Локхид C-130 Геркулес (англ.Lockheed C-130 Hercules) — военно-транспортный самолёт средней и большой дальности. Основной военно-транспортный самолет США и стран НАТО.
«Геркулесы» — самые распространенные транспортные самолёты средней грузоподъемности, эксплуатирующиеся в 65 странах — строятся фирмой «Локхид» более 50 лет. За это время (по состоянию на 2009 год) выпущено свыше 2300 военно-транспортных С-130 и гражданских L-100 различных модификаций, в том числе около 1170 для США. В отличие от своих ближайших аналогов — Ан-12 и «Трансаль» С.160, «Геркулес» продолжает строиться серийно и пользуется устойчивым спросом на мировом рынке[2].
Проектирование самолёта началось по заказу ВВС США, которые искали замену устаревшим транспортникам C-119 Flying Boxcar, C-47 Skytrain, и C-46 Commando. По мнению командования ВВС США, сформулированного на опыте Корейской войны, новая машина должна была отвечать изменившимся условиям ведения боевых действий. Заказчики предъявили следующие требования к проекту: самолёт должен вмещать 92 безоружных пассажира или 72 солдата с полным снаряжением и оружием или 64 парашютиста с оружием, снаряжением и парашютами. Требовалась дальность полёта 1100 морских миль и возможность продолжать полёт если один из двигателей заглохнет. Кроме того, военные хотели, чтобы самолёт мог взлетать с неподготовленных полевых аэродромов.
Первый полёт С-130 совершил 23 августа 1954 года — из Бербанка, Калифорния, на авиабазу ВВС США Эдвардс. Полёт продлился 61 минуту. Вскоре после этого фирма «Локхид» получила заказ на серийное производство самолёта. Различные модификации С-130 применялись во всех войнах и военных конфликтах с участием США, начиная с Вьетнамской войны (кроме бомбардировок сил Каддафи в Ливии). По данным американских спецслужб, один С-130 в варианте разведывательного самолёта был сбит советскими истребителями во время шпионского полёта над территорией Армении и упал в 34 милях северо-западнее Еревана 2 сентября 1958 года[3]. В 1963 году С-130 доказал возможность своего использования на флоте, 21 раз выполнив взлёт и посадку на палубе авианосца «Форрестол». Пилот Джеймс Флэтли, управлявший тестовыми посадками на палубу, был награждён Летным Крестом за Отличия и впоследствии дослужился до адмирала.
Во время войны во Вьетнаме С-130 использовались в качестве транспортников, разведчиков и наводчиков для штурмовой авиации, заправщиков и воздушных командных пунктов для тяжёлых стратегических бомбардировщиков при бомбёжках Северного Вьетнама, а также как самолёты непосредственной огневой поддержки наземных войск (вариант АС-130 Spectre). В 1964 году «Геркулесы» 464-го транспортного крыла, взлетевшие из Франции, высаживали бельгийских десантников в Бельгийском Конго при освобождении белых заложников в местечке Стенливиль. В 1976 году «Геркулесы» использовались израильским спецназом во время знаменитого рейда на Энтеббе. В войне наФолклендских островах в 1982аргентинские С-130 выполняли ночные полёты, снабжая гарнизоны на островах, а также работали заправщиками для аргентинских «Скайхоков» и «Супер Этандаров», атаковавших английские корабли.
В конце 1980-х годов несколько С-130 были переданы Лесной службе США в качестве летающих водяных танкеров для борьбы с лесными пожарами[4].
Модификации
С-130А — первая модификация на базе прототипа Lockheed Model 82.
AС-130А — ударный самолет на базе JС-130А класса Gunship II c 4 7.62-мм шестиствольными пулеметами МХU-5470 Minigun и 4 20-мм шестиствольных пушек M61A1 Vulcan. Система управления оружием на базе РЛС F-15A-1 NASAAR.
AС-130А Plain Jane — ударный самолет с РЛС APQ-136, системой управления оружием AWG-13.
AС-130А Surprise Package — ударный самолет с РЛС APN-59N, APQ-133 и AVQ-17, с системой поиска транспорта ASD-5 Black Crow, c системами телевизионного, лазерного и ИК наведения. Вооружение — 2 40-мм пушки Bofors.
AС-130А Pave Pronto — ударный самолет с системой РЭБ ALQ-87 и 2 ПУ отражателей SUU-42A/A.
АС-130E Pave Aegis — ударный самолет 1971 года постройки с двумя 7,62-мм пулеметами Minigun, двумя 20-мм пушками М61А1 и двумя 40-мм пушками Bofors или 105-мм безоткатной гаубицей.
