30-09-2023
Ан-140 | |
---|---|
|
|
Тип | грузопассажирский самолёт |
Разработчик | АНТК «Антонов» |
Производитель | ХГАПП Авиакор HESA[fa] |
Первый полёт | 17 сентября 1997 года |
Начало эксплуатации | 1999 год |
Статус | эксплуатируется, производится |
Годы производства | с 1997 года[1] |
Единиц произведено | 33 (на ноябрь 2014 года)[1] |
Стоимость единицы | ~$20 млн (2012 год)[2][3] |
Изображения на Викискладе |
Ан-140 — украинский[4] турбовинтовой региональный грузопассажирский самолёт, разработанный АНТК «Антонов».
Предназначен для пассажирских и грузопассажирских перевозок на расстояние до 3700 км. Ан-140 разрабатывался как замена устаревшим самолётам Ан-24 и Ан-26.
Самолёт серийно производят Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП) на Украине и Самарский авиационный завод «Авиакор» в России, а также авиазавод в Иране под маркой Iran-141.
По состоянию на 29 ноября 2014 года выпущено 33 самолёта[1].
По своей конструкции самолёт Ан-140 является двухмоторным высокопланом. Самолёт имеет трёхстоечное шасси повышенной проходимости с пневматиками низкого давления. Конструкция Ан-140 включает вспомогательную силовую установку, расположенную в хвостовой части фюзеляжа и обеспечивающую автономную эксплуатацию самолёта на необорудованных аэродромах.
К основным особенностям самолёта Ан-140 можно отнести:
Ан-140 — двухмоторный турбовинтовой высокоплан с однокилевым оперением. Крыло прямое с поперечным V = 0, оперение малой стреловидности с положительным поперечным V стабилизатора. Управление без гидроусилителей с помощью двух элеронов, руля направления (РН) и двух половин руля высоты (РВ).
Проводка от кабины до рулевых поверхностей комбинированная — тросовая в фюзеляже и жёсткая под кабиной, в хвосте и в крыле. В случае заклинивания управления возможно электрически управляемое рассоединение бортов — от левого штурвала будут управляться левый элерон и левая половина РВ, от правого — правые элерон и половина РВ. Рассоединение производится раздельными механизмами и тумблерами. Соединение рассоединённой проводки возможно только на земле ручным взведением механизма и нажатием кнопки соединения бортов, находящейся у механизма, то есть в недоступности из салона.
На правом элероне установлен триммер, на РН — триммер-сервокомпенсатор, на каждой половине РВ — по одному триммеру и триммеру-сервокомпенсатору. Триммеры элерона и РН управляются переключателями на среднем пульте (пьедестале), причём в цепи управления включены реле времени, не позволяющие за одно нажатие переключателя работать приводу триммера более одной секунды, что защищает триммеры от ухода в крайнее положение при поломке переключателя или появлении постороннего питания цепи.
Триммеры РВ управляются синхронно переключателями на штурвалах, расположение которых стандартное для переключателей триммирования по продольному каналу управления — под большой палец левой руки КВС и большой палец правой руки второго пилота, что оставляет другую руку, не занятую работой со штурвалом и триммером РВ, свободной для работы с рычагами управления двигателями, стоящими между пилотами. Схема управления не допускает одновременного триммирования с обоих переключателей. При отказе основной системы триммирования возможно управление триммерами-сервокомпенсаторами при помощи переключателей на среднем пульте — каждым раздельно.
Закрылки — двухщелевые, предкрылки не установлены. В систему основного управления закрылками входят:
РУЗ имеет фиксированные углы — 0°, 10°, 15° (взлётные углы), 25° и 40° (посадочные углы). При отказе основного управления возможно резервное управление в обход РУЗ, БУКЗ и ГМ41 посредством стоящих на среднем пульте переключателей (выключателя резервного управления и нажимного переключателя «Уборка — 0 — Выпуск») и коллекторного электродвигателя на 27 В, стоящего на КПМ-02. Единственной блокировкой в этом случае являются концевые выключатели, отключающие электродвигатель в крайних положениях привода. Скорость полного выпуска или уборки закрылков при резервном управлении — до 140 с, потребляемый ток — 3-4 А на земле, до 10 А в воздухе, система сохраняет работоспособность при напряжении питания до 18 В.
