02-07-2023
Дие́са (др.-греч. δίεσις — интервал в четверть тона; лат. diesis) — один из наименьших музыкальных интервалов. Равен примерно четверти целого тона. От диесы следует отличать (этимологически родственный) диез.
Содержание |
Первое дошедшее до нас историческое свидетельство о диесе принадлежит Филолаю, который определяет её как остаток от вычитания трёх тонов из квинты или двух тонов из кварты; таким образом, в трактовке Филолая диеса — малый пифагорейский полутон диатонического тетрахорда, или лимма. Позже, Аристоксен называет диесой 3 микроинтервала различной величины, присущие хроматическому и энармоническому родам мелоса[1], причём энармоническую диесу он полагает наименьшим интервалом, который можно исполнить и воспринять слухом[2]. Тетартеморная и тритеморная диесы позднее встречаются в трудах как пифагорейцев Никомаха и Теона Смирнского (со ссылкой на Адраста), так и аристоксеников Клеонида и Гауденция. Аристид Квинтилиан (III—IV в. н. э.), в целом придерживаясь энармонической диесы в традициях Аристоксена, обращает внимание на то, что диесы неравны [3].
В латинской античности аристоксеновской традиции полностью держится Марциан Капелла[4]. Боэций в трактате «Основы музыки» различает диесу «древних» (полутоновый интервал в диатоническом тетрахорде)[5] и диесу энармонического рода, определённую им как половина полутона (diesis autem est semitonii dimidium)[6]. В другом месте того же трактата[7] энармоническую диесу он называет диасхизмой. Понимание диесы как четверти тона (энармоническая диеса Аристоксена и Боэция) было центральным в Средние века и чрезвычайно распространённым в эпоху Возрождения. Диеса описывалась как неотъемлемая часть одноголосной[8] и многоголосной[9] музыки, как интервал, придающий музыкальной интонации особую выразительность и изысканность.
Современные значения термина диеса, установившиеся в музыкальной акустике Нового времени, имеют мало отношения к древнейшим.
Поскольку большая терция содержит два целых тона, а октава — 6 тонов, можно ожидать, что три большие терции дадут одну октаву. Это справедливо для равномерно темперированного строя. Однако в натуральном и среднетоновом строе остаётся небольшой интервал, названный малой диесой.
Чистая большая терция имеет соотношение частот ; соответственно три терции .
Октава имеет соотношение несколько большее. Разница составляет .
Поскольку малая терция содержит 3 полутона, а октава — 12 полутонов, можно ожидать, что четыре малые терции дадут в сумме одну октаву. Это справедливо для равномерно темперированного строя. Однако в натуральном строе остаётся небольшой интервал, названный большой диесой.
Чистая малая терция имеет соотношение частот ; соответственно четыре терции .
Октава имеет соотношение несколько меньшее. Разница составляет .
Музыкальные интервалы | ||
---|---|---|
Простые | Прима • Секунда • Терция • Кварта • Квинта • Секста • Септима • Октава | |
Составные | Нона • Децима • Ундецима • Дуодецима • Терцдецима • Квартдецима • Квинтдецима | |
Особые | Схизма • Диасхизма • Комма • Диеса • Лимма • Апотома • Дитон • Полудитон • Тритон • Волчья квинта • Цент • Полутон • Миллиоктава |
Диеса.