Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Диеса

02-07-2023

Дие́са (др.-греч. δίεσις — интервал в четверть тона; лат. diesis) — один из наименьших музыкальных интервалов. Равен примерно четверти целого тона. От диесы следует отличать (этимологически родственный) диез.

Содержание

Исторические сведения

Первое дошедшее до нас историческое свидетельство о диесе принадлежит Филолаю, который определяет её как остаток от вычитания трёх тонов из квинты или двух тонов из кварты; таким образом, в трактовке Филолая диеса — малый пифагорейский полутон диатонического тетрахорда, или лимма. Позже, Аристоксен называет диесой 3 микроинтервала различной величины, присущие хроматическому и энармоническому родам мелоса[1], причём энармоническую диесу он полагает наименьшим интервалом, который можно исполнить и воспринять слухом[2]. Тетартеморная и тритеморная диесы позднее встречаются в трудах как пифагорейцев Никомаха и Теона Смирнского (со ссылкой на Адраста), так и аристоксеников Клеонида и Гауденция. Аристид Квинтилиан (III—IV в. н. э.), в целом придерживаясь энармонической диесы в традициях Аристоксена, обращает внимание на то, что диесы неравны [3].

В латинской античности аристоксеновской традиции полностью держится Марциан Капелла[4]. Боэций в трактате «Основы музыки» различает диесу «древних» (полутоновый интервал в диатоническом тетрахорде)[5] и диесу энармонического рода, определённую им как половина полутона (diesis autem est semitonii dimidium)[6]. В другом месте того же трактата[7] энармоническую диесу он называет диасхизмой. Понимание диесы как четверти тона (энармоническая диеса Аристоксена и Боэция) было центральным в Средние века и чрезвычайно распространённым в эпоху Возрождения. Диеса описывалась как неотъемлемая часть одноголосной[8] и многоголосной[9] музыки, как интервал, придающий музыкальной интонации особую выразительность и изысканность.

Современные значения термина диеса, установившиеся в музыкальной акустике Нового времени, имеют мало отношения к древнейшим.

Малая диеса

Поскольку большая терция содержит два целых тона, а октава — 6 тонов, можно ожидать, что три большие терции дадут одну октаву. Это справедливо для равномерно темперированного строя. Однако в натуральном и среднетоновом строе остаётся небольшой интервал, названный малой диесой.

Чистая большая терция имеет соотношение частот ; соответственно три терции .

Октава имеет соотношение несколько большее. Разница составляет .

Большая диеса

Поскольку малая терция содержит 3 полутона, а октава — 12 полутонов, можно ожидать, что четыре малые терции дадут в сумме одну октаву. Это справедливо для равномерно темперированного строя. Однако в натуральном строе остаётся небольшой интервал, названный большой диесой.

Чистая малая терция имеет соотношение частот ; соответственно четыре терции .

Октава имеет соотношение несколько меньшее. Разница составляет .

Примечания

  1. По Аристоксену (1) диеса энармоническая равна четвери целого тона (иначе тетартеморная диеса), (2) диеса мягкой хромы равна трети тона (тритеморная диеса), (3) диеса полуторной хромы равна 3/8 целого тона (гемиольная диеса).
  2. В сторону уменьшения возможности голоса и чувственного восприятия, как представляется, равным образом ограничены, потому что ни голос не может ясно воспроизводить интервалы меньше наименьшей диесы, ни слух воспринимать (пер. В. Г. Цыпина) (Aristoxenos. Elem.harm., I.14).
  3. Целый тон 9:8 он вначале представляет как 18:16. Затем еще раз удвоив числитель и знаменатель (36:32), он «вычисляет» тетартеморные диесы как 36:35, 35:34, 34:33, 33:32 (Aristid.Quint. Mus., III.1).
  4. Mart. De nuptiis, Lib.IX.
  5. Интервал, который мы ныне называем словом полутон, у древних назывался лиммой (limma) или диесой (diesis). Boeth.Mus., II.28.
  6. «Энармон же, то есть „наиболее слаженный“ (magis coaptatum), называется так, потому что во всех тетрахордах поется через диесу (диеса — это половина полутона), диесу и дитон» (Boeth. Mus., I.21).
  7. Boeth.Mus., III.8 «Об интервалах меньше полутона».
  8. Например, в трактате «Lucidarium» Маркетто Падуанского, около 1318 года.
  9. Например, в трактате «Древняя музыка, приведённая к современной практике» Н. Вичентино, 1555 год.

Литература

  • Nicola Vicentino. L’antica musica ridotta alla moderna prattica. Roma, 1555; репринт: Documenta musicologica, 1. Reihe, Druckschriften-Faksimiles, 17 (Kassel, 1959).
  • Boetii de institutione musica <…> ed. Godofredus Friedlein. Lipsiae, 1876.
  • Karl von Jan. Musici scriptores graeci. Recognovit prooemiis en indice instruxit Carolus Janus. Leipzig, 1895.
  • Aristoxeni Elementa harmonica / R. da Rios recensuit. Romae, 1954.
  • Aristides Quintilianus on Music in Three Books. Translation <…> by Thomas J. Mathiesen. New Haven, 1983.
  • Лебедев С. Н. Учение о хроматике Маркетто из Падуи // Проблемы теории западноевропейской музыки XII—XVII вв. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1983.
  • Martianus Capella. De nuptiis Philologiae et Mercurii, ed. J. Willis. Leipzig, 1983
  • The Lucidarium of Marchetto of Padua. A critical edition, translation and commentary by Jan W. Herlinger. Chicago, London, 1985.
  • Nicola Vicentino. Ancient music adapted to modern practice. English translation by Maria R. Maniates. New Haven, 1996 (Music Theory Translation series).
  • Аристоксен. Элементы гармоники. Пер. и прим. В. Г. Цыпина. М.: МГК, 1997.

Диеса.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06