13-10-2023
В этой статье описывается запланированный, но ещё не выпущенный продукт. |
Sukhoi Superjet New | |
---|---|
Тип | Среднемагистральный |
Разработчик | Гражданские самолёты Сухого |
Производитель | Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина |
Первый полёт | 29 августа 2023 года |
Начало эксплуатации | 2024 год (планируется) |
Статус | сборка опытных и серийных образцов [1] |
Эксплуатанты | Аэрофлот |
Годы производства | с 2024 года (планируется) |
Стоимость программы разработки | ≈ 120 млрд рублей[2] |
Стоимость единицы | 2,256 млрд рублей (январь 2023 года) |
Базовая модель | Sukhoi Superjet 100 |
Sukhoi Superjet New (сокр. SJ-100, рус. Сухой Суперджет Нью) — российский среднемагистральный узкофюзеляжный самолёт, новая версия Sukhoi Superjet 100 с максимальным импортозамещением иностранных комплектующих на российские. До апреля 2019 года именовался как Sukhoi Superjet 100R.
Выкатка опытного самолёта под официальным обозначением RRJ-95NEW-100 и его сертификация должны пройти в течение 2023 года[3]. 26 июля 2023 года ПАО «ОАК» было официально объявлено о переименовании Superjet NEW. Лайнер получил имя SJ-100. Начало серийного производства SJ-100 намечено на конец 2023 года[4].
В 2018 году была анонсирована разработка новой версии SSJ-100 — пассажирского самолёта Sukhoi Superjet 100R. Изначально планировалось, что в этом самолёте доля российских комплектующих будет увеличена на 10—15 %. Но 6 января 2019 года издание РБК со ссылкой на заявления секретаря Ассоциации иранских авиалиний Максула Самани опубликовало информацию о том, что контракт на поставку иранским авиакомпаниям самолётов SSJ100 оказался под угрозой срыва из-за того, что Министерство финансов США не выдало необходимого разрешения, поскольку количество комплектующих американского производства в текущей версии самолёта превышает 10 %[5]. В связи с этим в апреле 2019 года было принято решение о максимальном импортозамещении компонентов и систем в Сухом Суперджете (замена 97 % иностранных комплектующих российскими аналогами[6]). Проект получил название Sukhoi Superjet New или сокращённо SSJ-New[7]. Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) предложил использовать унифицированные комплексы БРЭО для SSJ-New и МС-21, основанные на компонентах российской разработки; в августе главный конструктор Раменского приборостроительного конструкторского бюро (входит в КРЭТ) Александр Евгенов сообщил, что комплекс БРЭО разработан и находится на завершающей стадии сертификационных испытаний, основные его элементы прошли одобрение авиационных сертификационных органов, а система индикации и органы управления уже проходят лётные сертификационные испытания в составе самолёта МС-21[8].
По оценке 2020 года, разработка SSJ-New должна полностью завершиться к 2023 году и обойдётся в 120—130 млрд рублей (позже стоимость программы была опровергнута С. Чемезовым как завышенная: «…в реальности будет потрачено меньше»), включая создание двигателя ПД-8 (сертификация которого, как надеются, завершится в 2023 году[9]), на который будет потрачена примерно половина выделенной суммы[10]. Получение сертификата типа ожидается в 2023 году[3]. Начало серийного производства SSJ-New намечено на 2024 год[6].
В июле 2020 года начались лётные испытания инерциальной навигационной системы БИНС-2015 разработки «Московского института электромеханики и автоматики»[11]. Разрабатываемая в КРЭТ инерциальная навигационная система должна быть готова к 2021 году, после чего начнутся её испытания, сертификация системы намечена на 2022 год[12].
3 декабря 2020 года Росавиация получила заявку на сертификацию изменений типовой конструкции SSJ-100[13].
В 2020—2022 годах планируется завершение разработки составных частей комплексной системы управления[14].
В марте 2022 года главный конструктор Кирилл Кузнецов в интервью изданию ATO.ru рассказал, что кабина экипажа была серьёзно модернизирована и содержит вместо 5 небольших экранов - широкоформатные дисплеи, аналогичные применяемым в МС-21. Также он отметил, что архитектура борта самолёта не изменилась, и оборудование российского производства встаёт на замену импортного, а характеристики самолёта улучшаются в тех местах, которые были выявлены по результатам эксплуатации базовой версии. В результате внесённых изменений и доработок, максимальный посадочный вес самолёта увеличится на одну тонну, с 41 до 42, а саблевидные законцовки крыла уже включены в список стандартного оборудования[15].
