Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Lockheed Martin F-35 Lightning II

13-10-2023

F-35 Lightning II
Первый F-35A во время испытательного полета
Тип малозаметный истребитель-бомбардировщик
Разработчик Lockheed Martin Corporation
Производитель Lockheed Martin Corporation
Первый полёт 15 декабря 2006 года
Начало эксплуатации 2016 год (план)[1]
Статус проходит испытания, мелкосерийное производство [2]
Основные эксплуатанты США
Файл:Flag of NATO.svg НАТО
Израиль
Годы производства производство начато в 2006 году
Единиц произведено 21 на сентябрь 2011 года (13 F-35A, 5 F-35B, 3 F-35C) [3][4][5][6]

[7][8]

Стоимость программы разработки >56,4 млрд долларов США
Стоимость единицы 138 млн долларов США (средняя ожидаемая цена, оценка министерства обороны США на апрель 2010 года в ценах 2010 года)[9],
112,9 млн долларов США (по условиям контракта министерства обороны США с Lockheed Martin в 2010 году)[10]
Базовая модель F-35A
 Изображения на Викискладе

Lockheed Martin F-35 «Лайтнинг» II (англ. Lockheed Martin F-35 Lightning II, рус. «Локхид-Мартин» Ф-35 «Молния» II) — семейство перспективных, малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения, разработанное американской фирмой Lockheed Martin Aeronautics Company (Tactical Aircraft Systems) в трёх вариантах — вариант для нужд ВВС США (наземный истребитель — CTOL); для нужд ВМС США и ВМС Великобритании (палубный истребитель — CV) и для Корпуса морской пехоты США (истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой — STOVL).

В консорциум во главе с Lockheed Martin входят также Northrop Grumman Corporation, Pratt & Whitney, Rolls-Royce, Allison и British Aerospace. В разработке отдельных узлов принимают участие Skunk Works в Palmdale, California и Aeronautical Systems.

По мнению многих экспертов, самолёт не соответствует большому числу требований к истребителю пятого поколения и является истребителем поколения 4+ из-за невозможности полета на сверхзвуковой скорости без использования форсажа,[11][12] низкой тяговооруженности,[11][12] сравнительно высокой ЭПР,[12][13] а также низкой живучести[14] и маневренности.[11][12][15]

На разработку этого самолёта на апрель 2011 г. уже затрачено свыше 56 млрд долларов США.[16]

Содержание

Программа JSF

Выбор конструкции F-35 был сделан в 2001 г. в результате конкурса по программе JSF (англ. Joint Strike Fighter, единый ударный истребитель) между компаниями Boeing (модель X-32) и Lockheed Martin (модель X-35). Программа предусматривала создание единой модели истребителя для ВВС, ВМФ и морской пехоты с возможностью вертикального и укороченного взлета и посадки для замены F-16, A-10, F/A-18, AV-8B. Также подвергнется замене британский Sea Harrier. Третья модель (компании McDonnell Douglas) была отвергнута из-за сложности конструкции.

Финальные испытания прототипов X-32 и Х-35 показали явное преимущество последнего: он продемонстрировал взлет на площадке длиной 150 м, развил сверхзвуковую скорость, приземлился вертикально. Одним из главных преимуществ был назван метод создания вертикальной тяги: отдельный вентилятор на X-35, а не просто изменение направления тяги основных двигателей на X-32 (что вынуждало устанавливать поворотные сопла вертикального взлета в центре масс, недалеко от воздухозаборников, что, в итоге, приводило к повторному попаданию выхлопных газов в двигатель и его перегреву).


В результате намечена разработка унифицированной модели истребителя-бомбардировщика для стран НАТО с базированием на суше и на море. Программу финансируют совместно США, Великобритания 2,5 млрд, Италия 1 млрд, Нидерланды 0,8 млрд, Канада 440 млн, Турция 175 млн, Австралия 144 млн, Норвегия 122 млн и Дания 110 млн. Всего планируется потратить на истребитель 40 млрд долларов.

Планы закупок странами-партнерами таковы[3]:

ВВС/ВМС/КМП США 2443
ВВС/ВМС Великобритании 138
ВВС/ВМС Италии 131
ВВС Турции 100
ВВС Австралии 100
ВВС Нидерландов 85
ВВС Канады 65
ВВС Норвегии 56
ВВС Дании 30
Итого странами-партнерами 3148

В середине марта 2010 года появились сообщения, что Дания отказалась от планов по закупке самолётов F-35[17], но позднее стало известно, что в 2012 году планируется проведение открытого конкурса, в котором в качестве основных соперников F-35 выступят F/A-18E/F «Super Hornet» фирмы Боинг и Saab JAS 39 Gripen.[18]

