Heinkel He 111 — немецкий средний бомбардировщик-моноплан, один из основных бомбардировщиков люфтваффе (существовали также модификации торпедоносцев и штурмовиков).
История
В начале 1930-х годов немецкий авиаконструктор Эрнст Хейнкель принял решение построить самый быстрый в мире пассажирский самолёт, что было крайне амбициозной целью, к которой скептически отнеслись как представители немецкого авиапрома, так и новые политические лидеры Германии. Хейнкель доверил проектирование самолёта братьям Гюнтер, новым и недостаточно проверенным для своей компании людям.
Сконструированный самолёт превосходил уже существовавший и бывший прямым конкурентом конструкции Хейнкеля Lockheed 9 Orion. Первый экземпляр вскоре ставшего широко известным Heinkel He 70 «Blitz» (нем. «Молния») взлетел в 1932 году и сразу же начал бить рекорды скорости. В своей обычной версии, рассчитанной на четверых пассажиров, он мог развивать скорость до 320 км/ч, хотя и был оборудован единственным двигателем BMW V1 мощностью всего 600 л. с. Эллиптическая форма крыла, уже применявшаяся братьями Гюнтер при разработке собственного спортивного самолета Bäumer Sausewind до присоединения к фирме Хейнкеля, стала характерной для всех последующих разработок братьев.
Конструкция тут же привлекла внимание люфтваффе, присматривавшей подходящие самолёты с целью приспосабливания их под средние стратегические бомбардировщики.
Будущий He 111 был более мощной двухмоторной версией «Блица», унаследовавшей многие черты предшественника, включая сочетание эллиптического крыла с инвертированным крылом типа «чайка», круглый штурвал небольшого размера и двигатели производства BMW. Из-за расположения двигателей, единственного заметного конструктивного изменения, самолёт получил прозвище «Doppel Blitz» («Двойная молния»).
Использовался люфтваффе накануне и в годы Второй мировой войны. Всего было построено около 7300 He 111 разных модификаций, что делает этот самолёт вторым по массовости бомбардировщиком Германии во Второй мировой войне.
Модификации
- He 111 V1 — Прототип бомбардировщика, совершил первый полёт 17 ноября 1934 года.
- He 111 V2 — Пассажирский вариант (май 1935 года) — в бомбовом отсеке были размещены четыре кресла для курящих, а сзади, в фюзеляже, — ещё шесть кресел. В 1936 году был принят на службу в авиакомпанию Lufthansa наряду с пятью вновь построенными машинами под индексом He 111 C-0.
- He 111 V3 — Прототип бомбардировщика. Помимо главного бомбового отсека имел маленькие отсеки для бомб в крыльях. Оборонительное вооружение — три пулемёта MG 15. Усиление вооружения вызвало снижение скорости до 275 км/ч.
- He 111 A-0 — 10 машин было построено на базе He 111 V3, две из них использовались для лётных испытаний, но мощность двигателей оказалась недостаточной, и все машины были проданы в Китай.
- He 111 C-0 — Построено шесть предсерийных машин, использовались авиакомпанией Lufthansa.
- He 111 B-0 — Предсерийный вариант, сходный с He-111 A-0, но с двигателями DB600A.
- He 111 B-1 — Серийный вариант, аналогичный B-0, но с двигателями DB600C и оборонительным вооружением из трёх 7,9-мм пулемётов MG 15.
- He 111 B-2 — Вариант, аналогичный B-1, но с двигателями DB600CG и дополнительными подкрыльными радиаторами по обеим сторонам моторных гондол.
- He 111 D-0 — Предсерийный вариант с двигателями DB600Ga.
- He 111 D-1 — Серийный самолёт, построено несколько экземпляров.
- He 111 E-0 — Предсерийный вариант аналогичный B-0, но с двигателями Jumo 211A-1.
- He 111 E-1 — Серийный вариант с бомбовой нагрузкой, доведённой до 2 т.
- He 111 E-3 — Серийный вариант.
- He 111 E-4 — Половина двухтонной бомбовой нагрузки размещена на внешних держателях.
