13-10-2023
Военно-воздушные силы Исламской Республики Иран | |
---|---|
перс. نیروی هوایی ارتش جمهوری اسلامی ایران | |
Опознавательный знак ВВС Ирана | |
Годы существования | 1925 — н. в. |
Страна | Иран |
Входит в | Вооружённые силы Ирана |
Тип | вид вооружённых сил |
Функция | военно-воздушные силы |
Снаряжение | см. ниже |
Участие в |
Иранская операция Война в Дофаре Ирано-иракская война Военная операция против «Исламского государства» |
Командиры | |
Действующий командир | Хамид Вахеди |
Известные командиры |
Ахмад Нахджаван Амир Хосейн Рабии Джавад Факури Ахмад Мигани Хасан Шах-Сафи |
Медиафайлы на Викискладе |
Военно-воздушные силы Исламской Республики Иран (перс. نیروی هوایی ارتش جمهوری اسلامی ایران — niru-ye havâ-ye ârtesh-e jomhuri-ye eslâmi-ye irân, Nahâjâ; англ. Islamic Republic of Iran Air Force, IRIAF) — вид вооружённых сил Ирана. В их состав включены также силы противовоздушной обороны (ПВО) страны.
Корпус стражей исламской революции (КСИР) имеет свои собственные ВВС.
Современные военно-воздушные силы были созданы на основе шахских ВВС Ирана после исламской революции 1979 года. Они сразу же столкнулись со значительными трудностями. Введение США эмбарго на поставку оружия в Иран лишило запчастей авиапарк ВВС, полностью состоявший из самолётов и вертолётов американского производства. Кроме того, новая власть с недоверием относилась к офицерам бывшей шахской армии, и многие опытные пилоты и командиры подверглись репрессиям.
В ходе предвоенных столкновениях с Ираком ВВС Ирана потеряли не меньше 4 истребителей[1]. В свою очередь иранская авиация достигла некоторых успехов — иранскими истребителями был повреждён 1 иракский биплан[2] и повреждён 1 иракский боевой вертолёт[3].
Несмотря на все трудности, ВВС Ирана сыграли значительную роль на раннем этапе ирано-иракской войны, начавшейся 22 сентября 1980 года. Попытка Ирака уничтожить авиацию противника на аэродромах провалилась, хотя несколько иранских истребителей всё таки было уничтожено на аэродромах[4]. Иранские ЗРК HAWK, входящие в состав ВВС, значительно пострадали от первого иракского налёта, погибли десятки операторов этих комплексов[5].
23 сентября в ходе ответной массированной атаки иранской авиации, множество иранских самолётов было сбито в воздушных боях, огнём с земли и «дружественным огнём»[1]. В течение недели после начала боевых действий иранские самолёты (F-4 «Фантом» II, F-5 «Фридом Файтер»/«Тайгер» II, F-14 «Томкэт») выполнили множество вылетов, подвергнув бомбардировке ряд военных и экономических объектов на территории Ирака, в том числе в Багдаде. Действия иранской авиации нанесли существенный ущерб тыловой системе Ирака, что замедлило темпы наступления иракских войск[6], за это иранские ВВС заплатили потерей около 40 истребителей F-4 и F-5, погибло не менее 30 пилотов[4][1]. Однако, ещё больше потерь персоналу ВВС Ирана нанёс один разрушительный рейд иракских тяжёлых бомбардировщиков Ту-16 по авиабазе Тебриз, в результате которого иранские ВВС потеряли 42 человека убитыми, не считая большого количества других погибших[7].
В начале 1981 года ВВС Ирана активно поддерживали наземные силы в ходе крупнейшей танковой битвы войны. Иранская бронетехника постоянно попадала под бомбардировки своей же авиации, в результате чего несколько командиров иранских наземных сил негласно приказали «стрелять по всему что летает»[8]. Сбитие своих же самолётов оказалось таким же нередким как и атаки своих самолётов на наземные силы, особенно остро такая проблема отмечалась у ЗРК HAWK. Известно что один из таких зенитно-ракетных комплексов на острове Харк сбил 3 своих же истребителя 4-го поколения F-14 Tomcat[9]. На счету иранских ЗРК был сбитый административный Falcon-20 ВВС Ирана[10]. Операторы иранских зенитных орудий и стрелковое оружие также нанесли ощутимые потери своей авиации, один раз ими был сбит свой C-130 Hercules, перевозящий раненых[1], а радиостанции в Тегеране посылали требования к иранским гражданам «прекратить стрелять по самолётам возле аэропорта Мехрабад, потому что самолёты — иранские»[11].
