Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Sukhoi Superjet New

13-10-2023

Sukhoi Superjet New
Тип Среднемагистральный
Разработчик Гражданские самолёты Сухого
Производитель Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина
Первый полёт 29 августа 2023 года
Начало эксплуатации 2024 год (планируется)
Статус сборка опытных и серийных образцов [1]
Эксплуатанты Аэрофлот
Годы производства с 2024 года (планируется)
Стоимость программы разработки ≈ 120 млрд рублей[2]
Стоимость единицы 2,256 млрд рублей (январь 2023 года)
Базовая модель Sukhoi Superjet 100

Sukhoi Superjet New (сокр. SJ-100, рус. Сухой Суперджет Нью) — российский среднемагистральный узкофюзеляжный самолёт, новая версия Sukhoi Superjet 100 с максимальным импортозамещением иностранных комплектующих на российские. До апреля 2019 года именовался как Sukhoi Superjet 100R.

Выкатка опытного самолёта под официальным обозначением RRJ-95NEW-100 и его сертификация должны пройти в течение 2023 года[3]. 26 июля 2023 года ПАО «ОАК» было официально объявлено о переименовании Superjet NEW. Лайнер получил имя SJ-100. Начало серийного производства SJ-100 намечено на конец 2023 года[4].

История создания

В 2018 году была анонсирована разработка новой версии SSJ-100 — пассажирского самолёта Sukhoi Superjet 100R. Изначально планировалось, что в этом самолёте доля российских комплектующих будет увеличена на 10—15 %. Но 6 января 2019 года издание РБК со ссылкой на заявления секретаря Ассоциации иранских авиалиний Максула Самани опубликовало информацию о том, что контракт на поставку иранским авиакомпаниям самолётов SSJ100 оказался под угрозой срыва из-за того, что Министерство финансов США не выдало необходимого разрешения, поскольку количество комплектующих американского производства в текущей версии самолёта превышает 10 %[5]. В связи с этим в апреле 2019 года было принято решение о максимальном импортозамещении компонентов и систем в Сухом Суперджете (замена 97 % иностранных комплектующих российскими аналогами[6]). Проект получил название Sukhoi Superjet New или сокращённо SSJ-New[7]. Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) предложил использовать унифицированные комплексы БРЭО для SSJ-New и МС-21, основанные на компонентах российской разработки; в августе главный конструктор Раменского приборостроительного конструкторского бюро (входит в КРЭТ) Александр Евгенов сообщил, что комплекс БРЭО разработан и находится на завершающей стадии сертификационных испытаний, основные его элементы прошли одобрение авиационных сертификационных органов, а система индикации и органы управления уже проходят лётные сертификационные испытания в составе самолёта МС-21[8].

По оценке 2020 года, разработка SSJ-New должна полностью завершиться к 2023 году и обойдётся в 120—130 млрд рублей (позже стоимость программы была опровергнута С. Чемезовым как завышенная: «…в реальности будет потрачено меньше»), включая создание двигателя ПД-8 (сертификация которого, как надеются, завершится в 2023 году[9]), на который будет потрачена примерно половина выделенной суммы[10]. Получение сертификата типа ожидается в 2023 году[3]. Начало серийного производства SSJ-New намечено на 2024 год[6].

В июле 2020 года начались лётные испытания инерциальной навигационной системы БИНС-2015 разработки «Московского института электромеханики и автоматики»[11]. Разрабатываемая в КРЭТ инерциальная навигационная система должна быть готова к 2021 году, после чего начнутся её испытания, сертификация системы намечена на 2022 год[12].
3 декабря 2020 года Росавиация получила заявку на сертификацию изменений типовой конструкции SSJ-100[13].

В 2020—2022 годах планируется завершение разработки составных частей комплексной системы управления[14].

В марте 2022 года главный конструктор Кирилл Кузнецов в интервью изданию ATO.ru рассказал, что кабина экипажа была серьёзно модернизирована и содержит вместо 5 небольших экранов - широкоформатные дисплеи, аналогичные применяемым в МС-21. Также он отметил, что архитектура борта самолёта не изменилась, и оборудование российского производства встаёт на замену импортного, а характеристики самолёта улучшаются в тех местах, которые были выявлены по результатам эксплуатации базовой версии. В результате внесённых изменений и доработок, максимальный посадочный вес самолёта увеличится на одну тонну, с 41 до 42, а саблевидные законцовки крыла уже включены в список стандартного оборудования[15].

В марте 2022 года появилась информация о распоряжение Министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова о сокращении сроков создания самолёта SSJ100-NEW (RRJ-95NEW-100), и прежде всего, ускорения сертификации двигателя ПД-8 в течение ближайших 12—14 месяцев[16].

В сентябре 2022 года на Восточном экономическом форуме авиакомпания Аэрофлот и производитель ОАК подписали соглашение о намерениях по закупке 89 единиц Sukhoi Superjet NEW. Всего до 2030 года планируется закупить 339 самолётов: 210 МС-21, 89 Sukhoi Superjet NEW, 40 Ту-214.

