15-10-2023
«Penny Lane» | |||||||||||
Сингл The Beatles из альбома Magical Mystery Tour |
|||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сторона «А» | |||||||||||
Выпущен |
13 февраля 1967 (US) |
||||||||||
Формат | |||||||||||
Записан |
29 декабря 1966 — |
||||||||||
Жанр | |||||||||||
Длительность |
3:03 |
||||||||||
Лейбл |
Parlophone (UK) |
||||||||||
Продюсер | |||||||||||
Автор песни | |||||||||||
|
RS | Позиция №456 в списке 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone |
«Penny Lane» (рус. Пенни-Лейн) — песня группы «Битлз», написанная Полом Маккартни[2] (приписана Леннону и Маккартни). Название песни происходит от одноимённой улицы в Ливерпуле.
Песня была записана во время сессий, посвящённых альбому Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band, и выпущена в феврале 1967 года на сингле с двумя сторонами «А» вместе с композицией «Strawberry Fields Forever». Обе песни впоследствии вошли в альбом Magical Mystery Tour (1967).
В 2004 году журнал Rolling Stone присвоил песне 456 позицию в списке 500 величайших песен всех времён[3].
Содержание |
До своей всемирной славы, вызванной одноимённой песней, Пенни-Лейн была известна лишь за счёт наличия здесь конечной остановки нескольких автобусов, курсирующих из центра города. Сюда же прибывала значительная часть туристических автобусов.
К концу 1970-х годов основными экономическими предприятиями, расположенными на улице, были Penny Lane Records, Sven Books (первый в Ливерпуле розничный секс-шоп) и бар, сначала известный как Harper’s Bizarre, а сейчас именуемый Penny Lane Wine Bar. В середине 1980-х автобусный навес над кольцевой развязкой (упоминаемой в песне) был перестроен в кафе. Впоследствии район Пенни-Лейн стал довольно привлекательной в экономическом плане зоной. Здесь располагаются многочисленные кафе, бары, бистро, а также магазины крупных торговых сетей, что сделало данный район популярным для студенчества.
В июле 2006 года в городском совете Ливерпуля обсуждался вопрос о переименовании ряда улиц из-за того, что их названия были связаны с работорговлей. Под это предложение подпадала и Пенни-Лейн (названная в честь Джеймса Пенни, известного работорговца и противника аболиционизма XVIII века[4]). В итоге было решено пересмотреть стратегию переименований. 10 июля 2006 стало известно, что власти Ливерпуля не будут вносить Пенни-Лейн в перечень улиц, подлежащих переименованию.
Описание пожарного и его автомобиля, имеющееся в тексте, основано на пожарном депо у Матер-Авеню (оно располагается на некотором расстоянии от Пенни-Лейн и работает до сих пор).
Улица стала одним из мест, наиболее часто посещаемых фанатами «Битлз» в Ливерпуле. В прошлом уличные обозначения с названием «Пенни-Лейн» регулярно пропадали. Поскольку постоянное их восстановление вызывало множество проблем, городские власти одно время просто рисовали название улицы на стенах зданий. В 2007 году эта практика была прекращена; в настоящее время используются особо надёжные уличные вывески, которые не так легко похитить (хотя часть из них и продолжает пропадать).
Улица заслужила столь большое внимание группы из-за того, что родной дом Джона Леннона находился неподалёку. Леннон и Маккартни нередко встречались на Пенни-Лейн в том месте, где она соседствует с районом Мозли Хилл — здесь находилась автобусная остановка, с которой можно было уехать в центр города. Пересечение улицы со Смитдаун-Роуд тоже нередко обозначалось как Пенни-Лейн. В 1960-х годах эта часть города являлась конечной остановкой для многих автобусов, в связи с чем автобусы с отметкой «Пенни-Лейн» курсировали по всему Ливерпулю.
Продюсер «Битлз» Джордж Мартин считал, что сингл «Penny Lane»/«Strawberry Fields Forever» является наиболее выдающимся синглом группы. Тем не менее, в Великобритании песня не смогла достичь первой строчки чартов, уступив песне «Release Me» в исполнении Энгельберта Хампердинка[5]. В США, тем не менее, сингл продержался на первой позиции чарта Billboard Hot 100 неделю (был вытеснен с первой позиции песней «Happy Together» группы The Turtles).
После успеха сингла с двумя сторонами «А» «Yellow Submarine»/«Eleanor Rigby», Брайан Эпстайн был заинтересован в наличии у группы нового музыкального материала. В итоге обе песни, несмотря на то, что они были записаны во время сессий, посвящённых альбому Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band, в сам альбом не вошли, о чём впоследствии Джордж Мартин весьма сожалел[6]. Данный сингл также стал первым синглом группы, который продавался с фото-вкладкой, что в Великобритании в то время было весьма редкой практикой (несмотря на то, что в США и в некоторых других странах, например, Японии, это уже было распространённым явлением).