В апреле 1981 года иранская авиация провела свою самую удачную, согласно собственным заявлениям, операцию: в результате налёта на аэродром в Западном Ираке было уничтожено, по иранским данным, несколько десятков вражеских самолётов, однако по иракским данным в результате удара безвозвратно не было потеряно ни одного самолёта[12]. В ходе этой операции произошёл примечательный случай — подбитый истребитель F-4 «Фантом» вынужден был приземлиться на аэродроме Тифор в Сирии. В течение нескольких месяцев что «Фантом» простоял в Сирии, сирийские пилоты смогли «вживую» изучить данный самолёт[13].
Активность иранских ВВС к этому времени значительно снизилась, а после 1982 года они почти перестали оказывать влияние на ход войны. Катастрофическая нехватка запчастей вынудила техническую службу заниматься «каннибализацией» (разбором на запчасти) самолётов, и число боеготовых машин неуклонно сокращалось. К 1983 году из нескольких сотен боевых самолётов в воздух могли подняться лишь около 100[14]. Неудовлетворительная ситуация с запчастями сохранялась до конца войны, несмотря на некоторые тайные поставки из США через Израиль[15]. Итоговые безвозвратные потери в войне оказались очень существенными для иранских ВВС, только истребителей модели F-4 и F-5 каждого было потеряно больше 80 штук[1]. Вдобавок к этим потерям, некоторые подбитые иранские самолёты после войны были уже в неремонтопригодном состоянии[16].
В ходе войны с Ираком произошло множество случаев дезертирства иранских лётчиков, угнавших только в Ирак 8 боевых и транспортных самолётов, не считая вертолётов. Ещё несколько боевых самолётов было угнано в Саудовскую Аравию и Турцию, опять же это не учитывает угоны авиации не входящей в ВВС. Иракская Разведывательная служба вела специальные радио-программы на персидском языке, предлагая за каждый угнанный самолёт один миллион долларов, а за угнанный вертолёт — пол миллиона. Результаты от проведения этой спецоперации оказались очень успешными, хотя один раз угоняемый в Ирак истребитель был сбит иранскими зенитчиками, причём сбитие иранцами своего же самолёта было случайным и они не знали что его угоняют[17].
После завершения войны в 1988 году Иран предпринял меры по усилению своих ослабленных ВВС, закупив в Советском Союзе истребители МиГ-29 и фронтовые бомбардировщики Су-24, а в Китае — устаревшие истребители F-7 (копия МиГ-21). Неожиданное пополнение произошло в январе—феврале 1991 года, когда во время войны в Персидском заливе большое количество самолётов ВВС Ирака перелетело на иранские аэродромы, спасаясь от авиации союзников. Иран отказался возвращать эти самолёты, считая их своеобразной репарацией за ущерб в восьмилетней войне, и включил часть из них в состав своих ВВС.
На 2016 год численность ВВС Ирана оценивается в 18 тыс. человек в ВВС и 12 тыс. человек в ПВО[18]. Имелось 12 авиабаз, включая 10 истребительных и 2 транспортные. В своём составе ВВС имели до 25 боевых эскадрилий, 12 транспортных, 2 вертолётные, 10 отрядов связи и управления, 10 поисково-спасательных отрядов[19]. За истёкшее время построены две новые авиабазы. В феврале 2013 года был представлен прототип нового истребителя Кахер 313, спроектированного с применением технологий малозаметности.
Боеспособно около 60 % всей авиатехники производства США и 80 % производства КНР/РФ. Список включает количество в ВВС Корпуса стражей исламской революции[18] Если не указано иное, данные приведены на 2016 год
Тип | Производство | Назначение | Количество | Примечания | Изображение | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Истребительная авиация | |||||||
HESA Saeqeh | Иран | Фронтовой истребитель | до 6[20] | Иранского производства, является обратной разработкой самолёта Northrop F-5[18] | |||
HESA Azarakhsh | Иран | Фронтовой истребитель | до 6[20] | Иранского производства, является обратной разработкой самолёта Northrop F-5[18] | |||
F-14 Tomcat | США | Истребитель-перехватчик | 43[18] | Построены в 1974—1979. Иран самостоятельно наладил производство запчастей для F-14. | |||
МиГ-29 | СССР | Фронтовой истребитель | 36[18] | 36 Миг-29А/У/УБ[18] Перегнаны в 1991 из Ирака[21] | |||
Dassault Mirage F1 | Франция | Фронтовой истребитель | 10[18] | Построены в 1991 году. Перегнаны из Ирака во время войны в Персидском заливе в 1991 году[21] | |||
F-7M | Китай | Фронтовой истребитель | 24[18] | ||||
Су-25 | СССР | Штурмовик | 10[18] | 7 Су-25К и 3 Су-25УБК. 7 перегнаны в 1991 из Ирака.[1] | |||
