Сянь H-6 (кит. трад. 轟-6, упр. 轰-6, пиньинь: Hōng-6, палл.: Хун-6, от кит. упр. 轰炸机, пиньинь: hōng zhà jī, палл.: хун чжа цзи, буквально: «бомбардировщик») — версия советского реактивного бомбардировщика Ту-16, производившийся корпорацией Xian в КНР по лицензии.[1]
Варианты
- Xian H-6 — лицензионная копия Ту-16. Использовался Китаем для первого воздушного ядерного взрыва над Лоб-Нором 14 мая 1965 года.
- Xian H-6A — бомбардировщик — носитель ядерного оружия
- Xian H-6B — разведывательный вариант
- Xian H-6C (H-6III) — модернизированный вариант с аппаратурой РЭБ
- Xian H-6D (H-6IV) — носитель ПКР «Шанью» (начало 1980-х, экспортный индекс — C-601, обозначение НАТО — Silkworm, вариант советской П-15 Термит). Позднее модернизирован под 2 сверхзвуковых ПКР «Хайин-3» (C-301) или 4 сверхзвуковых «Фейлон-2» (C-101). Ведётся проработка варианта для 4 ПКР «Инцзи-8» (C-801).[2]
- Xian H-6E — бомбардировщик с усовершенствованной авионикой (в строю ВВС с 1980-х)
- Xian H-6F — новое обозначение для модернизированных H-6A и H-6C (ИНС, допплеровский радар, приёмник GPS-сигнала).
- Xian H-6G — использовался для наведения крылатых ракет (1990-е, нет бомболюка и систем РЭБ).
- Xian H-6H — носитель 2-х стратегических крылатых ракет (1990-е, нет бомболюка и систем РЭБ).
- Xian H-6M — носитель стратегических крылатых ракет с системой следования местности и 4-ьмя точками подвески под крылом (1990-е, нет бомболюка и систем РЭБ). Есть информация о возобновлении производства этого варианта с начала 2006 года.[3]
- Xian HD-6 (Hongzhaji Dian-6) — специализированный самолёт РЭБ
- Xian H-6K — наиболее поздняя модификация классического H-6 (Ту-16) с новыми турбовентиляторными двигателями Д-30КП2, увеличенными воздухозаборниками, модернизированной кабиной экипажа и увеличенным обтекателем антенны без 23 мм пушки. Несет до 6 ракет CJ-10A.Боевой радиус около трех тысяч километров.
Топливозаправщики
Подкрыльевой бак для дозаправки в воздухе на самолёте H-6U
- Xian HY-6 (Hongzhaji You-6, он же H-6U в варианте для ВВС Китая) — танкер для дозаправки в воздухе.[4]
- Xian H-6DU — танкер для дозаправки в воздухе для ВМФ Китая, модернизированный H-6D.
Экспортная версия
- Xian B-6D — Экспортная версия H-6D.
Экспериментальные самолёты и прототипы
- H-6 Engine Testbed — H-6 серийный № 086, использовавшийся для испытаний двигателей 20 лет (до закупки Ил-76 на смену).
- H-6 Launch Vehicle — предлагавшийся вариант для запуска ракеты-носителя со спутником с высоты в 10 км (2000 год). Демонстрировался на Джухайском авиасалоне в 2006 году.
- Xian H-6I — модификация с 4-мя турбовентиляторными двигателями Роллс-Ройс Спей Марк 512 от самолёта Hawker Siddeley Trident. Два дополнительных двигателя располагались под крылом. Дальность увеличилась до 8 100 км (со стандартной полезной нагрузкой) и свыше 5 000 км (с ядерной нагрузкой). Разрабатывался с 1970 года, первый полёт в 1978 году.
- Xian H-8I — стратегический бомбардировщик на базе H-6. Разрабатывался в НИИ № 603 с 23 марта 1970 года. Предлагались 2 варианта двигательной системы — с 4-мя турбовентиляторными WS-6J (Тип 910) или шестью турбовентиляторными Пратт-Уитни JT-3D. Не был построен.
- Xian H-8II — ещё более амбициозный эволюционный проект H-6 с 6-ью турбовентиляторными WS-6J. Не был построен.
Эксплуатанты
- КНР
- Египет
- ВВС Египта — приобретены после 1973 вместе запчастями для египетских Ту-16. Списаны до 2000 года.
- Ирак
Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
- Пушечное: встроенное
- Бомбовая нагрузка: 9000 кг в отсеке оружия (возможность нести ядерную бомбу).
- Ракетное вооружение:
См. также
Примечания
- VectorSite. The Tupolev Tu-16 "Badger". Архивировано из первоисточника 18 апреля 2012. Проверено 12 января 2007.
- H-6 Medium Bomber. Sinodefence.com (26 ноября 2005). Архивировано из первоисточника 17 июня 2012. Проверено 16 января 2007.
- Chinese H-6 bomber carries 'improved missiles', Jane's Missiles and Rockets, Jane's Information Group (29 сентября 2006). Проверено 16 января 2007. (недоступная ссылка)
- H-6 Tanker. Sinodefence.com (27 мая 2006). Архивировано из первоисточника 17 июня 2012. Проверено 16 января 2007.