В январе 2023 года стало известно, что первые 34 Sukhoi Superjet NEW для Аэрофлота будут поставлены через лизинговую компанию «Авиакапитал-Сервис» в период с 2024 по 2026 по цене от 2,256 млрд до 2,464 млрд рублей (33,4 млн — 36,5 млн $ по курсу на 14.01.2023). 100% стоимости профинансируют из ФНБ через покупку долговых обязательств лизинговых компаний со сверхнизкой доходностью в 1,5%. Всего до 2026 года будет приобретено 63 лайнера: 18 МС-21, 34 Sukhoi Superjet NEW, 11 Ту-214. Оставшиеся 29 лайнеров по соглашению о намерениях сентября 2022 года поступят с 2026 по 2030 годы по отдельному инвестиционному проекту.

Лётно-технические характеристики

Согласно данным РЛЭ RRJ-95B[17], данным SJI[18], данным EASA[19], данным на сайте ОАК (производитель)[20]

Модель SuperJet NEW SuperJet 100-95B SuperJet 100-95LR
Длина 29,94 м 29,94 м
Высота 10,28 м 10,28 м
Размах крыла 27,80 м (с ГЗК 29,7) 27,80 м (с ГЗК 29,7)
Диаметр фюзеляжа (Ширина салона) 3,46 м (3,24 м) 3,46 м (3,24 м)
Максимальная взлётная масса 45 880 кг 49 450 кг
Максимальная посадочная масса 41 000 кг
Максимальная коммерческая загрузка 12 245 кг
Масса пустого 24 250 кг
Площадь несущих поверхностей 77 м2
Крейсерская скорость 841 км/ч / M = 0,78
Максимальная скорость 981 км/ч / M = 0,91
Высота полёта 12 200 м / FL400
Двигатели 2 × ПД-8 2 × SaM146—1S17 2 × SaM146—1S18
Максимальная тяга

на взлётном режиме

2 × 78 кН 2 × 76,84 кН 2 × 79,00 кН
Дальность полёта в двухклассной компоновке 3000—4500 км

(судя по тяге двигателей)

2960 км [20] 4320 км [20]
Экипаж 2 2
Пассажировместимость 98 в базовой компоновке (до 103)

87 (12 + 75) в компоновке для компании Аэрофлот

Высота салона 2,12 м
Ширина прохода 0,51 м [21]
Ширина кресла эконом 0,465 м [21]
Шаг кресел эконом 0,775—0,8 м [21]
Шаг кресел бизнес 0,9 м [21]
Пассажирских дверей 4
Объём багажных отсеков 21,7 (28,86 вместе с ручной кладью) м3
Длина разбега 1675 м [20] 1940 м [20]
Длина пробега 1425 м [20]
Запас топлива 15 805 л
Вспомогательная силовая установка ТА-18-100С[22] Honeywell RE220[RJ]
Первый полёт май 2023 года 19 мая 2008 года 12 февраля 2013 года

Заказы

Заключённые контракты и соглашения о поставках Поставлено
Дата заключения соглашения Покупатель / владелец Эксплуатант Сроки поставок Заказано Опцион Примечание
25.04.2018 н.д. Iran Air Tours - 20 20 Меморандум[23] 0
25.04.2018 н.д. Iran Aseman Airlines - 20 20 Меморандум[23] 0
07.09.2022 для первых 34 лайнеров лизинговая компания

«Авиакапитал-Сервис»[24]

Аэрофлот 2023—2030 89 0 Соглашение о намерениях + инвестиционный проект «Авиакапитал-Сервис» на первые 34 лайнера 0
Всего 129 40 0

Примечания

  1. Архивировано 7 апреля 2019 года.
  2. Архивировано 21 октября 2020 года.
  3. ↑ Архивировано 11 апреля 2021 года.
  4. первые поставки самолетов Superjet с российскими двигателями не будут переносить // июль 2023
  5. Архивировано 8 января 2019 года.
  6. ↑ Архивировано 9 января 2021 года.
  7. Минпромторг заказал работы по импортозамещению компонентов SSJ на 3,5 млрд рублей. Информационное агентство RNS (11 апреля 2019). Дата обращения: 8 января 2021.
  8. Архивировано 31 октября 2020 года.
  9. Архивировано 7 декабря 2020 года.
  10. Архивировано 21 октября 2020 года.
  11. Архивировано 18 апреля 2021 года.
  12. Архивировано 21 октября 2020 года.
  13. Архивировано 11 января 2021 года.
  14. Архивировано 20 октября 2020 года.
  15. Самолет SSJ-NEW сертифицируют (рус.). ato.ru (16 февраля 2022). Дата обращения: 19 марта 2022. Архивировано 19 марта 2022 года.
  16. Создание и сертификацию полностью российского двигателя для Superjet 100 планируется ускорить. ato.ru (9 марта 2022). Дата обращения: 19 марта 2022. Архивировано 14 марта 2022 года.
  17. Самолёт RRJ-95B. Руководство по лётной эксплуатации (в четырёх частях). — ЗАО «ГСС», 2011. — 2630 с.
  18. Superjet International — SSJ100 Datasheet. Дата обращения: 3 октября 2013. Архивировано 12 ноября 2013 года.
  19. PowerJet S.A. SaM 146 Series engines Wayback Machine EASA.E.034, 25 февраля 2014
  20. ↑ Архивировано 26 апреля 2023 года.
  21. ↑ Архивировано 26 апреля 2023 года.
  22. Архивировано 26 апреля 2023 года.
  23. ↑ Архивировано 26 мая 2018 года.
  24. Архивировано 25 апреля 2023 года.

Sukhoi Superjet New.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06