В октябре 2010 года ВВС Израиля договорились о закупке первой партии из 20 истребителей F-35 (96 млн долларов за самолёт, общая сумма сделки 2,75 млрд долларов), которые будут поставлены в течение двух лет, начиная с 2015 года, но из-за задержки в производстве их поставка, скорее всего, начнётся в 2016 или 2017 году.[19] Израиль запросил от США разрешение на установку целого ряда дополнительных систем из собственных разработок в области авионики и вооружений на приобретаемые истребители.[20][21] В конце сентября 2010 года, такое частичное разрешение было получено. При этом США поставили условие, что если Министерство обороны Израиля увеличит заказ на F-35, то ему будет позволено использовать на них бо́льшее число собственных систем и вооружений.[22]В рамках проходящего согласование в Генеральном штабе ВС страны долгосрочного плана закупки вооружений, планируется закупка еще как минимум 20 истребителей, с тем, чтобы довести их количество до 40 единиц к 2020 году.[23] В конце июня 2011 года ВВС Израиля направили своих специалистов в США, где они возглавят группу, занимающуюся разработкой израильской версии самолёта - F-35I. Сообщается, что они будут работать вместе с представителями Пентагона и компании Lockheed Martin по вопросам, касающимся интеграции израильских технологий в истребитель пятого поколения. Израильские ВВС надеются получить от Пентагона разрешение на начало обучения своих пилотов ВВС раньше 2016 года, тогда же, когда американские пилоты начнут обучение на новом истребителе[24].

25 февраля 2011 года впервые поднялся в воздух первый серийный F-35 - AF-6[25], а 6 мая первый серийный самолет (им оказался следующий серийный - AF-7, AF-6 был передан неделей позднее) был передан ВВС США.[26] Самолет был приписан к авиабазе Эдвардс в Калифорнии (поставка истребителя, находящегося в разработке, в войска состоялась раньше принятия самолёта на вооружение, на базе Эдвардс пилоты-испытатели ВВС будут проводить финальные испытания истребителя). Сообщается, что база ВВС США Эглин до конца 2011 года получит 20 серийных истребителей F-35 для обучения пилотов и наземного технического персонала, первый из них был передан 14 июля.[27][28]

В настоящее время (сентябрь 2011 года) Lockheed Martin заканчивает сборку истребителей F-35 в рамках второй партии мелкосерийного производства (Low rate initial production далее LRIP): самолеты модификации F-35A уже совершили свои первые полеты, а шесть машин модификации F-35B находятся на стадии финальной сборки. В рамках LRIP 1 были куплены истребители F-35A по 221,2 миллиона долларов за штуку (борта AF-6 и AF-7), а в рамках LRIP 2 - F-35A и F-35B за 161,7 и 160,7 миллиона долларов соответственно (AF-8/13; BF-6/11). Стоимость мелкосерийных самолётов партий LRIP2-3 (в общей сложности 28 самолетов) оказалась выше, чем было первоначально указано в контракте (1,15 млрд. вместо 771млн.), это было обусловлено периодической работой сверхурочно и внесением изменений в их конструкцию, которые позволят в дальнейшем модернизировать их и довести до уровня полноценных серийных образцов.[29][30]

Следует добавить, что стоимость следующих, более крупных (31 и 42 самолета), партии LRIP-4 и LRIP-5 жестко прописана в договоренностях между корпорацией Локхид-Мартин и Министерством Обороны США и дополнительные расходы компании придется нести самостоятельно.

Конструкция

На F-35 использованы многие технологические решения, отработанные на F-22 и выпускаться в трёх модификациях: F-35A (со стандартным взлетом и посадкой); F-35B (с коротким взлетом и вертикальной посадкой) и F-35C (взлет с палубы авианосца при помощи катапульты, а посадка на палубу - с использованием аэрофинишера) F-35A будет оснащен двигателем Pratt & Whitney F135, который является развитием двигателя F119, установленного на F-22. Двигатель варианта F-35B разработан с участием Rolls-Royce Defence. На самолёте установлена многофункциональная РЛС с АФАР AN/APG-81, эффективно действующая как по воздушным, так и по наземным целям.

Авионика

  • Радиолокационная станция с активной фазированной антенной решёткой AN/APG-81 производства Northrop Grumman Electronic Systems.
  • AAQ-37- Оптическая система позволяет:
    • Обнаруживать цели: наземные, воздушные, с выводом изображения на дисплей
    • Навигация при полете днем/ночью
    • Предупреждение о ракетной атаке самолёта
    • Обнаружение точки пуска ракеты, позиции работающей зенитной артиллерии
    • Произвести пуск ракеты воздух-воздух по цели летящей за самолётом

Состоит из 6 ИК датчиков расположенных на фюзеляже c диапазоном обзора 360 градусов и дальностью до 1300 км (выгорающая вторая ступень ракеты Falcon 9),количество обнаруживаемых целей не ограничено [31][32][33]

  • AAQ-40 — всенаправленная инфракрасная CCD-TV камера высокого разрешения, предназначенная для наблюдения и целеуказания. Она обеспечивает захват и сопровождения любых наземных, надводных и воздушных целей. Полностью пассивная, она способна обнаруживать и сопровождать цели в автоматическом режиме и на большом расстоянии, а также сообщать о лазерном облучении самолёта.[33]
  • AN/ASQ-239 (Barracuda) — станция индивидуальных помех (РЭП)
  • HMDS — Helmet-Mounted Display System. Нашлемная система целеуказания и индикации, возможно управление взглядом и поворотом головы.
  • PCD — panoramic cockpit display, широкоформатный сенсорный дисплей отображения информации (50 на 20 сантиметров), так же возможно управление голосом

Шлем пилота F-35

Дисплейный шлем для пилота F-35 Helmet Mounted Display System (HMDS)

