Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Sartor Resartus

14-10-2023

Sartor Resartus;
жизнь и мнения герра Тёйфельсдрёка
Sartor Resartus;
the life and opinions of Herr Teufelsdrökh

Титульный лист первого британского издания. Лондон, 1838
Жанр:

роман

Автор:

Томас Карлейль

Язык оригинала:

английский

Год написания:

1833

Публикация:

1833

Отдельное издание:

1836

Текст произведения в Викитеке

Sartor Resartus — роман Томаса Карлейля. Название переводится с латыни как «Перекроенный портной». Впервые был опубликован частями в 1833—1834 годах. Написан в форме комментария к мыслям и биографии вымышленного немецкого философа Диогена Тёйфельсдрёка (нем. Diogenes Teufelsdrökh — «Богорождённый Чертов Помёт»), автора труда «Одежда: её происхождение и влияние», но на самом деле Sartor Resartus — это т. н. роман о романе (англ. poioumenon)[1]. Трансценденталистские размышления Тёйфельсдрёка сопровождаются оценкой скептического английского Издателя, а также обрывками из биографии философа. Книга частично является пародией на Гегеля и на немецкий идеализм вообще.

Содержание

История публикации

Карлейль, испытывавший трудности с поиском издателя для Sartor’а, впервые опубликовал его в виде очерка в октябре 1831 года[2]. В 1833—1834 годах роман выходил частями в журнале Fraser’s Magazine. Наконец, отдельное издание Sartor Resartus’а вышло в 1836 году в Бостоне и в 1838 году — в Лондоне[3].

На русский язык книга была переведена литератором Николаем Горбовым. Первое издание вышло в 1902 году, второе — в 1904. После революции книга не переиздавалась.

Главные темы

Sartor Resartus задумывался как новый вид литературы: книга, основанная одновременно на фактах и вымысле, серьёзная и сатирическая, теоретическая и историческая. Она содержит иронические комментарии по поводу собственной формы, заставляя читателя решать самому, что в ней истинно, а что нет. Тем самым книга продолжает идеи «Тристрама Шенди», написанного Лоренсом Стерном в 1760 году. Воображаемая «философия одежды» Тёйфельсдрёка развивает другую идею, согласно которой «общество построено на одежде». Последняя полагается как феномен, изменяемый в истории, постоянно перестраиваемый обществом в разного рода моды, формы власти и системы верований. В книге описывается близкая к Фихте концепция религиозного обращения, основанного не на принятии Бога, но на абсолютной свободе воли, которая сама борется со злом и создаёт смыслы. Это даёт причины считать Sartor Resartus’а примером раннего экзистенциалистского текста.

Успех книги

Книга имела ограниченный успех в США. Она была горячо одобрена Ральфом Эмерсоном и в дальнейшем повлияла на развитие новоанглийского трансцендентализма. Роман «Моби Дик» Германа Мелвилла также написан под сильным влиянием Sartor Resartus’а. Книгой зачитывались Фридрих Энгельс, Адольф Гитлер, Дуайт Эйзенхауэр[4]. Последний постоянно держал её при себе, пока с 1942 по 1945 годы руководил Главным командованием союзных сил. Он говорил, что «мудр тот человек, который прочтя этот шедевр, действует согласно его призыву». Хорхе Луис Борхес писал:

Я был ошеломлён Карлейлем. Я читал Sartor Resartus’а и помню многие из его страниц; я знаю их наизусть[5].

Персонажи и места действия

Тёйфельсдрёк на Монмаут-стрит. Иллюстрация Эдмунда Салливана[ru]

Блумина

Искусительница, которая, подобно Калипсо, соблазнила Тёйфельсдрёка в начале его пути, но она же помогла ему понять, что не только в чувствах, пусть прекрасных, стремления души могут найти удовлетворение.

Дамдрадж

Воображаемая деревня, жители которой много и тяжело трудятся (англ. drudge), однако не замечают этого, как и жители всех других деревень в мире.

Гофрат Гейшреке

Государственный советник Гофрат Гейшреке (нем. Heischrecke — кузнечик) — общий, будто небрежно описанный персонаж второго плана, слепой поклонник Тёйфельсдрёка, олицетворение беспорядка, а также единственный, кто консультирует Издателя и поощряет его в работе. О нём говорится, что это «застенчивый человек, страдающий от чувства только физического холода».

Вейснихтво

Вейснихтво (нем. Weiß nicht wo — Невестьгде) — типичный европейский город первой четверти XIX века; одновременно — средоточие всего добра и зла в мире (ср. Кеннаквайр[ru] у Вальтера Скотта).

Примечания

  1. Fowler, Alastair. The History of English Literature (en). — Cambridge, MA: Harvard University Press, 1989. — P. 372. — ISBN 0-674-39664-2
  2. Carlyle, Thomas (1795–1881) (en) // Oxford Dictionary of National Biography. — Oxford University Press, 2004 (online ed. 2008).
  3. Campbell, Ian. Thomas Carlyle // Victorian Prose Writers Before 1867. Dictionary of Literary Biography (en) / Ed. William B. Thesing. — Detroit: Gale Research, 1987. — Vol. 55.
  4. Animals Are People Too: The Political Ecology of Thomas Carlyle’s Sartor Resartus (en) // Explorations: An Undergraduate Research Journal. — University of California, 2008.
  5. Borges, Jorge Luis. This Craft of Verse (en). — Harvard University Press, 2000. — P. 104.

Ссылки

  • Carlyle, Thomas. Sartor Resartus; the life and opinions of Herr Teufelsdrökh (en). Google Books. — Первое британское издание романа (1838). Проверено 20 января 2012.
  • Карлайл Т. Sartor Resartus (doc). — Русский перевод на сайте Архивировано из первоисточника 15 мая 2012. Проверено 20 января 2012.

Sartor Resartus.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06