АС-130E Pave Spectre I — ударный самолет для уничтожения конвоев с РЛС APN-59N и AVQ-17, с системой поиска транспорта ASQ-5 Black Crow и APQ-150, c системами телевизионного, лазерного и ИК наведения, с системой определения дальность APQ-18 и системой РЭБ ALQ-87.
С-130А-II — обозначение самолетов С-130А, модифицированных для ведения электронной разведки.
DC-130A (ранее GC-130A) — обозначение самолета С-130А, переоборудованного для беспилотного запуска.
JC-130A — обозначение самолетов С-130А, модифицированных для слежения за ракетами.
NS-130A — обозначение самолетов С-130А, используемых для специальных испытаний.
RC-130A — обозначение самолета С-130А, оборудованного для фоторазведывательных целей.
ТС-130А — обозначение учебно-тренировочного самолета С-130А.
С-130В — второй серийный вариант с увеличенными объемом топлива и полетным весом.
С-130В-II (позже RC-130B) — обозначение самолетов С-130В, модифицированных для электронной разведки.
HC-130B — обозначение 12 поисковых и спасательных самолетов Береговой охраны США.
JC-130B — обозначение самолетов С-130В, оборудованных для нахождения спускающихся из космоса капсул.
КС-130В — обозначение двух самолетов С-130В, переоборудованных в самолеты-заправщики.
VC-130B — временное обозначение одного штабного самолета JC-130B.
WC-130B — обозначение самолетов, переоборудованных для разведки погоды.
С-130D — обозначение самолета, оборудованного лыжами для использования в Арктике.
С-130Е — третий серийный вариант самолета с увеличенными внутренними и внешними запасами топлива, оснащенного турбовинтовыми двигателями Аллисон Т56-А-7 мощностью 3020 кВт (4050 л.с.).
АС-130Е — обозначение самолетов С-130Е после оснащения их вооружением.
DC-130E — обозначение самолетов С-130Е для беспилотного запуска.
HC-130E — обозначение самолетов С-130Е, оборудованных для доставки экипажа в составе авиационно-космической службы спасения.
JC-130E — временное обозначение одного самолета С-130Е для испытаний.
МС-130Е — обозначение самолетов НС-130Е после переоборудования для секретного использования.
NC-130E — временное обозначение одного из самолетов С-130Е, предназначенного для испытаний.
WC-130E — обозначение самолетов С-130Е, предназначенных для разведки погоды.
С-130F — транспортный самолет общего назначения ВМС США, аналог С-130В, поставленный сначала под обозначением GV-1U.
КС-130F — вариант самолета-заправщика для Морского корпуса США, поставленный под обозначением GV-1 и оснащенный турбовинтовыми двигателями Аллисон Т56-А-16 мощностью 3661 кВт (4910 л.с.).
LC-130F — четыре самолета, оборудованных лыжным шасси и двигателями Т56-А-16, для использования в Арктике; приобретены ВМС США под обозначением UV-1L.
С-130G — четыре транспортных самолета ВМС США; такие же, как С-130Е, но с двигателями Т56-А-16.
ЕС-130G — обозначение четырех самолетов С-130G после переоснащения в станцию радиорелейной низкочастотной связи.
С-130Н — серийный вариант, аналог С-130Е, но с усовершенствованиями планера и систем и с двигателями Т56-А-15, развивающими в полете мощность на валу 3362 кВт (4508 л.с.).
С-130Н(СТ) — обозначение самолетов МС-130Е после установки двигателей Т56-А-15.
С-130Н-МР (позже РС-130Н) — вариант самолета С-130Н для морского патрулирования и поисково-спасательных работ.
C-130H(S) — военный серийный вариант самолета С-130Н с более длинным фюзеляжем самолета L-100-30.
АС-130Н — обозначение самолетов АС-130Е после установки двигателей Т56-А-15 и обеспечения возможности дозаправки в воздухе.
DC-130H — обозначение одного самолета С-130Н, переоборудованного для беспилотного запуска.
ЕС-130Н — обозначение самолетов ЕС-130Е после установки двигателей Т56-А-15.
НС-130Н — спасательный самолет с радаром слежения в плотных слоях атмосферы и системой поиска космических экипажей.
КС-130Н — самолет-заправщик.
JHC-130H — обозначение двух самолетов НС-130Н, переоборудованных для обнаружения капсул с данными со спутников.
VC-130H — обозначение двух самолетов НС-130Н, переоборудованных в транспорт для особо важных персон (VIP).
WC-130H — обозначение 15 самолетов НС-130Н после переоборудования для разведки погоды.