Dorna/Tazarv | Иран | Учебно-тренировочный самолёт / лёгкий штурмовик /лёгкий истребитель | 25[15] | Разработан и построен силами Ирана | |||
Lockheed P-3MP | США | Противолодочный/патрульный самолёт | 5[18] | ||||
Lockheed T-33 | США | учебно-тренировочный | 9[18] | ||||
RF-4E | США | Разведчик | более 6[18] | ||||
Embraer EMB 312 | Бразилия | учебно-боевой самолёт, штурмовик | 15[18] | ||||
MFI-17 | Пакистан | учебно-боевой самолёт, штурмовик | 25[18] | ||||
Chengdu J-7 | Китай | учебно-тренировочный | 15[18] | ||||
PC-7 | Швейцария | учебно-тренировочный | 35[18] | ||||
Paratsu | Иран | учебно-тренировочный | 12[18] | Разработан и построен силами Ирана | |||
Бомбардировщики | |||||||
Су-24МК | СССР | Фронтовой бомбардировщик | 30[18] | 24 перегнаны из Ирака в 1991[21] | |||
F-4D/4E | США | Фронтовой бомбардировщик | 64[18] | Постройки 1960-х | |||
Northrop F-5 | США | Истребитель-бомбардировщик | более 75[18] | 20 F-5B и более 55 F-5E/F[18]. Поставлялись с 1960 по 1970-е | |||
Транспортная авиация | |||||||
Boeing 707 | США | Транспортный | более 3[18] | 2 пассажирских и более 1 в военно-транспортной авиации (могут быть использованы как военные транспортные, заправщики и т. д.)[18] | |||
Boeing 747 | США | Транспортный | более 7[18] | 5 пассажирских (из них 4 Boeing 747F) и более 2-х в военно-транспортной авиации (могут быть использованы как военные транспортные, заправщики и т. д.)[18] | |||
Boeing 727 | США | Транспортный | 1 | ||||
Lockheed C-130E/H | США | Транспортный | более 19[18] | ||||
Ил-76 | СССР | Транспортный | 12[18] | ||||
Xian Y-7 | Китай | Транспортный | 14[18] | китайский вариант Ан-24РВ | |||
Harbin Y-12 | Китай | Транспортный | 9[18] | ||||
Fokker F27 | Нидерланды | Транспортный | 10[18] | ||||
Dassault Falcon 20 | Франция | Транспортный | 1[18] | ||||
Dassault Falcon 50 | Франция | Транспортный | 3[18] | ||||
Ан-74ТК-200 | СССР | Транспортный | 11[18] | ||||
HESA IrAn-140 | Иран | Транспортный/АВАКС | 5[18] | Копия Ан-140. Запланировано 45 единиц[18] | |||
Административный самолёт и общего назначения | |||||||
Lockheed JetStar-1329 | США | административный самолёт | 1[18] | ||||
Pilatus PC-6 | Швейцария | общего назначения. | 25[18] | 10 Pilatus PC-6B и 15 учебно-тренировочных Pilatus PC-6 | |||
Beech F33A/C | США | общего назначения. | 25[18] | Используются как тренировочные | |||
TB-21 Trinidad | Франция | общего назначения. | 8[18] | ||||
TB-200 Trinidad | Франция | общего назначения. | 4[18] | ||||
Aero Commander 680T | США | общего назначения. | 3[18] | ||||
Вертолёты | |||||||
Boeing CH-47 Chinook | тяжёлый военно-транспортный | более 2-х[18] | |||||
HESA Shahed 285 | Ударный | 50[источник не указан 2723 дня] | Современный ударный вертолет полностью иранского производства, разработан на основе вертолетов Bell 206 и Panha Shabaviz 2061 | ||||
Bell AH-1 Cobra | Ударный | 100[источник не указан 2723 дня] | Модернизированы с использованием авионики для HESA Shahed 285, в том числе установлен бортовой компьютер, радар, инфракрасный сканер. | ||||
Bell 206A | 2[18] | AB-206A, иранское производство | |||||
Bell 214C | многоцелевой | 30[18] | AB-214C, иранское производство | ||||
Bell 412 | многоцелевой | 2[18] | |||||
Shabaviz 2-75 | многоцелевой | нет данных[18] | Иранского производство, является обратной разработкой вертолета Bell 204/205[18] | ||||
Shabaviz 2061 | многоцелевой | нет данных[18] | Иранского производство, является обратной разработкой вертолета Bell 206[18] | ||||
БПЛА | |||||||
Shahed 129[источник не указан 2796 дней] | Ударный БПЛА | Является иранским дрон (UCAV) впервые публично представлен в сентябре 2012 года самолёт утверждал, что способен выполнять боевые и разведвылетов с выдержкой 24 часов, что делает его первым иранским MALE БЛА. | |||||
| |||||||
Karrar | Ударный БПЛА | Большое количество | Тяжёлый атакующий БПЛА максимальная полезная нагрузка 1 тонна. Является основным атакующим БПЛА Иранской армии. | ||||
Ababil | Ударный БПЛА | Большое количество | Средний («миди») БПЛА для разведки и атаки целей. | ||||
Sofreh Mahi | Ударный БПЛА | По крайней мере 1 летающий прототип. | Разрабатывающийся в Иране тяжёлый атакующий БПЛА. Разрабатывался с применением технологий захваченных на своей территории иностранных БПЛА,в том числе технологии RQ-170 Sentinel (?использует стелс-технологию). | ||||
Mohajer 1,2,3,4 | БПЛА | Большое количество | Серия средних(«миди») БПЛА Mohajer предназначена для разведки и наведения лазерных боеприпасов к целям.
