12-10-2023
F/A-18E/F Super Hornet | |
---|---|
F/A-18E совершает посадку на авианосец USS Theodore Roosevelt (CVN-71). 2006 год | |
Тип | палубный истребитель |
Разработчик | McDonnell Douglas |
Производитель | McDonnell Douglas |
Первый полёт | 29 ноября 1995 |
Начало эксплуатации | февраль 2000 года |
Статус | эксплуатируется, производится |
Основные эксплуатанты | ВМС США ВВС Австралии |
Годы производства | 1995 — 2020 (план)[1] |
Единиц произведено | 500 на 01.04.2011[2] |
Стоимость единицы | $66,9 млн. (2012 год) |
Базовая модель | F/A-18 Hornet |
Варианты | EA-18G Growler F-18 HARV |
F/A-18E/F «Супер Хорнет» (англ. F/A-18E/F Super Hornet) — американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик. Является глубокой переработкой проекта истребителя F/A-18.
Первый полёт совершил 29 ноября 1995 года. Для постройки самолёта «Супер Хорнет» корпорацией McDonnell Douglas, на авиазаводе в Сент-Луисе, была специально организована новая сборочная линия.
Потенциальным покупателем «Супер Хорнетов» является Австралия, располагающая значительным парком истребителей «Хорнет» ранних серий. 3 мая 2007 года был заключён контракт на поставку в Австралию 24 F/A-18F Super Hornet стоимостью $2,9 млрд. Корпорация Boeing, поглотившая в 1997 году корпорацию McDonnell Douglas, настойчиво продвигает свою продукцию и на центральноевропейский рынок — в Польшу, Венгрию и Чехию.
«Супер Хорнет» является, в значительной степени, новым самолётом. Размах крыла на 20% больше, масса пустого самолёта — на 3200 кг, максимальная взлётная масса — на 6800 кг больше по сравнению с исходной моделью. По запасу топлива новая машина превосходит «Хорнет» на 33%, что позволило увеличить боевой радиус на 41%, а продолжительность полёта — на 50%. По массе пустого самолёта «Супер Хорнет» приблизительно на 5000 кг легче истребителя F-14 Tomcat, одновременно по характеристикам массы полезной нагрузки и дальности полёта «Супер Хорнет» приближается к F-14, хотя и не превосходит предшественника.
На F/A-18E/F «Супер Хорнет» установлены два двигателя Дженерал Электрик F414, мощность ТРДДФ F414 увеличена на 35% по отношению к двигателю F404-400, применявшемуся на истребителях-бомбардировщиках F/A-18А/В.
Важной особенностью самолёта Super Hornet является заложенный при его проектировании комплекс мер, направленных на обеспечение выживаемости машины в боевых условиях. ВМС США на этапе проектирования использовали «сбалансированный подход» к обеспечению выживаемости самолёта. Это означает, что предпочтение не было отдано технологии низкой заметности, за счёт исключения других важных аспектов выживаемости. Напротив, проект представляет комбинацию низкой заметности, усовершенствованных средств ведения радио электронной борьбы (РЭБ), мероприятий по обеспечению боевой живучести самолёта, использования бортовых систем оружия, действующих за пределами средств ПВО, что наряду с новыми тактическими приёмами боевого применения позволяет в совокупности обеспечить безопасность машины и экипажа.
ЭПР (эффективная площадь рассеяния) самолёта F/A-18E/F заметно снижена с определённых ракурсов облучения, главным образом со стороны передней и задней полусфер. Минимальная ЭПР с передних направлений составляет 1,2 кв. метра[3], что примерно в два раза меньше, чем у истребителя F/A-18С/D. Воздухозаборники самолёта, являющиеся сильным источником отраженного излучения, выполнены коробчатой формы (четырёхугольного сечения). Каналы воздухозаборников несколько искривлены вниз и вбок, чем обеспечивается отражение ЭМ излучения в сторону от продольной оси самолёта. Внутренние поверхности воздушных каналов выполнены из радиопоглощающих материалов. В воздушном канале, перед лопатками вентилятора двигателя размещены радиальные пластины, также уменьшающие величину отраженного сигнала. Существенно уменьшена ЭПР носовой части фюзеляжа и вертикального оперения. К числу усовершенствований относятся: пилообразные края створок основного шасси и технологических панелей двигателя. Значительное внимание уделено устранению или заполнению поверхностных зазоров между панелями, и полостей-резонаторов. Обеспечена тщательная подгонка и выравнивание стыков большого числа панелей[4]. Вместо решёток, закрывающих различного рода всасывающие и выхлопные наружные отверстия вспомогательного назначения на самолётах F/A-18A-D, на истребителе «Супер Хорнет» применяются ромбовидные экраны с перфорацией, выполненные методом лазерной обработки, являющиеся "прозрачными" для высокочастотного излучения, а также радиопоглощающие покрытия. В конструкции самолёта использованы специальные коррозионностойкие радиопоглощающие материалы. В конструкции отсека радиолокационной станции также реализован ряд технических решений по уменьшению его заметности.
По утверждению разработчика, на самолёте «Супер Хорнет» реализованы наиболее масштабные меры по снижению ЭПР среди всех современных самолётов-истребителей, кроме самолётов F-22 и F-35. Хотя машина F/A-18E/F не является истребителем «стелс» (как, например, F-22), ЭПР «Супер Хорнета» с передних ракурсов облучения на порядок меньше величины ЭПР истребителей предыдущего поколения.
Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации F/A-18E:
Двигатель F414-GE400, построен на базе F404. Серийно производится с 1998 года, обладает функцией FADEC (электронно-цифровой системой управления двигателем). КНД длиннее на 13 см, что увеличило расход воздуха на 16%, форсажная камера короче на 10см, камера сгорания на 2,5 см, диски и лопатки КНД цельнолитые (блиск), лопатки и турбины обеих ступеней турбин так же представляют собой единое целое и изготавливаются наращиванием (блиск монокристаллический).
Двигатель двухконтурный, двухвальный, состоит из 3-ступенчатого компрессора низкого давления и 7-ступенчатого компрессора высокого давления, камеры сгорания (с керамическим напылением от F402), 1-ступенчатой турбины компрессора высокого давления и 1-ступенчатой турбины компрессора низкого давления, форсажной камеры (от YF120), сопло суживающееся - расширяющееся, регулируемое (от F404-GE-400). Коробка приводов расположена внизу двигателя. Степень сжатия возросла до 30.
Назначенный ресурс в часах
На 2010 год стоимость двигателя $4 млн, обеспечивает бесфорсажный сверхзвуковой крейсерский полет самолета, на SAAB Gripen 1,2 Маха.[7]
Расчётный ресурс F/A-18E планировался на уровне 6000 часов и не более 100 посадок на палубу в год. Однако Strategy Page сообщает, что ресурс части крыла самолёта, как предполагается, составит не более 3000 часов. Несмотря на это, десятки F/A-18E уже налетали свыше 3000 часов. В рамках проводимой модернизации планируется увеличить ресурс до 10 000 часов.[8]
К 2020 году Австралия планирует конвентировать 12 истребителей F/A-18F Super Hornet в самолёты радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler.
Название | Dassault Rafale[11] | Eurofighter Typhoon[12][13] | F-16IN Super Viper[14][15] |
F/A-18E/F Super Hornet[16][17][18][19] |
JAS 39 NG(IN)[20][21][22] | МиГ-35[23][24][25][26][27] |
---|---|---|---|---|---|---|
Страна | ||||||
Производитель | Dassault Aviation | Eurofighter GmbH | Lockheed Martin | Boeing Defense, Space & Security | Saab AB | РСК «МиГ» |
Длина | 15,30 м | 15,96 м | 15,03 м | 18,31 м | 14,10 м | 17,32 м |
Размах крыла | 10,90 м | 10,95 м | 10,00 м | 13,62 м | 8,40 м | 12,00 м |
Площадь крыла | 45,7 м² | 50,0 м² | 27,9 м² | 46,5 м² | 30,0 м² | 42,0 м² |
Масса пустого | 10 000 кг | 11 000 кг | 9 979 кг[28] | 14 552 кг[19] | 7 100 кг | 11 000 кг |
Масса топлива (без ПТБ) | 4 700 кг | 4 996 кг[29] | 3 265 кг | 6 780 кг | 3 360 кг[22] | 4 800 кг |
Боевая нагрузка | 9 500 кг | 7 500 кг | 7 800 кг | 8 050 кг | 5 300 кг[30] | 7 000 кг |
Узлов подвески вооружения | 14 (5 для тяжелого вооружения) | 13 | 11 | 11 | 10 | 10 |
Максимальная взлётная масса | 24 500 кг (нормальная - 14 700) | 23 500 кг | 21 800 кг | 29 937 кг[19] | 14 300 кг[31] | 23 500 кг |
Двигатель | 2 × Snecma M88 | 2 × Eurojet EJ200 | 1 × GE F110-132 | 2 × GE F414-400 | 1 × GE F414G | 2 × РД-33МКВ |
Максимальная тяга | 2 × 50,0 кН | 2 × 60,0 кН | 1 × 84,0 кН | 2 × 62,3 кН | 1 × 62,3 кН | 2 × 53,0 кН |
Максимальная тяга на форсаже | 2 × 75,0 кН | 2 × 90,0 кН | 1 × 144,0 кН | 2 × 98,0 кН | 1 × 98,0 кН | 2 × 88,3 кН |
Максимальная скорость на высоте | M=1,8+[32] | M=2,25[33] | M=2,0 | M=1,8 | M=2,0[34] | M=2,25 |
Боевой радиус | 1389 км (с 3-мя ПТБ) | 1390 км[35] | 550 км | 722 км | 1300 км | 1000 км |
Практический потолок | 15 240 м | 19 812 м | 18 000 м | 15 000 м | 15 240 м | 17 500 м |
Скороподъёмность | 305 м/с | 315 м/с | 254 м/с | 228 м/с | 255 м/с | 330 м/с |
Тяговооружённость | 1,03 | 1,18 | 1,10 | 0,93 | 1,18 | 1,10 |
Управляемый вектор тяги | нет | есть | нет | нет | нет | есть |
БРЛС с АФАР | есть | есть | есть | есть | есть | есть |
Стоимость (2011 год) | $85—124 млн[36] | $120 млн[37] | $50,0 млн[38] | $55,0 млн[39] | $48,0 млн | ~$45,0 млн |
|
Boeing F/A-18E/F Super Hornet.