На случай обрыва трансмиссии закрылков имеется двухканальная цепь обнаружения рассинхронизации, в которую входят блоки резисторов, установленные по два на обоих концах трансмиссии, и БУКЗ-400. Принцип действия — использование переменных резисторов как делителей напряжения и сравнение напряжения резисторов, стоящих на разных концах трансмиссии. При разности напряжений в одной паре резисторов загорается табло «Асимметрия подканала» на пульте предполётной подготовки (за спиной второго пилота), при разности напряжений в обоих подканалах загорается табло «Рассинх закрылков» и срабатывают установленные на концах трансмиссии противоуборочные тормоза (ПУТ). Растормаживание ПУТ возможно только после устранения рассинхронизации на земле нажатием кнопки растормаживания, установленной возле БУКЗ, то есть в недоступности из салона.
Максимальная взлётная масса | 21 000 кг (Ан-140), 21 500 кг (Ан-140-100), |
Максимальная посадочная масса | 21 000 кг |
Максимальная коммерческая нагрузка | 6 000 кг[5] |
Максимальная пассажировместимость | 52 человека[5] |
Максимальный вес заправленного топлива (r=775 кг/м³) | |
при открытой заправке | 4440 кг |
при централизованной заправке | 4 330 кг |
Крейсерская скорость | 460 − 540 км/ч[5] |
Практический потолок | 7 200 м[5] |
Необходимая длина ВПП (СА, Н=0) | 880 м[6] |
Удельный расход топлива | 24.4 г/пасс.-км(Ан-140-100)[7] |
Часовой расход топлива | 560 кг/ч |
Перегоночная дальность | 3 700 км |
Практическая дальность | с макс. коммерч. нагрузкой — 1 300 км с 52 пассажирами — 2 320 км с макс. запасом топлива — 3 050 км (43 пасс.)[5] |
Экипаж | 2 человека[5] |
Проектный ресурс | 50000 летных часов, 50000 посадок, 25 лет[8] |
На самолёте Ан-140-100 установлены два турбовинтовых двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1 производства ОАО «Мотор Сич» (Запорожье), соответствующие требованиям ICAO по низкому уровню шума и выброса загрязняющих веществ в атмосферу и разработанные ОКБ имени В. Я. Климова на базе широко распространённого вертолётного двигателя ТВ3-117. Запуск двигателей, наземное питание и кондиционирование самолёта обеспечивает ВСУ АИ9-3Б.
Так как вертолётные двигатели ТВ3-117 конструктивно имеют свободную турбину, расположенную позади турбокомпрессора, с валом, направленным назад по полёту (к главному редуктору, стоящему обычно за двигателями), а самолётные — переднее (к тянущему винту), то ТВ3-117ВМА-СБМ1 имеет специальную трансмиссию от заднерасположенного вала к редуктору винта, проложенную над двигателем. Редуктор винта позаимствован у двигателя АИ-24 самолётов Ан-24, Ан-26, передаточное число — 0,08.
