Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Яджнавалкья

24-04-2023

Статья из раздела
Философия индуизма

Школы

Санкхья · Йога · Ньяя · Вайшешика · Миманса · Веданта
(Адвайта · Вишишта-адвайта · Двайта · Ачинтья-бхеда-абхеда)

Философы и мыслители

Древние
Вальмики · Капила · Патанджали · Гаутама · Канада · Джаймини · Вьяса · Маркандея · Яджнавалкья
Средневековые
Шанкара · Рамануджа · Мадхва · Нимбарка · Вишнусвами · Валлабха · Анандавардхана · Абхинавагупта · Мадхусудана · Намдев · Тукарам · Тулсидас · Кабир · Васугупта · Чайтанья
Современные
Ганди · Радхакришнан · Вивекананда · Рамана Махарши · Ауробиндо · Шивананда · Кумарасвами · Прабхупада · Анандамурти

Портал «Индуизм»

п·о·р

Яджнавалкья, также Яджнявалкья, Ягьявалкья (санскр. याज्ञवल्क्य, Yājñavalkya IAST) — ведический мудрец из царства Митхилы, который считается составителем «Шатапатха-брахманы» (включая «Брихадараньяка-упанишаду»), «Йога-яджнавалкья-самхиты» и «Яджнавалкья-смрити». Он также является одной из центральных фигур в Упанишадах.

Согласно традиции индуизма, он был сыном риши Девараты и учеником Вайшампаяны. Однажды, Вайшампаяна сильно разгневался на Яджнавалкью за то, что тот возгордился своей учёностью. В гневе, Вайшампаяна потребовал своего ученика отдать назад ранее переданное ему знание «Яджур-веды».

По требованию своего гуру, Яджнавалкья изверг всё приобретённое от своего учителя знание в форме пищи. Другие ученики Вайшампаяны приняли облик куропаток и съели извергнутую еду, представлявшую собой знание, которое они жаждали получить.

На санскрите, куропатка называется «титтири». Так как птицы титтири «съели» эту Веду, она получила название «Тайттирия Яджур-веды». Она также известна как «Кришна Яджур-веда» («Чёрная Яджур-веда»), по причине того, что представляет собой извергнутую субстанцию. Таким образом, «Тайттирия-самхита» является частью «Яджур-веды».

После этого Яджнавалкья решил более не принимать человеческого гуру и стал поклонятся богу Солнца Сурье с целью получить от него части Вед, неизвестные даже его предыдущему духовному учителю Вайшампаяне.

По прошествии какого-то времени, бог Солнца, удовлетворённый аскезами Яджнавалкьи, принял форму коня и поведал мудрецу другую часть «Яджур-веды», доселе неизвестную человечеству. Так как эта часть «Яджур-веды» была получена от бога Солнца, она называется «Шукла Яджур-веда» («Белая Яджур-веда»). Она также известна как «Ваджасанея Яджур-веда», так как Сурья поведал её в облике коня (слово «ваджи» на санскрите означает «конь»). Яджнавалкья разделил «Ваджасанея Яджур-веду» на пятнадцать частей, каждая из которых состоит из тысяч Яджур-мантр. Такие риши как Канва, Мадхьяндина и другие создали известные шакхи, которые были названы их именами.

У Яджнавалкьи было две жены. Одну звали Майтрейи, а другую — Катьяяни. Майтрейи была брахмавадини («та, кто заинтересована постижением Брахмана»). Когда Яджнавалкья пожелал разделить свою собственность между двумя жёнами, Майтрейи спросила о том, возможно ли достичь бессмертия через обретение богатства. Яджнавалкья ответил, что не существовало никакой надежды достижения бессмертия через богатство — единственное, чего она могла достичь — это стать одной из богатых женщин на земле. Услышав это, Майтрейи попросила своего мужа обучить её тому, что тот считал наиболее важным. В ответ на это, Яджнавалкья описал ей величие Абсолюта, природу Его существования, а также путь достижения бессмертия и приобретения абсолютного знания. Запись этой бессмертной беседы между Яджнавалкьёй и Майтрейи содержится в «Брихад-араньяка-упанишаде», где наиболее ярко выражена мудрость Яджнавалкьи.

Яджнавалкья также принял участие в соревновании по выбору величайшего Брахма-джнани («познавшего Брахман»), организованного царём Джанакой, в котором и одержал победу, превзойдя многих великих риши-эрудитов. Всё это описавается в одной из глав полной философских и мистических вопросов и ответов «Брихад-араньяка-упанишады».

В конце жизни, Яджнавалкья принимает «видват-санньясу» (отречение от мира после обретении знания о Брахмане) и удаляется в лес.

Яджнавалкья считается одним из величайших ведических мудрецов. Его поучения в УпанишадахБрихад-араньяка-упанишада») рассматривается как наиболее возвышенные наставления о природе Брахмана.

Как автор «Шатапатха-брахманы» и «Брихад-араньяка-упанишады», Яджнавалкья сделал огромный вклад в развитие индийской философии, включая философскую концепцию нети-нети, а также в развитие индийской астрономии, описав 95-летний цикл синхронизации движения Солнца и Луны.[1]

Примечания

  1. Astronomy in ancient India

Литература

  • Самозванцев А. М. Книга мудреца Яджнавалкьи. М.: Наука, 1994. — 376 с.
  • Joseph, George G. (2000). The Crest of the Peacock: Non-European Roots of Mathematics, 2nd edition. Penguin Books, London. ISBN 0-691-00659-8.
  • Kak, Subhash C. (2000). 'Birth and Early Development of Indian Astronomy'. In Selin, Helaine (2000). Astronomy Across Cultures: The History of Non-Western Astronomy (303—340). Boston: Kluwer. ISBN 0-7923-6363-9.
  • Teresi, Dick (2002). Lost Discoveries: The Ancient Roots of Modern Science — from the Babylonians to the Maya. Simon & Schuster, New York. ISBN 0-684-83718-8.

Ссылки

  • Библиотека ведической литературы
  • Sage Yajnavalkya on Hindupedia, the online Hindu Encyclopedia (англ.)

Яджнавалкья.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06