В марте 2022 года появилась информация о распоряжение Министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова о сокращении сроков создания самолёта SSJ100-NEW (RRJ-95NEW-100), и прежде всего, ускорения сертификации двигателя ПД-8 в течение ближайших 12—14 месяцев[16].
В сентябре 2022 года на Восточном экономическом форуме авиакомпания Аэрофлот и производитель ОАК подписали соглашение о намерениях по закупке 89 единиц Sukhoi Superjet NEW. Всего до 2030 года планируется закупить 339 самолётов: 210 МС-21, 89 Sukhoi Superjet NEW, 40 Ту-214.
В январе 2023 года стало известно, что первые 34 Sukhoi Superjet NEW для Аэрофлота будут поставлены через лизинговую компанию «Авиакапитал-Сервис» в период с 2024 по 2026 по цене от 2,256 млрд до 2,464 млрд рублей (33,4 млн — 36,5 млн $ по курсу на 14.01.2023). 100% стоимости профинансируют из ФНБ через покупку долговых обязательств лизинговых компаний со сверхнизкой доходностью в 1,5%. Всего до 2026 года будет приобретено 63 лайнера: 18 МС-21, 34 Sukhoi Superjet NEW, 11 Ту-214. Оставшиеся 29 лайнеров по соглашению о намерениях сентября 2022 года поступят с 2026 по 2030 годы по отдельному инвестиционному проекту.
Согласно данным РЛЭ RRJ-95B[17], данным SJI[18], данным EASA[19], данным на сайте ОАК (производитель)[20]
Модель | SuperJet NEW | SuperJet 100-95B | SuperJet 100-95LR |
---|---|---|---|
Длина | 29,94 м | 29,94 м | |
Высота | 10,28 м | 10,28 м | |
Размах крыла | 27,80 м (с ГЗК 29,7) | 27,80 м (с ГЗК 29,7) | |
Диаметр фюзеляжа (Ширина салона) | 3,46 м (3,24 м) | 3,46 м (3,24 м) | |
Максимальная взлётная масса | 45 880 кг | 49 450 кг | |
Максимальная посадочная масса | 41 000 кг | ||
Максимальная коммерческая загрузка | 12 245 кг | ||
Масса пустого | 24 250 кг | ||
Площадь несущих поверхностей | 77 м2 | ||
Крейсерская скорость | 841 км/ч / M = 0,78 | ||
Максимальная скорость | 981 км/ч / M = 0,91 | ||
Высота полёта | 12 200 м / FL400 | ||
Двигатели | 2 × ПД-8 | 2 × SaM146—1S17 | 2 × SaM146—1S18 |
Максимальная тяга
на взлётном режиме |
2 × 78 кН | 2 × 76,84 кН | 2 × 79,00 кН |
Дальность полёта в двухклассной компоновке | 3000—4500 км
(судя по тяге двигателей) |
2960 км [20] | 4320 км [20] |
Экипаж | 2 | 2 | |
Пассажировместимость | 98 в базовой компоновке (до 103)
87 (12 + 75) в компоновке для компании Аэрофлот | ||
Высота салона | 2,12 м | ||
Ширина прохода | 0,51 м [21] | ||
Ширина кресла эконом | 0,465 м [21] | ||
Шаг кресел эконом | 0,775—0,8 м [21] | ||
Шаг кресел бизнес | 0,9 м [21] | ||
Пассажирских дверей | 4 | ||
Объём багажных отсеков | 21,7 (28,86 вместе с ручной кладью) м3 | ||
Длина разбега | 1675 м [20] | 1940 м [20] | |
Длина пробега | 1425 м [20] | ||
Запас топлива | 15 805 л | ||
Вспомогательная силовая установка | ТА-18-100С[22] | Honeywell RE220[RJ] | |
Первый полёт | май 2023 года | 19 мая 2008 года | 12 февраля 2013 года |
Заключённые контракты и соглашения о поставках | Поставлено | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Дата заключения соглашения | Покупатель / владелец | Эксплуатант | Сроки поставок | Заказано | Опцион | Примечание | |
25.04.2018 | н.д. | Iran Air Tours | - | 20 | 20 | Меморандум[23] | 0 |
25.04.2018 | н.д. | Iran Aseman Airlines | - | 20 | 20 | Меморандум[23] | 0 |
07.09.2022 | для первых 34 лайнеров лизинговая компания
«Авиакапитал-Сервис»[24] |
Аэрофлот | 2023—2030 | 89 | 0 | Соглашение о намерениях + инвестиционный проект «Авиакапитал-Сервис» на первые 34 лайнера | 0 |
Всего | 129 | 40 | 0 |
Sukhoi Superjet New.