Винт АВ-140 — изменяемого шага, реверсивный, флюгерный, с гидравлическим управлением шагом, производства ОАО "НПП Аэросила" (Ступино). Управление двигателем — тросовое от стоящих в кабине рычагов управления двигателями (РУД), остановом двигателя — электромеханическое, при помощи кнопки «Флюгер-останов» на верхней панели кабины (для аварийных ситуаций), тумблера «Стоп-кран» на среднем пульте кабины (для рабочего останова) и электромеханизма на двигателе, приводящего тягу останова. Для контроля на средней приборной доске кабины на каждый двигатель установлен комплект следующих приборов:
Режим | Угол РТ, ° | nвинта, % | Мощность, кВт | Мощность, лс | ИКМ, % | кг/(элс*ч) | nвинта, мин−1 | Число Маха | Высота, м | ТНВ, плюс °С |
Макс. ЧР | 100-115 | 100 | 2058 | 2800 | 95,3 | 1202,3 | 0 | 0 | 37 | |
ЧР в полёте | "" | "" | 1567 | 2130 | 72,5 | "" | 0,3 | 5170 | 10 | |
Взлётный | "" | "" | 1839 | 2500 | 85,1 | 0,206 | "" | 0 | 0 | 30 |
Взлётный | "" | "" | 1456 | 1980 | 67,5 | "" | 0,5 | 6000 | ||
Макс. продолж. | 94 | 91,4 | 1544 | 2100 | 71,8 | 1100 | 0 | 0 | 35 | |
Макс. продолж. | "" | "" | 1360 | 1850 | 68,8 | "" | 0,5 | 6000 | ||
Макс. крейс. | 86 | "" | 1286 | 1750 | 65,1 | 0,193 | "" | 0,5 | 6000 | |
Полётный МГ | 44-50 | до 91,8 | 117,6 | 160 | 6 | 1106 | 0,2 | |||
Земной МГ | 24-42 | 91,4 | 1100 | |||||||
Тихое рул. | 0-115 | 70-74 | ~850 |
Также регламентированы режимы 0,7 от максимального продолжительного — 80° РТ, 0,5 — 71°, 0,4 — 67°, 0,2 — 57°. От ПМГ до взлётного РУД перемещаются свободно, для уборки газа ниже ПМГ необходимо оттянуть вверх головки РУД. Реверс включается только при нахождении РУД на упоре ЗМГ отдельными рычагами управления реверсом (РУР), стоящими за РУД. Режим «Тихое руление» включается кнопкой на средней приборной доске, в этом режиме обороты винта снижены и практически не меняются, меняется только шаг. Также имеется режим синхронизации фаз винтов для устранения «гавканья» (интерференции звука), включается кнопкой «Синхр фаз», стоящей рядом с кнопкой «Тихое рулен».
В систему управления силовой установкой входят отдельные для каждого двигателя устройства и блоки:
ВСУ АИ9-3Б расположена в хвосте, имеет электроприводную створку воздухозабора и выхлопную систему с глушителем шума. Запуск ВСУ — электростартёром СТ-111Т, для выработки электроэнергии установлен генератор переменного тока ГТ18ПЧ6. Управление запуском ВСУ, как и маршевыми двигателями — электронное, при помощи блока БУК-9М.
Ан-140 разрабатывался на замену устаревающему самолёту Ан-24. Низкий уровень затрат на техническое обслуживание явился важным условием разработки. Ан-140 может автономно эксплуатироваться на неподготовленных аэродромах.
Самолёт Ан-140 разработан и создан в соответствии с авиационными правилами АП-25 и международными требованиями по охране окружающей среды. Самолёт сертифицирован по нормам лётной годности АП-25. Сертификат типа на самолёт Ан-140 и Ан-140-100 № СТ 184-АН-140 от 25 апреля 2000 Межгосударственного авиационного комитета и Сертификат типа № ТЛ 0010 от 25 апреля 2000 Государственной авиационной администрации Украины. Самолёт Ан-140 соответствует требованиям Федеральной авиационной администрации (FAA): .