- He 111 E-5 — Оснащён несколькими внутренними вспомогательными топливными баками.
- He 111 F-0 — Предсерийный вариант, аналогичный E-5, но с новым крылом более простой конструкции (с прямой, а не изогнутой кромкой) и двигателями Jumo 211A-3.
- He 111 F-1 — Серийный вариант, партия из 24 машин построена для экспорта в Турцию.
- He 111 F-4 — Серийный вариант, принят на вооружение люфтваффе.
- He 111 G-0 — Предсерийный вариант транспортного самолёта с новым крылом, аналогичным установленному на F-0.
- He 111 G-3 — Также известен под индексом V14, оснащался радиальными двигателями BMW 132Dc.
- He 111 G-4 — Также известен под индексом V16, оснащался двигателями DB600G.
- He 111 G-5 — Четыре машины с двигателями DB600Ga, построенные для экспорта в Турцию.
- He 111 J-0 — Предсерийный вариант торпедоносца, аналогичен F-4, но с двигателями DB600CG.
- He 111 J-1 — Серийный торпедоносец, построено 90 экз., впоследствии переделанных в бомбардировщики.
- He 111 P-0 — Предсерийный вариант, оснащённый новым прямым крылом, новым остеклением носовой кабины, двигателями Db601Aa и нижней гондолой для стрелка.
- He 111 P-1 — Серийный вариант, вооружённый тремя 7,9-мм пулемётами MG 15.
- He 111 P-2 — Радиостанция FuG III заменена на FuG 10.
- He 111 P-3 — Учебный самолёт со сдвоенным управлением.
- He 111 P-4 — Оснащён дополнительным бронированием, тремя дополнительными пулемётами MG 15 и креплениями для двух внешних бомбодержателей.
- He 111 P-6 — Оснащён двигателями DB 601N.
- He 111 P-6/R2 — Повреждённые самолёты, переделанные в конце войны в буксировщики планеров.
- He 111 H-0 — Предсерийный вариант аналогичный P-2, но с двигателями Jumo 211.
- He 111 H-1 — Серийный вариант.
Разбитые He-111 Роммеля в Северной Африке,
1942
- He 111 H-3 — Аналогичный P-4, но с двигателями Jumo 211A-3.
- He 111 H-4 — Оснащён двигателями Jumo 211D (в ходе производства заменены на Jumo 211F) и двумя внешними бомбодержателями.
- He 111 H-5 — Аналогичный H-4, но всё бомбовое вооружение размещалось внутри фюзеляжа, был увеличен запас топлива.
- He 111 H-6 — Торпедоносец, мог нести две торпеды LT F5b на внешней подвеске, оснащён двигателями Jumo 211F-1, вооружён шестью пулемётами MG 15 и одной 20-мм пушкой MG/FF в передней гондоле.
- He 111 H-8 — Аналогичный H-3 или H-5, но с приспособлением для перерезания тросов аэростатов заграждения.
- He 111 H-8/R2 — H-8, переделанные в буксировщики планеров, антиаэростатные прспособления сняты.
- He 111 H-10 — Аналогичный H-6, но с 20-мм пушкой MG FF в подфюзеляжной гондоле, оснащённый приспособлением Kuto-Nase для перерезания тросов аэростатов заграждения.
- He 111 H-11 — Полностью закрытая кабина хвостового стрелка, усилены оборонительное вооружение и бронезащита.
- He 111 H-11/R1 — Аналогичный H-11, но с двумя спаренными пулемётными установками по бортам.
- He 111 H-11/R2 — Аналогичный H-11, но переделанный в буксировщик планеров.
- He 111 H-12 — Вариант, приспособленный для запуска противокорабельных радиоуправляемых ракет Hs 293A и оснащённый радиопередатчиком FuG 203b Kehl, снята подфюзеляжная гондола.
- He 111 H-14 — Корректировщик, оснащённый радиостанциями FuG Samos и FuG 351 Korfu.
- He 111 H-15 — Торпедоносец.