Это шлем, который позволит пилотам реактивных истребителей будущего поколения «видеть через кабину» самолёта. Снаряжение разработано для истребителя-бомбардировщика F-35 и в настоящее время тестируется научно-исследовательским отделом Министерства Обороны Великобритании в Уилтшире. Вместо обычного дисплея на приборной панели синтезированное компьютером изображение будет подаваться прямо на визоры пилота, снабжая его также подсказками, необходимыми для полета, навигации и ведения боя. Принципиально новой технологией стала реализация возможности видения в инфракрасном диапазоне, то есть с помощью шлема пилот сможет видеть даже ночью. Шлем позволяет автоматически переключаться между видеорежимами. Фактически, самолёт сможет стать «прозрачным» для пилота. Также шлем является своеобразным командным центром: высокоточное целеуказание всего бортового оружия завязано на движения головы и глаз летчика. Пока создан только опытный образец. Разработкой модели занимаются британские компании Vision Systems International и Helmet Integrated Systems Limited.[34]

Вертикальная посадка F-35B

Видео вертикальной посадки

Вариант истребителя F-35B, предназначенный для морского базирования, способен выполнять вертикальные взлет и посадку.[35]

Для этого сопло двигателя F-35B способно поворачиваться вниз на 90°, а за кабиной пилота вертикально установлен вентилятор, создающий подъёмную тягу и связанный с главным двигателем жесткой передачей. В крейсерском полете подъёмный вентилятор останавливается и закрывается створками. Управление по рысканию во время зависания обеспечивают дополнительные сопла двигателя, способные отклоняться влево и вправо. Для управления по крену в каждой консоли крыла имеются дополнительные сопла, питающиеся от основного двигателя. Тангаж изменяется посредством разнотяга подъёмного вентилятора и двигателя.

Положение самолёта во время зависания полностью контролируется бортовым компьютером. Это позволяет значительно упростить управление самолётом в сравнении с аналогами. Кроме того, в аварийной ситуации компьютер способен принять решение о катапультировании гораздо раньше человека.

Вертикальная тяга позволяет F-35B при малой боевой нагрузке и неполных топливных баках вертикально взлетать и садиться. При большей нагрузке вертикальной тяги для взлета недостаточно и взлет осуществляется с небольшим пробегом (т. н. укороченный взлёт). Также может осуществляться и посадка. На практике из-за расхода топлива в полете взлетная масса самолёта оказывается значительно больше посадочной. Поэтому как правило взлет выполняется укороченным, а посадка вертикальной. Поэтому F-35B называют самолётом короткого взлета и вертикальной посадки (СКВВП).

Конструкция F-35B во многом повторяет Як-141. Это объясняется сотрудничеством фирмы Lockheed Martin и КБ Яковлева в 90-е. Однако она имеет и существенные отличия. На Як-141 для создания вертикальной тяги применялись два ТРД. Применение на F-35B подъёмного вентилятора позволило уменьшить потери тяги основного двигателя от попадания продуктов горения в воздухозаборник и уменьшило температурные нагрузки на покрытие посадочной площадки. Но конструкции обоих самолётов имеют общие недостатки: во время обычного полета самолёт несет «мертвый груз» в виде подъёмных агрегатов. Также они забирают под себя значительный объём внутри фюзеляжа, где обычно размещаются топливные баки. Результат таких конструктивных решений — существенное снижение дальности полета (F-35B из всей серии «35-х» имеет самую низкую дальность полета).

Самолёт авианосного базирования F-35C

Отличительными особенностями F-35C, по сравнению с вариантами F-35A (со стандартным взлетом и посадкой) и F-35B (с коротким взлетом и вертикальной посадкой), является то, что взлет истребителя осуществляется при помощи катапульты, а посадка на палубу авианосца - с использованием аэрофинишера.

В связи с повышенными нагрузками, внутренняя конструкция F-35C упрочнена. Хвостовая часть самолёта, содержит элементы, изготовленные из титана.

Первый полет самолёта F-35C состоялся в 2009 году. По сравнению с другими вариантами, F-35C имеет на 30 проц. большую площадь крыла, увеличенную площадь хвостового оперения и поверхностей управления, оснащен концевыми элеронами для обеспечения высокой управляемости при малых скоростях посадки на палубу авианосца.

Модификации

Самолет создается в трех основных вариантах:

  • F-35A — самолёт для ВВС США, самая технологически простая и, соответственно, облегченная и дешевая версия F-35. Именно она составит основу закупок странами-партнерами и ожидаемого массового экспорта. Оснащен встроенной четырехствольной 25-мм пушкой GAU-22/A. [36][37][38]
    • F-35I - самолет для ВВС Израиля. После присоединения к программе JSF Израиль озвучил планы создания модификации F-35A с значительным количеством БРЭО собственного производства, в частности систем РЭБ и оборудования кабины, и интеграцией в СУО оружия собственного производства.[20][21]Степень того, насколько глубоко израильским инженерам будет позволено углубиться в модификацию самолета зависит в первую очередь от объемов закупок.[22]
    • CF-35 - самолет для ВВС Канады. CF-35 будет отличаться от американского F-35A наличием тормозного парашюта и системы дозаправки топливом в полете аналогичной той, которая установлена на F-35B/C - с помощью шланга, а не штанги, как принято в ВВС США. На самолетах поставляемых в Норвегию может быть также использован тормозной парашют, поскольку в Норвегии как и в Канаде большинство взлётно-посадочных полос подвержены обледенению.
  • F-35B — самолёт для Корпуса морской пехоты США. Главная отличительная черта — возможность укороченного взлета и вертикальной посадки. Оснащается подвесным контейнером с 25-мм пушкой GAU-22/A. В будущем должен составить основу авиагрупп новых УДК типа «Америка», по сути представляющих собой лёгкие авианосцы с ограниченными возможностями для высадки десанта и значительно расширенными, по сравнению с кораблями прошлого поколения «Уосп», возможностями авиагруппы.[39]. Из стран-партнеров по программе в его закупке заинтересована теперь, после отказа Великобритании, только Италия, которой требуется замена СВВП "Харриер" в своем флоте.
  • F-35C — самолёт для ВМС США и Королевского флота Великобритании. Вариант имеет увеличенную площадь крыла и хвостового оперения, позволяющего маневрировать на небольших скоростях при полётах с авианосцев. Крыло большего размера позволяет также увеличить полезную нагрузку. Добавлен посадочный крюк. По сравнению с F/A-18C, F-35C будет иметь вдвое больший боевой радиус действия. В октябре 2010 года премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон объявил о решении предпочесть для вооружения строящихся авианосцев Королевского флота Великобритании вместо F-35B версию с катапультным взлетом. Как причины были названы "большие боевые возможности и большая дальность полета при меньшей цене".[40][41] Это потребовало значительного изменения в конструкции авианосцев типа «Куин Элизабет» изначально рассчитанных на трамплинный старт СВВП. По новым планам первый из кораблей - "Куин Элизабет" - будет введён в состав флота в 2016 году на три года и будет использоваться как вертолётоносец. По окончании этого срока, корабль будет законсервирован или продан. Второй авианосец - "Принс оф Уэльс" (оснащенный в отличии от первого катапультной системой старта) - вступит в строй в 2018 году и два года, до получения Великобританией истребителей F-35, не будет иметь собственной авиагруппы и будет принимать на борт самолёты американских и французских ВМС.[41]

Все варианты унифицированы на 70-90 %. Кроме того, на F-35 использованы многие технологические решения, отработанные на F-22. Ожидается, что F-35 начнёт службу с 2016 года[42], когда ими начнут заменять морально и физически устаревающие самолёты ВВС США A-10 Thunderbolt II и F-16 в 2016, а также AV-8B Harrier Корпуса морской пехоты и F/A-18 ВМС США в 2017 году.

Вооружение

Пушечная установка

Специально для истребителя-бомбардировщика F-35 фирмой General Dynamics создана авиационная четырехствольная пушка GAU-22/A калибра 25-мм. Данное орудие получено путем глубокой модернизации пушки GAU-12 используемой на самолетах AV-8 Harrier II. Наиболее заметное отличие - уменьшение количества стволов с пяти до четырех, что позволило значительно уменьшить массу примерно на 20кг, уменьшить объем занимаемый орудием на 20% и повысить точность.[36][37][38]

На модификации F-35A орудие будет установлено внутри самолета, над и чуть позади левого воздухозаборника, боекомплект составит 180 снарядов.

Для модификаций F-35B и F-35C разработан подвесной контейнер с боекомплектом 220 снарядов, крепящийся под фюзеляжем, в задней части. Несмотря на то, что при создании контейнера использовались технологии пониженной заметности, очевидно, что использоваться он будет, как оружие на внешней подвеске вообще, в основном когда ПВО противника будет значительно подавлена и только в тех миссиях, где пушка будет полезна (например непосредственная поддержка войск).

Характеристики авиапушки GAU-22/A:

Масса без снарядов (орудия/встроенной системы/подвесного контейнера), кг 104,3/189/334
Скорострельность, выстл/мин 3,000-3,300
Начальная скорость снаряда (HEI/API), м/с 1,085/1.036
Масса снаряда (HEI/API), грамм 184/215

Эксплуатация

По состоянию на начало октября 2011 года эксплуатируется 20 самолётов: 12 модификации F-35A, 5 F-35B и 3 F-35C, в следующих испытательных и тренировочных центрах (серийные самолеты выделены жирным шрифтом)[3][43]:

  • Эдвардс (авиабаза), штат Калифорния, центр испытаний F-35A
    • AF-1 (первый полет 14 ноября 2009 года; передан 17 мая 2010 года)
    • AF-2 (первый полет 20 апреля 2010 года; передан 17 мая 2010 года)
    • AF-3 (первый полет 6 июля 2010 года; передан 11 декабря 2010 года)
    • AF-4 (первый полет 30 декабря 2010 года; передан 22 января 2011 года)
    • AF-6 (первый полет 25 февраля 2011 года; передан 13 мая 2011 года)
    • AF-7 (первый полет 4 марта 2011 года; передан 6 мая 2011 года)
  • Патаксент (авиабаза флота США), штат Мэриленд, центр испытаний F-35B и F-35C
    • BF-1 (первый полет 11 июня 2008 года[44]; передан 15 ноября 2009 года; первая вертикальная посадка 18 марта 2010 года)
    • BF-3 (первый полет 2 февраля 2010 года; передан 17 февраля 2010 года; первая вертикальная посадка 29 апреля 2011 года)
    • BF-4 (первый полет 6 апреля 2010 года; передан 7 июня 2010 года; первая вертикальная посадка 27 апреля 2011 года)
    • BF-5 (первый полет 27 января 2011 года; передан 16 июля 2011 года[45])
    • CF-1 (первый полет 6 июня 2010 года; передан 6 ноября 2010 года)
    • CF-2 (первый полет 29 апреля 2011 года; с 16 мая по 25 июня 2011 года на базе Патаксент, с 25 июня по 9 июля в Лейкхерст[46][47], 9 июля вернулся в Патаксент[48])
  • Лейкхерст (авиабаза флота США), штат Нью-Джерси, здесь ведется подготовка к палубным испытаниям F-35C намеченным на 2013 год.
    • CF-3 (первый полет 21 мая 2011 года; с 2 июня по 26 июля 2011 года на базе Патаксент, с 26 июля в Лейкхерст)[49]
  • Форт-Уэрт, штат Техас, заводской испытательный центр Lockheed-Martin
    • AF-12 (первый полет 9 июля 2011 года; передача на авиабазу Эглин планируется до конца 2011 года)[4]
    • AF-13 (первый полет 14 июля 2011 года; передача на авиабазу Эглин планируется до конца 2011 года)[5]
  • Эглин, штат Флорида, учебный центр ВВС США, здесь ведется подготовка строевых пилотов и техников[50]
    • AF-8 (первый полет 6 мая 2011 года; передан 20 июля 2011 года)[51]
    • AF-9 (первый полет 13 мая 2011 года, передан 14 июля 2011 года)[27][28]
    • AF-10 (первый полет 29 июня 2011 года; передан 31 августа 2011 года)[8][52]
    • AF-11 (первый полет 1 июля 2011 года; передан 31 августа 2011 года)[8][53]

10 мая 2011 года был произведен двухсотый укороченный взлет версии F-35B.[43]

20 июня 2011 года F-35 преодолел планку в 1000 полетов всех модификации в сумме.[54], а в общей сложности с декабря 2006 по 5 сентября 2011 совершено 1154 полета, причем больше половины (607) за неполный 2011 год.[3]

9 июля 2011 года был совершен сотый полет модификации F-35C.[48]

27 июля 2011 года F-35C (борт CF-3), в испытательном центре ВМС США в Лейкхерст, впервые взлетел с паровой катапульты TC-13 Mod 2 имитирующей катапульты установленные на современных авианосцах класса "Нимитц".[55][56]

На 31 августа 2011 года совершено 150 вертикальных посадок модификации F-35B.[3]

Испытания на авианесущих кораблях

  • USS Wasp (LHD-1)
    • BF-2 (первый полет 25 февраля 2009 года; передан 29 декабря 2009 года; первая вертикальная посадка 26 января 2011 года; с 3 октября 2011 года проходит морские испытания)

3 октября 2011 года F-35B (б/н BF-2) под управлением подполковника Корпуса Морской пехоты Фреда Шенка впервые совершил посадку на находящийся в море универсальный десантный корабль USS Wasp.[57][58]

В тот же день было выполнено несколько взлетов и посадок на палубу, а в общей сложности за первые два дня - 6 взлетов и посадок, не считая еще одной посадки при прибытии на корабль.[59]

В программу первичных испытаний на этом корабле входят не менее 67 взлетов и посадок, еще один самолет, борт BF-4, должен присоединиться к испытаниям в скором времени.

Стоимость эксплуатации

Оценочная долгосрочная стоимость эксплуатации 2443 самолётов F-35, по данным аналитической группы при Министерстве Обороны США переданных в Конгресс 15 апреля 2011 года, в течение 30 лет при налете в 8000 часов на каждый самолёт, с учётом инфляции может превысить 1 триллион долларов (ранее, в 2009 году она оценивалась в 915 млрд долларов США). Час полета F-35 обойдется в 30,7 тысяч долларов[60][61], что сопоставимо с аналогичным показателем истребителя четвёртого поколения F-15[62].

Тактико-технические характеристики F-35

Три вида F-35

Источники[3][63][64][65][66][67][68][69]

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина:
    • F-35A: 15,7 м
    • F-35B: 15,6 м
    • F-35C: 15,7 м
  • Размах крыла:
    • F-35A: 10,7 м
    • F-35B: 10,7 м
    • F-35C: 13,1 м
  • Высота:
    • F-35A: 4,38 м
    • F-35B: 4,36 м
    • F-35C: 4,48 м
  • Площадь крыла:
    • F-35A: 42,7 м²
    • F-35B: 42,7 м²
    • F-35C: 62,1 м²
  • Масса:
    • пустого:
      • F-35A: 13290 кг
      • F-35B: 14650 кг
      • F-35C: 15785 кг
    • нормальная взлётная масса:
      • F-35A: 24350 кг
      • F-35B: 22240 кг
      • F-35C: 25896 кг
    • максимальная взлетная масса:
      • F-35A: около 31750 кг
      • F-35B: около 27215 кг
      • F-35C: около 31750 кг
    • масса топлива:
      • F-35A: 8278 кг
      • F-35B: 6125 кг
      • F-35C: 8960 кг
  • Двигатель:

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: около 1900 км/ч (около 1200 миль в час или 1,6 М)
  • Крейсерская скорость: 850 км/ч (0,8 М)
  • Дальность полета:
    • максимальная:
      • F-35A: 2200 км
      • F-35B: 1670 км
      • F-35C: 2520 км
  • Боевой радиус действия без дозаправки в воздухе[70]
      • F-35A: 1080 км
      • F-35B: 865 км
      • F-35C: 1140 км
  • Продолжительность полёта: 2,6 ч
  • Практический потолок: 18200 м
  • Скороподъёмность 12000 м/мин
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка:
    • F-35A: +9 G
    • F-35B: +7 G
    • F-35C: +7,5 G
  • Нагрузка на крыло:
    • при нормальной взлётной массе:
      • F-35A: 569 кг/м²
      • F-35B: 520 кг/м²
      • F-35C: 606 кг/м²
    • при максимальной взлётной массе:
      • F-35A: 744 кг/м²
      • F-35B: 632 кг/м²
      • F-35C: 744 кг/м²
  • Тяговооружённость:
    • при нормальной взлётной массе:
      • F-35A: 0,74
      • F-35B: 0,81
      • F-35C: 0,70
    • при максимальной взлётной массе:
      • F-35A: 0,57
      • F-35B: 0,67
      • F-35C: 0,57

Вооружение

  • Пушечное:
    • F-35A: 1 × 25-мм встроенная авиационная четырехствольная пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer с 180 снарядами[36][37][38]
    • F-35B: 1 × 25-мм авиационная пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer в подвесном контейнере с 220 снарядами[36][37][38]
    • F-35C: 1 × 25-мм авиационная пушка General Dynamics GAU-22/A Equalizer в подвесном контейнере с 220 снарядами[36][37][38]
  • Боевая нагрузка:
    • F-35A: 8150 кг
    • F-35B: 6800 кг
    • F-35C: 8150 кг
  • Точки подвески:
    • внутренних: 4
    • внешних: 6
  • Ракетное вооружение:


Различия модификаций F-35

Три варианта истребителя F-35

F-35 строится в трёх основных ввариантах, предназначенных для выполнения различных боевых задач.

F-35A
CTOL
F-35B
VSTOL
F-35C
CV
Длина 15,7 м 15,6 м 15,7 м
Размах крыла 10,7 м 10,7 м 13,1 м
Площадь крыла 42,7 м² 42,7 м² 62,1 м²
Масса пустого 13290 кг 14650 кг 15785 кг
Нормальная взлетная масса 24350 кг 22240 кг 25896 кг
Максимальная взлетная масса около 31750 кг около 27215 кг около 31750 кг
Дальность полета 2220 км 1670 км 2520 км
Тяговооруженность 0,74 0,81 0,70
Нагрузка на крыло 569 606 520

Критика проекта F-35

Руководитель независимого австралийского аналитического центра «Air Power Australia» доктор Карло Копп сравнив возможности российского ЗРК С-400 «Триумф» и F-35, сделал вывод, что он не может составить достойную конкуренцию новейшим российским средствам ПВО и станет для них лёгкой добычей. Он также добавил, что США, предлагая своим давним стратегическим партнерам истребитель F-35 вместо F-22 Raptor, уподобляются продавцу мотоциклов, который хочет предложить покупателю скутер с объёмом двигателя в 50 кубических сантиметров.[71]

Представители Пентагона и компании Lockheed Martin выступили в защиту истребителя пятого поколения F-35 после того, как средства массовой информации в США и других странах поставили под сомнение его боевую эффективность. Поводом для критики стали виртуальные поединки американских и российских истребителей в рамках секретных учений Pacific Vision-2008, которые были проведены в августе 2008 года на авиабазе ВВС США Хикэм на Гавайских островах. Информация об убедительной победе Су-35 просочилась в прессу через австралийское военное ведомство, представители которого присутствовали на учениях. В данной связи руководитель программы F-35 генерал-майор Чарльз Дэвис (Charles Davis) выступил с категорическим опровержением критических публикаций и заявил, что в ходе учений решались совершенно иные задачи. Он также отметил многочисленные преимущества F-35 над всеми существующими истребителями.[72]

После опубликования прогнозов стоимости самолёта F-35, который может стать самым дорогим истребителем мира, превзойдя по этому показателю предыдущего «чемпиона» F-22, ряд источников выступил с критикой соотношения стоимость/эффективность данного самолёта[73][нет в источнике 776 дней].

Галерея

F-35 Lightning II в культуре

  • F-35C появляется в игре Crysis для того, чтобы сбросить атомную бомбу на захваченный инопланетянами остров.
  • На истребителе F-35C в игре Crysis Warhead О’Нилом осуществляется воздушная поддержка главного героя Психа, в конце первой главы О'Нил был сбит северокорейскими ВВС. Бомбардировки острова, захваченного сначала корейцами, а затем инопланетянами, осуществляют самолёты F-35C.
  • F-35B присутствует в многопользовательской игре Battlefield 2
  • Является истребителем КМП США в игре "ArmA 2" (действие происходит в 2009 году).
  • Изменённая версия самолёта F-35B появляется в фильме «Крепкий орешек 4», когда Джон МакКлейн гонится на грузовике за микроавтобусом, в котором террористы везут его дочь. Пилот самолёта, получив ложные указания от террористов путём взлома сетей переговоров, атакует грузовик МакКлейна. Уничтожив несколько висячих магистралей, истребитель настигает Джона на одной из оставшихся. Когда он пытается его уничтожить, прицеп срывается вниз и его обломки повреждают двигатель вертикального взлёта. В это время Джон скатывается по рушащейся дороге и падает на самолёт. Пилот катапультируется, самолёт падает. Джону каким-то чудом удается спрыгнуть на остатки магистрали и остаться в живых.
  • Один из играбельных персонажей игры «Transformers: Revenge of The Fallen the game» со стороны Автоботов под именем Breakaway (Брейкэвей) трансформируется в F-35B.
  • F-35 присутствует в компьютерной игре Tom Clancy's H.A.W.X.
  • F-35 появляется в игре для мобильного телефона Iron Man 2 от Gameloft