Пассажирский салон самолёта Ан-140 базовой конфигурации рассчитан на перевозку 52 пассажиров. Самолёт имеет основной багажный отсек объёмом 6 м³, а для размещения дополнительных грузов может быть использован дополнительный грузовой отсек объёмом 3 м³, расположенный под полом грузовой кабины. Новый интерьер пассажирского салона самолёта, разработанный компанией ИнтерАМИ, создаёт все условия для максимально уровня комфорта пассажиров во время перелёта. Интерьер самолёта включает удобные пассажирские кресла, шумопоглощающие панели, системы индивидуальной вентиляции, многоканальную аудиосистему, багажные полки оригинальной конструкции. Дизайн и функциональность всех этих и других элементов интерьера продуманы до мелочей, и благодаря этому самолёт Ан-140 является эффективным и комфортабельным региональным самолётом для регулярной эксплуатации в любых климатических условиях как на внутренних, так и на зарубежных авиалиниях.
По составу приборного оборудования и низкому уровню шума и выброса загрязняющих веществ в атмосферу самолёт полностью соответствует мировым стандартам. При этом цена эксплуатации самолёта невысокая, стоимость часа простоя составляет не более 3000 долларов США.
Самолёт серийно производит Харьковское государственное авиационное производственное предприятие (ХГАПП).
По состоянию на начало 2014 года самарским заводом «Авиакор» выпущено 9 самолётов. Четыре самолёта переданы для эксплуатации в авиакомпанию «Якутия» (бортовые номера RA-41250, RA-41251, RA-41252, (RA-41253-производство ХГАПП); из них один самолёт в лётном состоянии, три находятся на хранении без двигателей)[10] и пять в ВВС РФ. Крыло и фюзеляж Ан-140 производят на Харьковском авиазаводе (ХГАПП), а сборка самолёта осуществляется на «Авиакоре».[11]
Основной проблемой эксплуатации Ан-140 в России является высокая стоимость запасных частей и длительные сроки их замены (особенно при ремонте двигателей).[12]
Казахстан ("ТОО «АэроКЗ») и Украина (ГАК «Антонов») подписали соглашение о совместном производстве и послепродажном обслуживании самолётов Ан-140-100 в Казахстане[13]. Россия выкупила права на производство самолётов Ан-140.
С 2001 года в Иране, на авиационном заводе HESA (перс. شرکت صنایع هواپیماسازی ایران) (г. Шахиншехр, остан Исфахан) серийно выпускается самолёт IrAn-140. Это лицензионные версии Ан-140. По неподтверждённым данным, производство Иранских Ан-140 свернуто .
Самолёт Ан-140 вышел на регулярные рейсы авиалиний в марте 2002.
В октябре 2006 года рынок Украины оценивался в 40—60 самолётов Ан-140[14].
В 2010 году несколько авиакомпаний владели 12 самолётами Ан-140 (на Украине эксплуатировались два самолёта данного типа).
19 августа 2010 года крупнейшая российская авиакомпания Аэрофлот обнародовала график, согласно которому компания к 2016 году планировала закупить 25 самолётов Ан-140.[15]
В мае 2011 года самарское предприятие «Авиакор» сообщило, что грузовая версия Ан-140Т включена в перечень государственного оборонного заказа Российской Федерации[16]. Позднее Министерство обороны России заявило о планах приобрести 9 самолётов Ан-140 пассажирской модификации[17], а в декабре 2012 года Министерство обороны РФ отказалось от закупок Ан-140Т (грузовой версии).
По состоянию на декабрь 2011 года, в производстве Ан-140 участвовали 179 предприятий, на которых работали 350000 человек[18].
14 марта 2013 года в Якутске прошла техническая конференция по итогам эксплуатации региональных самолетов Ан-140 авиакомпании «Якутия» с участием представителей предприятий-производителей, эксплуатанта и государственных структур, регулирующих деятельность авиационной отрасли. Эксплуатация Ан-140 в авиакомпании «Якутия» на протяжении нескольких лет показала его эффективность в районах Крайнего Севера, с его низкими температурами. Дальность и расход топлива также получили положительный отзыв. В то же время, на конференции было отмечено, что самолет имеет серьезные недостатки в работе двигателей и ВСУ (Вспомогательной Силовой Установки), а это, в свою очередь, резко снижает его надежность.