Первая студийная сессия состоялась 29 декабря 1966 года на студии «Эбби Роуд»; фортепиано использовалось как базовый инструмент[7]. Последующие сессии состоялись 30 декабря, 4, 5, 6, 9, 10, 12 и 17 января[2]. В течение этих дней были записаны вокал, подголоски, перкуссия, бас-гитара, дополнительные партии фортепиано, записанные через гитарный усилитель с эффектом реверберации, а также партии духовых инстументов и контрабаса.
Характерная партия трубы-пикколо, ставшая «изюминкой» песни, была записана в самый последний день студийной работы; партию исполнил Дэвид Мейсон[8]. Это соло, навеянное вторым Бранденбургским концертом Баха, копирует стиль барокко, для которого труба-пикколо (небольшой инструмент, звучащий на октаву выше обычной трубы) подходил особенно хорошо[9]. Мейсон за свою работу получил 27 фунтов и 10 шиллингов.
В исходной промо-версии американского сингла имелось богатое соло трубы в самом конце песни. Однако, данная версия сингла была довольно быстра заменена на другую версию, не содержавшую данного пассажа. Первая версия сингла является в наше время одним из наиболее редких и ценных объектов коллекционирования среди фанатов «Битлз».
Стерео-микс версии с добавочным соло трубы был включён в сборник Rarities, а также в британские компиляционные альбомы The Beatles Box (1980) и Anthology 2 (1996).
Песня написана в классической куплетной форме; куплет звучит в си-бемоль мажоре, тогда как припев звучит в ля-мажоре.
Характерной чертой песни является соло трубы-пикколо в исполнении Дэвида Мейсона. Принято считать, что использование данного инструмента в этой песне является первым подобным экспериментом в поп-музыке. По словам Джорджа Мартина, «результат был уникален, это было нечто, что ещё не делалось в рок-музыке»[11].
Текст песни представляет собой череду двусмысленных и сюрреалистических образов. Поначалу кажется, что песня повествует о ясном летнем дне («beneath the blue suburban skies» — «под синим пригородным небом»), однако, в то же самое время рассказывает о дожде («the fireman rushes in from the pouring rain» — «пожарный спасается от проливного дождя») и о приближайющейся зиме («selling poppies from a tray» — «продают мак с подносов», что намекает на День перемирия, отмачающийся 11 ноября). По словам Иэна Макдоналда, «несмотря на кажущуюся натуралистичность, текст песни, по сути, калейдоскопичен — равно как сияет солнце и дождит в то же самое время, так речь идёт и о лете, и о зиме одновременно»[10]. Макдоналд предполагает возможное влияние ЛСД на создание данной песни, однако, он сам же приводит и информацию о том, что Маккартни впервые попробовал ЛСД лишь 21 марта 1967 года.
Фраза «shelter in the middle of the roundabout» (рус. навес посреди круговой развязки) обозначает старый автобусный навес, который позже был переделан в кафе, посвящённое битловской тематике. Кафе, однако, позже было заброшено, несмотря на его популярность среди туристов. Здесь же находится конечная остановка автобусов, следующих до Пенни-Лейн.
Загадочная строчка «Four of fish and finger pies» (рус. Четыре рыбы и палец в пирожке) является британским сленгом. Выражение «a four of fish» означает «рыба и чипсы» (блюдо, стоившее тогда четыре пенса), тогда как «finger pie» — это выражение из сексуального жаргона, означающее интимные ласки между подростками, собиравшимися под уже упомянутым навесом. Выражение «fish and finger» является также игрой слов, обыгрывающей выражение «fish fingers» (рус. рыбные палочки).
Стоит заметить, что текст песни, напечатанный в компиляционном альбоме The Beatles 1967–1970 (т. н. «Синий альбом»), приводится с ошибкой — вместо «Four of fish and finger pies» там напечатано «Full of fish and finger pies».
Промо-видео для песни «Penny Lane», вместе с аналогичным видео для песни «Strawberry Fields Forever», стало одним из первых образцов того, что впоследствии стало известно как «музыкальный видеоклип»[12].
Видео-клип снимался на улице Энджел Лейн лондонского Ист-Энда (а также в её окрестностях), на Кингс-Роуд в Челси и в Ноул-парке городка Севенокс (графство Кент). Промо-видео на песню «Strawberry Fields Forever» снималось в то же время и в тех же местах. Во время пребывания группы в Севеноксе Леннон купил цирковую афишу, вдохновившую его на создание песни «Being for the Benefit of Mr. Kite!». Оба видео были срежесcированы Петером Голдманом.
Чарт (1967) | Высшая позиция |
---|---|
CHUM Chart (Канада) | 1 |
UK Singles Chart | 2 |
U.S. Billboard Hot 100[13] | 1 |
Предшественник: «Love Is Here and Now You’re Gone» — The Supremes |
US Billboard Hot 100 Синглы №1 18 — 25 марта 1967 |
Преемник: «Happy Together» — The Turtles |
Penny Lane.