22-10-2023
Junkers Ju88 | |
---|---|
Назначение: | пикирующий бомбардировщик, бомбардировщик |
Первый полёт: | 21 декабря 1936 |
Принят на вооружение: | 1939 |
Производитель: | Junkers |
Всего построено: | 15 000 |
Характеристики | |
Экипаж: | 4 чел |
Макс. скорость на высоте: | (4750 м) 510 км/ч |
Боевой радиус: | 2108 км |
Боевой потолок: | 9080 м |
Размеры | |
Длина: | 14,2 м |
Высота: | 4,7 м |
Размах крыла: | 18 м |
Площадь крыла: | 47,8 м² |
Масса | |
Пустой: | 3900 кг |
Снаряжённый: | 7700 кг |
Силовая установка | |
Двигатели: | 2× Junkers Jumo 211A (или BMW 801 в некоторых модификациях) жидкостного охлаждения, перевернутый V-12 |
Тяга (мощность): | 1200 л.с. (900 кВт) |
Вооружение | |
Стрелково-пушечное вооружение: | 7 x 7.92 мм пулемета |
Масса подвесных элементов: | 2500 кг |
Юнкерс Ю 88 — многоцелевой самолет люфтваффе времен Второй мировой войны. Один из самых универсальных самолетов войны: использовался как бомбардировщик, пикирующий бомбардировщик, разведчик, торпедоносец, и как часть летающей бомбы в проекте Mistel.
Содержание |
Во время первого полета прототип Ju 88 V-1, имевший гражданский номер D-AQEN, развил скорость 580 км/ч, что было выше, чем у большинства истребителей того времени. Герман Геринг, глава люфтваффе, был в восторге. Пятый прототип установил рекорд, пролетев 1000-километровый круг с 2000 кг нагрузки на борту со средней скоростью 517 км/ч. Однако после удовлетворения всех запросов люфтваффе, включая возможность бомбометания с пикирования, максимальная скорость упала до 450 км/ч.
Проблемы разработки сильно сказывались на производстве, и к 1 сентября 1939 года — дню нападения на Польшу — в части было поставлено только 12 самолетов. Производственные темпы были очень низкими: всего один самолет в неделю.
Первые боевые вылеты Ju 88 A-1 были против кораблей рядом с Норвегией. Атака на Росит 16 октября 1939 года была успешной — повреждено три корабля. Но соединение было атаковано «Спитфайрами» из 602 и 603 эскадрилий RAF и два Ju 88 были сбиты. В налете на Скапа-Флоу на следующий день один Ju 88 был сбит зенитным огнем.
Все боеспособные Ju 88 (133 самолета) участвовали в блицкриге, но очень высокие боевые и небоевые потери привели к быстрому выводу из боя на переподготовку экипажей. В это время недостаточная грузоподъемность привела к необходимости сильной переработки конструкции. Был увеличен размах крыльев, и модернизация получила обозначение A-5. Все находящиеся на службе A-1 в скорейшем порядке модифицировались до A-5.
Битва за Британию стоила J-88 дорого. Высокая скорость не предотвратила потери, превосходящие относительные потери Dornier Do 17 и Heinkel He 111, хотя в абсолютном значении они были меньше чем у обоих. Была произведена серия полевых модификаций, призванных уменьшить уязвимость самолёта, включающая замену заднего пулемёта на более мощный и усиленное бронирование кабины.
К заключительным дням Битвы за Британию в боевые части начал поступать Ju 88A-4. Хотя он был медленнее A-1, но все «детские болезни» были решены и Ju 88 превратился в грозную боевую машину, каким и проектировался. Ко всему прочему, на A-4 ставились более мощные двигатели.
Как бомбардировщик Ju 88 обладал способностью к точечной доставке бомб, однако, несмотря на все модификации, бомбометание с пикирования оказывало большую нагрузку на каркас самолета. В 1943 году тактика была изменена, и бомбы могли сбрасываться с пикирования под углом 45°. Самолет и прицел были соответствующим образом модифицированны и воздушные тормоза убраны. С улучшеным бомбовым прицелом Stuvi точность оставалась на очень хорошем уровне. Максимальная бомбовая загрузка для A-4 составляла 2800 кг, но на практике стандартная загрузка составляла 1500—2000 кг.
Стандартной истребительной версией Ju 88 стала модификация C-6, включающая в себя все улучшения, которые были сделаны для A-4 и с двигателями Jumo 211J. Модификация C-6 использовалась преимущественно как истребитель-бомбардировщик, поэтому стояла на вооружении бомбардировочных частей.
В ответ на увеличившееся количество атак немецких судов, особенно на подводные лодки в Бискайском заливе, KG40 начали совершать вылеты на противокорабельное патрулирование и эскорт с баз во Франции в феврале 1942. Они были значительной угрозой для противолодочных самолетов и действовали как истребители сопровождения для более уязвимых бомбардировщиков Focke-Wulf Fw200 «Condor».
После высадки союзников в Нормандии, KG40 понесло большие потери, атакуя высадившиеся войска на побережье, и было расформировано в июле 1944.
Первым ночным истребителем стала модификация C-2, основанная на A-1 и вооружённая одной 20 мм пушкой MG FF и тремя 7,92 мм пулеметами MG 17, размещенными в новом металлическом носу фюзеляжа. Эти самолеты поступили на вооружение в эскадрилью тяжёлых истребителей эскадры KG 30. В июле 1940 года эскадрилья была включена в состав II./NJG 1 и совершала ночные вылеты на Великобританию.
Оборудованная радаром FuG 202 Lichtenstein BC модификация C-6b проходила испытания в начале 1942 года в NJG 1. Испытания были признаны успешными, и модификация пущена в серийное производство. В октябре 1943 года многие C-6b были снабжены новым радаром FuG 212 Lichtenstein C-1. Позднее, в 1944 году - более совершенным FuG 220 Lichtenstein SN-2.
Серия Ju 88R, основанная на C-6b, оснащалась двигателями BMW 801 G-2.
Все предыдущие варианты ночного истребителя были переделаны из бомбардировщиков, но серия G являлась специально построенными ночными истребителями. Модификация G-1 имела квадратный руль, позаимствованный у Ju 188, более мощные звездообразные двигатели BMW 801 G-2 мощностью по 1700 л.с., также устанавливались пассивный радар FuG 350 Naxos Z и радиопеленгатор FuG 227 Flensburg в дополнение к уже ставшему стандартным радару FuG 220 Lichtenstein SN-2.
G-6, оснащённый рядными двигателями Jumo 213A мощностью 1750 л.с., увеличенными топливными баками и одной или двумя пушками MG 151/20 в установке косая музыка.
Некоторые из последних моделей серии G оснащались высотными двигателями Jumo 213E, радаром FuG 218 Neptun V/R или даже более совершенным сантиметровым радаром FuG 240 Berlin N-1. Однако всего один-два десятка были построены к концу войны.
Многие ночные асы, такие, как Гельмут Лент (110 побед) и Генрих фон унд цу Зайн-Виттгенштейн (87 побед), летали на Ju 88.
Ночные истребители ПВО Германии Ju 88 фигурируют в романе Лена Дейтона Бомбардировщик.
В настоящее время известно около 14 сохранившихся самолётов, хотя многие из них являются просто наборами обломков. За последние годы несколько более-менее целых самолётов были подняты из-под воды.
Среди наиболее сохранившихся можно отметить:
Бомбардировщики люфтваффе | |
---|---|
Junkers Ju 88.