определял энармонический род как самый изысканный и сетовал, что «восприятие едва привыкло к нему с большим трудом». В эпоху эллинизма энармоника вероятней всего исчезла из регулярного употребления, хотя в теоретических трактатах продолжала обсуждаться вплоть до конца античности как составная часть мелоса. В I в. до н. э. Дионисий Галикарнасский писал: «Когда я читаю речи Исократа, <...> я становлюсь благостно серьёзным (σπουδαῖος), и дух мой успокаивается, как у людей, внимающих спондеическим авлемам[4] или дорийским энармоническим мелодиям» (Dion.Hal. Dem.22). Во II в. н. э. Птолемей свидетельствовал: «Из описанных родов [мелоса] мы обнаруживаем, что все диатонические привычны нашему слуху, но не энармонический род и не мягкая хроматика[5], потому что люди не очень-то получают удовольствие от чересчур расслабленных [мелодических] характеров („этосов“ — ἠθῶν)»[6]. Примерно о том же говорит в конце III в. Аристид Квинтилиан: «Более [других родов] изысканна энармоника; её воспринимают только виднейшие музыканты, для большинства же она невыполнима. Вследствие этого те, кто отрицает диесу в мелодии, полагают (из-за собственной [слуховой] немощи), что этот интервал совершенно неприемлем для мелодии (ἀμελῴδητον)»[7].
В конце Средних веков (20-е гг. XIV века) об энармонике вспомнил Маркетто Падуанский, который называл «энармоническим» свой полутон (semitonium enarmonicum), сложенный из двух диес. В эпоху Возрождения энармонику активно разрабатывал Н. Вичентино в трактате «Древняя музыка, привёденная к современной практике» (Рим, 1555). Он же был автором новаторских энармонических мадригалов. Впрочем, парадоксальным образом эксперименты Вичентино в области микроинтервалики нашли отклик не среди его ближайших современников, а только в XX веке.
В современной науке гармонии системы с интервалами меньше полутона получили название микрохроматических, или микротоновых (см. Микрохроматика, Роды интервальные).
Мелос ансамбль, мелос неологизм, мелос обсидиановые острова, мелос остров.
Попробуй кровь Дракулы, Парк Щербакова, Криптостойкий генератор псевдослучайных чисел, Файл:Contrails.jpg, Файл:Levkovskyi Maksim Ivanovich.jpg.