Mohajer 1 это первый БПЛА разработанный в Иране. Разработан и поступил на вооружение 1985 году. |
||||
Zohal | БПЛА | Большое количество | Микро-БПЛА вертикального взлета для тактической разведки. | ||||
A1 | БПЛА | Значительное количество | Перспективный средний разведывательный БПЛА. | ||||
Shaparak | БПЛА | Значительное количество | Перспективный средний разведывательный БПЛА. | ||||
Ra'd | БПЛА | Значительное количество | Перспективный средний разведывательный БПЛА. | ||||
Saeghe | Мишень БПЛА | Большое количество | Средний («миди») БПЛА предназначен для использования в качестве мишени и в качестве ложной цели для противника. | ||||
Kaman 22 | Ударный БПЛА | 1 прототип | Тяжёлый атакующий БПЛА максимальная полезная нагрузка 300 кг | ||||
ПВО | |||||||
Рапира | ЗРК | 30[18] | |||||
HQ-7 (FM-80) | Китай | ЗРК | 250[18] | Копия Crotale (ЗРК) | |||
Tigercat | ЗРК | 15[18] | Наземный вариант корабельной системы ПВО «Sea Cat» | ||||
MIM-23B Hawk | ЗРК | более 150[18] | |||||
С-75 | СССР | ЗРК | 45[18] | ||||
Сайяд-1 | ЗРК | 20 ПУ | Глубокая модернизация С-75. | ||||
Сайяд-2 | ЗРК | 50+ ПУ | Глубокая модернизация С-75, дальность полета увеличена до 110 км | ||||
С-300 | СССР | ЗРК | 4 дивизиона (32 ПУ)[22][23][24] | ||||
С-200 | СССР | ЗРК | 10[18] | ||||
Фаджр-8 | ЗРК | 30+ ПУ | Произведенная в Иране копия С-200. | ||||
Бавар-373 | ЗРК | Произведенная в Иране копия С-300.[25] | |||||
Тор-М1 | СССР | ЗРК | 29[26] | Используются для защиты самых важных объектов ядерной промышленности. | |||
Панцирь-С1 | Россия | ЗРК | 10 на 2012г | Используются для защиты самых важных объектов ядерной промышленности. | |||
Mersad | ЗРК | 200+ ПУ | Разработан и построен силами Ирана, является глубокой модернизацией MIM-23 Хок использует для наведения фазированную РЛС. | ||||
Месбах 1 | ЗУ | 300+ | Зенитное артиллерийское орудие на основе ЗУ-23-2 использует для наведения РЛС и системы оптического наведения. | ||||
Sa'ir (Saeer) | ЗУ | 100+ | Зенитное артиллерийское орудие на основе КС-19 использует для наведения РЛС и системы оптического наведения. | ||||
FIM-92A Stinger | Переносной зенитный ракетный комплекс | общее количество всех ПЗРК оценивается в несколько тысяч единиц[27] | |||||
Стрела-2 | СССР | Переносной зенитный ракетный комплекс | вероятно небоеспособны[18] | ||||
Стрела-3 | СССР | Переносной зенитный ракетный комплекс | |||||
QW-1 | Переносной зенитный ракетный комплекс | Мисак-1 | |||||
QW-18 | Переносной зенитный ракетный комплекс | Мисак-2 | |||||
Игла-С | СССР | Переносной зенитный ракетный комплекс | |||||
ЗУ-23-2[18] | СССР | ~100[27] | |||||
Oerlikon[27] | буксируемая 37 мм зенитная установка | н.д.[18] | |||||
Эрликон GDF-005Skyguard | буксируемая 35 мм зенитная установка | 92[27] | |||||
С-60 | СССР | ЗРК | ~200[27] | ||||
ЗПУ-2 | СССР | более 100[27] | |||||
Bofors L70 | зенитная пушка | ~50[27] |
Кроме того на вооружении частей иранской армии стоит около 200 лёгких гидросамолётов Bavar 2 иранского производства.
Военно-воздушные силы Исламской Республики Иран.