Интересные факты

  • В 1995 году компания Lockheed Martin объявила о сотрудничестве с КБ Яковлева. Знания и опыт российских технических специалистов, накопленные в процессе разработки советского истребителя вертикального взлёта и посадки Як-141, привлекались для разработки F-35. Демонстрационная версия, Lockheed Martin X-35B, во многом внешне напоминает Як-141.[74][75]

См. также

Примечания

  1. Стоимость истребителей F-35 выросла почти вдвое.
  2. Lockheed delivers first production F-35 to US Air Force
  3. ↑ "F-35 Lightning II Program Status and Fast Facts" lockheedmartin.com September 5, 2011.
  4. ↑ "F-35A AF-12 First Flight" codeonemagazine.com
  5. ↑ "F-35A AF-13 First Flight" codeonemagazine.com
  6. "F-35 Lightning II Serials and Aircraft Histories" http://www.f-16.net
  7. "Aircraft Profile: AA-1" http://www.f-16.net
  8. ↑ "F-35A AF-10 And AF-11 First Flights" codeonemagazine.com 1 July 2011.
  9. Пентагон назвал новую стоимость истребителя F-35
  10. Пентагон снизил стоимость истребителей F-35
  11. ↑ Eurofighter more 5th-gen than F-35 — 5th generation fighters checklist
  12. ↑ Mr Secretary — Why Does the Pentagon Say the JSF is a 5th Generation Fighter... Really?
  13. Assessing Joint Strike Fighter Defence Penetration Capabilities
  14. Gajillion-Dollar Stealth Fighter, Now Easier to Shoot Down (Corrected) — "So Lockheed decided "to trim 11 pounds and $1.4 million from each aircraft by removing shutoff valves for engine coolant and hydraulic lines and five of six dry bay fire-suppression systems, «according to InsideDefense.com» — инженеры Lockheed Martin отказались от 5 из 6 систем пожаротушения
  15. ПАК ФА МиГ — «Если нет двух-трех качеств на самолёте пятого поколения, таких как незаметность, продвинутые крейсерские возможности по скорости, возможности по маневренности и базированию, то это самолёт поколения 4+» — Барковский Владимир
  16. Lenta.ru: Оружие: Расходы на создание F-35 превысили 56 миллиардов долларов
  17. Дания передумала покупать истребители F-35. Архивировано из первоисточника 31 августа 2011. Проверено 12 августа 2010.
  18. "Fighter Contests Re-Energized In Europe" aviationweek.com Jul 12, 2011
  19. Final Agreement Signed for the Purchase of F-35 Fighters» («Подписан окончательный договор о приобретении истребителей F-35») (8.10.10), на сайте Армии обороны Израиля.  (англ.)
  20. ↑ "Israel To Buy F-35s With Cockpit Mods" AVIATION WEEK Aug 27, 2010
  21. ↑ "Израиль создаст собственные ракеты для истребителя F-35" lenta.ru 2 июля 2010
  22. ↑ "Израиль купил 20 американских истребителей F-35" lenta.ru 8 октября 2010
  23. "ВВС Израиля планируют дополнительно закупить 20 истребителей F-35" Центр анализа мировой торговли оружием 2 августа 2011 года
  24. Team goes to US to tailor F-35s for IAF
  25. Lockheed Martin Flies First Production F-35 Stealth Fighter
  26. "Lockheed Martin delivers first USAF production F-35" f-16.net May 9, 2011
  27. ↑ "First F-35 arrives at Eglin Air Force Base (VIDEO, SLIDESHOW)" nwfdailynews.com July 14, 2011.
  28. ↑ "Lockheed Martin delivers first production F-35 to Eglin AFB" lockheedmartin.com July 14, 2011.
  29. "F-35 LRIP overrun value raised to $1.15b" flightglobal.com 15 July 2011
  30. "Цена первых трех партий истребителей F-35 возросла до $ 1,15 млрд" warsonline.info 16 июля 2011
  31. Video Captures Ballistic Missile Defense Capabilities of Northrop Grumman's Distributed Aperture System for F-35 (NYSE:NOC)
  32. F-35 Distributed Aperture System (EO DAS)
  33. ↑ Глаза пилота могут видеть на расстоянии 1200 км
  34. Шлем F-35: «воплощенный кошмар»
  35. JSF: a competition hovering in midair (The Seattle Times)  (англ.)
  36. ↑ "GAU-22/A" General Dynamics Armament and Technical Products
  37. ↑ "F-35 Lightning II. 25mm gun system" General Dynamics Armament and Technical Products