- He 111 H-16 — Оснащён двигателями Jumo 211F-2 и усиленным оборонительным вооружением (13-мм пулемёты MG 131, спаренные 7,9-мм пулемёты MG 81Z и одна 20-мм пушка MG/FF.
- He 111 H-16/R1 — Аналогичен H-16, но с 13-мм пулемётом MG131 в дистанционно управляемой хвостовой установке.
- He 111 H-16/R2 — Аналогичен H-16, но переделан в буксировщик планеров.
- He 111 H-16/R3 — Аналогичен H-16, но превращён в корректировщик.
- He 111 H-18 — Основан на варианте H-16/R3, служил ночным корректировщиком.
- He 111 H-20 — Оборонительное вооружение как у H-16, но некоторые самолёты оснащены дистанционно управляемой хвостовой установкой.
- He 111 H-20/R1 — Приспособлен для траспортировки 16 парашютистов, оборудован десантным люком.
- He 111 H-20/R2 — Транспортный самолёт и буксировщик планеров.
- He 111 H-20/R3 — Ночной бомбардировщик.
- He 111 H-20/R4 — Нёс до 20 (двадцати) 50-килограммовых бомб.
- He 111 H-21 — Основан на варианте H-20/R3, но оснащён двигателями Jumo 213E-1.
- He 111 H-22 — Переклассифицированные и переоборудованные H-6, H-16 и H-21, приспособленные для запуска ракет «Фау-1» с воздуха.
- He 111 H-23 — Основан на варианте H-20/R1, но оснащён двигателями Jumo 213A-1.
- He 111 R — Проект высотного бомбардировщика.
- He 111 Z-1 — Два самолёта He-111, соединённых друг с другом пятым двигателем — использовался в качестве буксировщика тяжёлого планера — Me 321.
- He 111 Z-2 — Проект дальнего бомбардировщика, основанный на варианте Z-1.
- He 111 Z-3 — Проект дальнего разведчика, основанный на варианте Z-1.
Пассажирский He 111,
1975
Производство He 111
Производство He 111 до 30 сентября 1944:
Вариант |
EHF |
NDW |
HWO |
ArB |
ATG |
JFM |
Всего |
Прототип |
4 |
|
|
|
|
|
4 |
A-0 |
10 |
|
|
|
|
|
10 |
A |
6 |
|
|
|
|
|
6 |
B-0 |
7 |
|
|
|
|
|
7 |
B |
136 |
283 |
|
|
|
|
419 |
C |
12 |
|
|
|
|
|
12 |
D |
30 |
|
|
|
|
|
30 |
E |
|
80 |
|
50 |
40 |
40 |
210 |
F |
45 |
|
|
|
|
|
45 |
G |
~8 |
|
|
|
|
|
~8 |
J |
|
|
120 |
|
|
|
120 |
L (Umbau) |
|
|
|
|
|
|
(6) |
P-1 |
75 |
20 |
|
|
|
|
95 |
P-2 |
451 |
288 |
|
|
|
|
739 |
P-4 (Umbau) |
|
|
|
|
|
|
(156) |
H-1 |
|
|
95 |
21 |
20 |
|
136 |
H-2 |
|
|
180 |
182 |
140 |
|
502 |
H-3 |
|
|
182 |
196 |
126 |
|
504 |
H-4 |
|
|
|
|
|
|
117 ? |
H-5 |
|
|
|
|
|
|
560 ? |
H-6 |
|
|
1 745 |
|
|
|
1 745 |
H-6tp |
|
|
30 |
|
|
|
30 |
H-11 |
|
|
301 |
|
|
|
301 |
H-11 TO |
|
|
200 |
|
|
|
200 |
H-14 |
|
|
50 |
|
|
|
50 |
H-16 |
|
|
200 |
|
|
|
200 |
H-16/R1 |
|
|
900 |
|
|
|
900 |
H-20 |
|
|
770 |
|
|
|
770 |
Z |
|
|
(12) |
|
|
|
(12) |
Всего |
780 |
671 |
4 773 |
449 |
326 |
40 |
7 716 |
Боевое применение
Восточный фронт
В ночь на 22 июня 1944 года, ровно через три года после начала ВОВ, группировка уже устаревших к тому времени He 111 в составе 180 самолётов из 4-й, 27-й, 53-й и 55-й эскадр люфтваффе нанесла удар по Полтавскому аэроузлу, где приземлялись и заправлялись американские «летающие крепости», делавшие челночные рейсы из Англии и Италии в СССР и обратно.