По итогам конференции, были четко сформулированы планы дальнейшего развития и совершенствования Ан-140, а также пути решения технических проблем:
До 2013 года планировалась замена аналогового оборудования САУ на цифровое для соответствия требованиям ICAO до 2013.
Самолёты Ан-140, выпущенные на самарском заводе «Авиакор», реализуются пока авиакомпании «Якутия» и министерству обороны РФ.
В январе 2015 года было объявлено о намерении возобновить выпуск Ан-140 на Харьковском авиазаводе для обеспечения потребностей министерства обороны Украины[19]
На базе самолёта Ан-140 разработано несколько новых модификаций, в числе которых:
Увеличено количество заправляемого топлива;Заменен бортовой магнитофон «Морион БК» на СД - проигрыватель «Ритм»;Самолет оборудован системой предупреждения столкновения в воздухе TCAS – 94;Введен улучшенный интерьер из термопластических материалов фирмы ИнтерАми;Самолет оборудуется улучшенными пассажирскими креслами FAST; Фактически, выпуск Ан-140 прекращён, все новые самолёты выпускаются в модификации Ан-140-100.
По данным на 10 августа 2014 года было потеряно 4 самолёта типа Ан-140[21].
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы | Жертвы/ всего на борту | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
23.12.02 | UR-14003 | у Исфахана | 44/44 | Врезался в гору в сложных метеоусловиях из-за ошибки экипажа. |
23.12.05 | 4K-AZ48 | у Нардарана | 23/23 | Разбился в море. После взлета пропала индикация всех авиагоризонтов, экипаж потерял контроль над самолетом.[22] |
15.02.09 | EP-SFG | Исфахан | 5/5 | Учебный полет, разбился при посадке, зацепив крылом землю из-за ошибки экипажа.[23] |
10.08.14 | EP-GPB | Тегеран | 39/48 | Разбился после взлета из-за отказа двигателя [24][25]. |
Иран:
Россия — 8 Ан-140-100, по состоянию на декабрь 2014 года[27]. Всего до 2020 года планируется закупить 14 Ан-140-100.[28][29][30]. В декабре 2012 года стало известно о намерении военного ведомства закупить ещё 15 машин (помимо 11 заказанных ранее)[31].
Иранː
Самолёты ОКБ им. О. К. Антонова | |
---|---|
Многоцелевые | |
Гидросамолёты | |
Пассажирские и грузо-пассажирские |
|
Специального назначения | |
Транспортные и военно-транспортные |
Ан-8 • Ан-12 • Ан-22 «Антей» • Ан-26 • Ан-32 • Ан-34 • Ан-70 • Ан-72 • Ан-74 • Ан-74ТК-300 • Ан-124 «Руслан» • Ан-225 «Мрия» |
Экспериментальные |
Ан-714 • ВП • Изделие 181 • ЛЕМ-2 • Э-153 |
Проекты | |
Планёры |
А-1 • А-2 • А-3 • А-7 • А-9 • А-10 • А-11 • А-13 • А-15 • А-40 • БА-1 • БС-3 • БС-4 • БС-5 • Голубь • Город Ленина • ДиП • ИМ-1 • ИП-2 • М-1 • М-2 • М-3 • М-4 • М-5 • М-6 • ОКА-1 • ОКА-2 • ОКА-3 • ОКА-5 • ОКА-7 • ОКА-8 • ОКА-9 • ОКА-12 • ОКА-14 • ОКА-21 • ОКА-23 • ПС-1 • ПС-2 • Рот Фронт-1 • Рот Фронт-2 • Рот Фронт-3 • Рот Фронт-4 • Рот Фронт-5 • Рот Фронт-6 • Рот Фронт-7 • РЭ-1 • РЭ-2 • РЭ-3 • РЭ-4 • РЭ-5 • РЭ-6 • Стандарт-1 • Стандарт-2 • УС-1 • УС-2 • УС-3 • УС-4 • УС-5 • УС-6 • Шесть условий |
СЛА |
IrAn-140.