Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Dassault Mirage F1

20-07-2023

Mirage F1
«Мираж» F1 CT эскадрильи EC 2/30 «Нормандия-Неман».
Тип истребитель
Разработчик Dassault Aviation
Первый полёт 23 декабря 1966 года
Начало эксплуатации 1973 год
Статус эксплуатируется
Основные эксплуатанты ВВС Франции
ВВС Ирака
Единиц произведено > 720
 Изображения на Викискладе

Дассо «Мираж» F1 (Dassault Mirage F1) — лёгкий многоцелевой истребитель, разработанный французской авиастроительной фирмой Дассо в 1960-х годах. В 1970-х годах был основным истребителем ВВС Франции, пока на вооружение не поступил многоцелевой истребитель «Мираж 2000». Всего выпущено более 720 самолётов, из них 251 для ВВС Франции.

Поставлялся на экспорт в 12 стран мира, применялся в ряде военных конфликтов (в частности обеими сторонами в ирано-иракской войне и войне в Чаде.

Содержание

История создания

Особенности конструкции

Единственный из серийных самолетов семейства «Мираж» имеющий нормальную аэродинамическую схему с высокоразвитым стреловидным крылом.

Оборудование

БРЛС Томпсон-CSF «Сирано» IV или IVM. На самолетах F.1CR или F.1E — РЛС «Сирано» IV MR, способная осуществлять картографирование и обнаруживать наземные цели. Автопилот SFENA 505, инерциональная навигационная система, приемник навигационной системы TACAN, система опознавания «свой-чужой».

Модернизация

В 1991 г. начались работы по переоборудованию самолета «Мираж» F1.C ВВС Франции в вариант «Мираж» F.1CT (на самолеты устанавливается новая прицельно-навигационная система). ЮАР совместно с Россией осуществляют программу переоснащения самолетов «Мираж» F.1 российским ТРДДФ SMR-95 (вариант двигателя РД-33). Первый модернизированный самолет был представлен на летные испытания в октябре 1994 г.

Модификации

F1.C
тактический истребитель для ВВС Франции
F.1C-200
вариант самолета «Мираж» F.1C, оборудованный фиксированной штангой для дозаправки в воздухе
F.1CT
модернизированный вариант истребителя с усовершенствованным БРЭО
F.1A
экспортный многоцелевой истребитель
F.1E
экспортный многоцелевой истребитель
F.1EQ
многоцелевой истребитель для ВВС Ирака
F.1B
учебно-боевой самолет
F.1D
учебно-боевой самолет
F.1R (F.1CR)
самолет-разведчик

Боевое применение

Самолеты «Мираж» F.1 широко использовались в многочисленных локальных конфликтах. Во время конфликта в Чаде в 1983—1984 гг. самолеты F.1C ВВС Франции участвовали в боевых действиях, осуществляя прикрытие истребителей-бомбардировщиков «Ягуар», наносивших удары по позициям ливийских войск (один F.1C получил серьёзные повреждения[1]).

В Анголе истребители F.1 ВВС ЮАР неоднократно вступали в воздушные бои с ангольскими и кубинскими истребителями, сбив в 1981 г. один МиГ-21 при помощи пушек и ещё один самолет этого типа — в 1982 г. УР «Мажик»[1]. В то же время, по данным российского исследователя В. Ильина, в воздушных боях с МиГ-23 один F.1 был сбит и ещё один самолет получил повреждения от взрыва БЧ УР Р-60[1].

В ходе ирако-иранской войны 1980—1988 гг. самолеты «Мираж» F.1EQ ВВС Ирака с 1984 г. использовались для ведения борьбы за завоевание господства в воздухе, а также нанесения ударов по наземным и морским целям. По данным В. Ильина, самолеты этого типа одержали 35 воздушных побед над самолетами ВВС Ирана F-4, F-5E и F-14A, выпустив в общей сложности около 100 УР «Супер» 530[1]. По его же информации, потери в этих боях составили 14 самолетов[1].

Во время обострения отношений с Турцией в 1987 и 1992 гг. греческие «Миражи» F.1 над Эгейским морем имели боевые столкновения с турецкими истребителями F-4E и F-16, закончившиеся безрезультатно.

Ливийские самолеты «Мираж» F.1 использовались в боевых действиях в Чаде в 1980-х годах.

Марокканские самолеты применялись для нанесения ударов по силам повстанцев фронта «Полисарио», при этом в российском источнике сообщается, что два самолета в 1981 г. и один самолет в 1985 г. были сбиты ЗРК советского производства с территории Алжира[1].

В ходе войны в Персидском заливе в 1991 г., согласно российскому источнику, в воздушных боях было уничтожено девять «Миражей» F.1EQ (семь — американскими и два — саудовскими истребителями F-15); таким образом, «Мираж» F.1 оказался иракским самолетом, понесшим наибольшие потери)[1]. Однако согласно западному исследованию, написанному по заказу ВВС США, было уничтожено лишь восемь «Миражей» (аналогичные потери понесли самолеты МиГ-23)[2].

Несколько разведывательных самолетов «Мираж» F.1CR ВВС Франции также использовались во время операции «Буря в пыстыне». Данные на 1997 г.

В 2011 г. во время Гражданской войны в Ливии использовались войсками, верными Муаммару Каддафи.

Тактико-технические характеристики

Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации Mirage F1C.

Источник данных: М.А. Левин, В.Е. Ильин, 1994; Jane's, 1975.

Технические характеристики


Лётные характеристики

  • Максимальная скорость:  
    • у земли: 1470 км/ч (1,2М)
    • на высоте: 2335 км/ч (2,2М)
  • Крейсерская скорость: 885 км/ч
  • Посадочная скорость: 230 км/ч
  • Боевой радиус:  
    • с 14 × 250 кг бомбами по профилю «большая-малая-большая» высота: 425 км
    • с 1 × АМ.39 и 2 × 1200 л ПТБ по профилю «малая-малая» высота: 700 км
  • Перегоночная дальность: 3300 км
  • Продолжительность полёта: 3 ч 45 мин
  • Продолжительность патрулирования: 2 ч 15 мин (с 2 × Matra R530 и 1 × 1200 л ПТБ)
  • Практический потолок: 20 000 м
  • Скороподъёмность:  
    • у земли: 213 м/с
    • на высоте: 243 м/с
  • Нагрузка на крыло: 596 кг/м²
  • Длина разбега: 640 м
  • Длина пробега: 610 м

Вооружение

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 Ильин, 1997, стр. 70-71.
  2. Gulf War Air Power Survey, Volume V.

Литература

  • Jane's All The World's Aircraft 1975-76 / Taylor, John W. R. ed. — London: Macdonald and Jane's, 1975. — P. 58-60. — 830 p. — ISBN 0-354-00521-9
  • М. А. Левин, В. Е. Ильин. Современные истребители. — М.: «ХОББИКНИГА», 1994. — С. 231-237. — 288 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-85561-014-4
  • Ильин В. Е. Зарубежные боевые самолёта (краткий справочник) // Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра.. — Москва: Издательский отдел ЦАГИ, 1997. — В. 27. — № 5-6. — С. 70-71.



Dassault Mirage F1.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06