Было сброшено более ста тонн бомб, на земле уничтожены: 41 бомбардировщик B-17, один истребитель «Лайтнинг» P-38, 2 транспортных С-47 и 15 различных советских самолётов. Потерь немецкие бомбардировщики не имели.[2]
Тактико-технические характеристики
- Источник данных: «Крылья люфтваффе». Хейнкель He.111.
ТТХ семейства He.111 |
|
He.111B-2 |
He.111E-3 |
He.111P-4 |
He.111H-16 |
He.111Z-1 |
Технические характеристики |
Экипаж |
4 |
5 |
н/д |
Длина, м |
17,5 |
16,4 |
16,6 |
16,4 |
Размах крыла, м |
22,6 |
35,4 |
Высота, м |
4,4 |
4,0 |
Площадь крыла, м² |
87,7 |
147,6 |
Масса пустого, кг |
5 845 |
н/д |
6 780 |
8 690 |
н/д |
Масса нормальная взлётная, кг |
8 600 |
9 600 |
н/д |
н/д |
25 350 |
Масса максимальная взлётная, кг |
10 000 |
10 600 |
13 300 |
14 000 |
28 600 |
Двигатель |
2×DB 600CG |
2×Jumo 211A-1 |
2×DB 601А-1 |
2×Jumo 211F-2 |
5×Jumo 211F-2 |
Мощность, л.с. (кВт) |
2× 930 (684) |
2× 1 010 (743) |
2× 1 100 (809) |
2× 1 350 (993) |
5× 1 350 (993) |
Лётные характеристики |
Максимальная скорость на высоте, км/ч (м) |
300 (0)
370 (4000)
330 (6000) |
350 (0)
418 (4000) |
363/350 (0)
400/380 (2000)
410/390 (4000)
430/405 (6000)[3] |
360/280 (0)
390/305 (2000)
395/320 (5000)[3] |
435 (6000) |
Крейсерская скорость на высоте, км/ч (м) |
275 (0)
340 (4000)
325 (6000) |
323 (0)
380 (4000) |
310/270 (0)
340/290 (2000)
370/310 (5000)[3] |
н/д |
390 |
Практическая дальность с нагрузкой, км (кг) |
1 630 (800)
900 (1300) |
1 500 (2000) |
1 960 |
2 050 (3000) |
н/д |
Практический потолок, м |
7 000 |
н/д |
8 000 |
8 500 |
н/д |
Время набора высоты, м / мин |
н/д |
н/д |
1000 / 7
2000 / 14,2
4300 / 31,3 |
2000 / 8,5
4000 / 23,3
6000 / 42 |
н/д |
Вооружение |
Стрелковое |
3× 7,9 мм MG-15 |
6× 7,9 мм MG-15
1× 7,9 мм MG-17 |
1× 20 мм MG-FF
1× 13 мм MG-131
3-4× 7,9 мм MG-81 |
1× 20 мм MG-FF
2-3× 13 мм MG-131
6-7× 7,9 мм MG-15 |
Бомбовое, кг |
1 500 |
2 000 |
3 000 |
нет |
Примечания
- He.111H. Энциклопедия «Уголок неба»
- ↑ С. Мороз. Падение «Железного орла». Журнал Наука и Техника, № 6-2008
- ↑ 1 2 3 Без бомб / с бомбами.
Литература
- Колов С. Классический "Хейнкель". О семействе самолётов He 111 (рус.) // 0130-2701.
Ссылки
- Хейнкель He.111 Крылья люфтваффе; © Перевод Андрея Фирсова, 1993