С-130J — дальнейшее развитие С-130Е, самолет оснащен новой тормозной системой, более мощными двигателями Т56 cерии IV, двухместной кабиной с бортовой электронно-измерительной аппаратурой (EFIS)[5].
С-130К — вариант с двигателями Аллисон Т56-А-15 для ВВС Великобритании под обозначением Геркулес С.Mk 1; вариант с удлиненным фюзеляжем обозначен Геркулес С.Mk 3.
НС-130N — обозначение 15 поисково-спасательных самолетов для обнаружения посадочных капсул с экипажами.
НС-130Р — аналог НС-130Н, оснащенный для дозаправки в воздухе поисковых вертолетов.
ЕС-130Q — улучшенный вариант самолета ЕС-130G в ВМС США, оборудованного как релейная низкочастотная радиостанция.
КС-130R — вариант заправщика для Морского корпуса США, аналог КС-130Н.
LC-130R — обозначение шести самолетов С-130Н в ВМС США с лыжным шасси.
RC-130S — обозначение двух самолетов JC-130А, оборудованных интенсивными осветительными приборами для проведения поисково-спасательных работ в ночное время.
КС-130Т — самолет-заправщик. Аналог КС-130R, но с усовершенствованной авионикой, включая инерционную навигационную систему, Омега, Такан, цветной радар, новый автопилот и командный пилотажно-навигационный прибор.
КС-130Т-30Н — самолет КС-130Т, но с фюзеляжем самолета С-130Н-30, удлиненным на 4,5 м (15 футов), позволяющим увеличить емкость внутренних топливных баков. Две машины были поставлены в конце 1991 г.
АС-130U — вариант вооруженного самолета МС-130Н для 16-й эскадрильи специального назначения ВВС США.
ЕС-130V — переоборудованный компанией Дженерал Дайнемикс (General Dynamics) планер самолета НС-130Н. В обтекателе над фюзеляжем установлен аэронавигационный импульсный поисковый радар Хауки (AN/APS-145) для возможности вести перехват перевозчиков наркотиков.
L-100 — вариант гражданского транспортного самолета С-130 с турбовинтовыми двигателями Аллисон 501-D22 мощностью на валу 3020 кВт (4050 л.с).
L-100-20 — вариант самолета L-100 с удлиненным на 2,54 м (8 футов 4 дюйма) фюзеляжем и турбовинтовыми двигателями Аллисон 501-D22 или 501-D22А мощностью 3362 кВт (4508 л.с.).
L-100-30 — аналог L-100-20, но с удлиненным на 2,03 м (6 футов 8 дюймов) фюзеляжем. L-100F Супер Геркулес: вариант гражданского самолета, оснащенного турбовинтовыми двигателями Аллисон GMA 2100, которые приводили в движение шестилопастные композиционные винты, обеспечивали уменьшение (на 17 %) расхода топлива, более высокую (на 15 %) крейсерскую скорость и позволяли самолету L-100F перевозить груз массой 21000 кг (46300 фунтов) на расстояние более 3200 км (1990 миль).
НТТВ — вариант испытательного стенда высоких технологий — самолета L-100-20. Оснащенный двигателями Аллисон 501D Серии IV мощностью на валу 3915 кВт (5250 л.с.), предназначен для исследований и развития полетов с укороченными взлетом и посадкой (STOL). В ноябре 1989 г. самолет продемонстрировал послепосадочный пробег 365 м (1198 футов) с грузом 59000 кг (130073 фунта).
MС-130E Combat Talon I — cамолет Сил специального назначения.
МС-130H Combat Talon II — cамолет Сил специального назначения с увеличенной нагрузкой.
MC-130Р Combat Shadow — транспортный самолет сил особого назначения, разработанный на базе многоцелевого транспортного самолета С-130 Hercules. Основные задачи самолета — ночное снабжение сил специального назначения, поиск и спасение групп глубокого проникновения в тыл врага и дозаправка вертолетов сил специального назначения. Самолет принят на вооружение в 1986 году. До 1996 года самолет обозначался НС-130 N/P.
Военные эксплуатанты C-130. Синим обозначены нынешние операторы, зелёным - бывшие.
Потери самолётов
По неофициальным зарубежным данным, на 1 июля2012 года было потеряно 295 самолётов военной модификации C-130 (погибло 3103 человека)[6] и 46 машин гражданской модификации L-100 (погибло 254 человека).[7]
Тактико-технические характеристики
Проекции C-130
Мойка «Геркулеса»
Приведённые данные соответствуют модификации C-130J.