  38. ↑ "25mm Gun Systems for the F-35 Joint Strike Fighter (JSF)" General Dynamics Armament and Technical Products 41st Annual NDIA Gun and Missile Systems Conference Sacramento, California March 2006
  39. "ВМС США ВЫДАЛИ ЗАКАЗ НА СОЗДАНИЕ ДЕСАНТНОГО АВИАНОСЦА КЛАССА «АМЕРИКА»" militaryparitet.com 2 апреля 2011 г.
  40. "Cameron: UK to swap JSFs to carrier variant, axe Harrier and Nimrod" flightglobal.com October, 19 2010
  41. ↑ "ВЕЛИКОБРИТАНИЯ НАЗВАЛА ТРИ ПРИЧИНЫ ПЕРЕХОДА НА ПАЛУБНУЮ ВЕРСИЮ F-35" militaryparitet.com 2 ноября 2010 г.
  42. Разработка истребителя F-35 отстала от графика на два года. Архивировано из первоисточника 31 августа 2011. Проверено 12 августа 2010.
  43. ↑ "F-35 Flight Test Update 5" codeonemagazine.com 7 July 2011.
  44. "LOCKHEED MARTIN F-35B STOVL STEALTH FIGHTER ACHIEVES SUCCESSFUL FIRST FLIGHT" lockheedmartin.com June 11th, 2008.
  45. "F-35B BF-5 To Pax River" codeonemagazine.com 16 July 2011.
  46. "CF-2 To Lakehurst" codeonemagazine.com 25 June 2011.
  47. "Палубный F-35 начали испытывать у газоотбойного щитка" lenta.ru 13 июля 2011.
  48. ↑ "100 Flights For F-35C" codeonemagazine.com 9 July 2011.
  49. "F-35C Back At Lakhehurst Test Center" aviationweek.com June 27, 2011.
  50. "USAF to Train on New F-35 Before Year's End" defensenews.com 15 Feb 2011.
  51. "Lockheed Martin Delivers Second F-35 Production Jet In A Week" lockheedmartin.com July 20, 2011.
  52. "AF-10 Takes Off For Eglin" codeonemagazine.com 31 August 2011.
  53. "AF-11 Takes Off For Eglin" codeonemagazine.com 31 August 2011.
  54. "1,000th F-35 Flight" codeonemagazine.com June 20, 2011.
  55. "Catapult launches F-35C for the first time" NAVAL AIR SYSTEMS COMMAND July 27th, 2011.
  56. "First F-35C catapult launch" NAVAL AIR SYSTEMS COMMAND July 27th, 2011.
  57. "F-35 Lightning II Program Public Affairs Release – 2011 10 03" jsf.mil Oct 3, 2011
  58. "F-35B Sea Trials - First Landing" LockheedMartinVideos Oct 4, 2011
  59. "NEW VIDEO: Seven VLs and Six STOs" aviationweek.com Oct 5, 2011
  60. "Lockheed Martin F-35 Operating Costs May Reach $1 Trillion" Bloomberg Apr 22, 2011
  61. "Эксплуатация истребителей F-35 обойдется США в триллион долларов" lenta.ru 25.04.2011
  62. Air Force Association Responds to WP F-22 Article
  63. Характеристики F-35A на сайте Локхид-Мартин
  64. Характеристики F-35B на сайте Локхид-Мартин
  65. Характеристики F-35C на сайте Локхид-Мартин
  66. «F-35 Program Brief.» USAF, 26 September 2006. Retrieved: 5 June 2010.
  67. «F-35 Joint Strike Fighter Media Kit Statistics(ZIP, 98.2 KB).» JSF.mil, August 2004.
  68. Pratt Raises Stakes In JSF Engine Battle | AVIATION WEEK
  69. New Lockheed Martin F-35A Will Test Weapons | Lockheed Martin
  70. "БОЕВОЙ РАДИУС F-35A ПОКА НЕ ДОТЯГИВАЕТ ДО ПРОЕКТНОЙ ВЕЛИЧИНЫ" «Военный Паритет» 13 мая 2011 г.
  71. Австралийский эксперт сравнил F-22 и F-35 с мотоциклом и скутером. Lenta.ru (19 февраля 2009 года.). Архивировано из первоисточника 31 августа 2011.
  72. Пентагон защитил F-35 от нападок СМИ. Военный портал snariad.ru (23 сентября 2008 года.). Архивировано из первоисточника 31 августа 2011.
  73. Пентагон создаст самый дорогой истребитель
  74. "Yakovlev Yak-41 'Freestyle'". Aeroflight, 28 March 2005. Проверено: 21.12.2009
  75. "Joint Strike Fighter (JSF)." Jane's. Проверено: 21.12.2009

Ссылки

  • The Official Website of the F-35 Lightning II
  • Официальная страница в социальной сети Facebook
  • Сайт корпорации Lockheed Martin
  • Официальный канал на YouTube
  • Видео на RuTube.ru: F-35 Lightning II.
  • Шлем для F-35 — информация, фотографии
  • Локхид Мартин делает ответный ход — «пингвины» F-35 лучше «Сухого» по крайней мере на 400 процентов
  • ЛТХ F-35


Lockheed Martin F-35 Lightning II.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06