Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Авро RJ70

18-10-2023

(перенаправлено с «Авро RJ70»)
Перейти к: навигация, поиск
BAe 146/Avro RJ
Тип пассажирский самолёт
Производитель British Aerospace
BAE Systems
Первый полёт 3 сентября 1981 года
Начало эксплуатации май 1983 года
Статус эксплуатируется
Основные эксплуатанты Brussels Airlines (26)
Swiss International Air Lines (24)
Годы производства 19782003
Единиц произведено 387 (Avro RJ — 166, BAe 146 — 221)
 Изображения на Викискладе

BAe 146 — коммерческий среднеразмерный реактивный самолёт, производившийся British Aerospace (Великобритания) в 1983–2003 гг. Всего было произведено 387 экземпляров, Avro RJ/BAe 146 стал вторым по успешности британским гражданским реактивным самолётом.

BAe 146/Avro RJ имеет схему высокоплана с Т-образным хвостовым оперением, использует четыре турбовентиляторных реактивных двигателя, расположенных на крыле. Самолёт обладает коротким взлётом и посадкой, а также низким уровнем шумов; его прозвище — Whisperjet. Самолёт был ориентирован на использование в маленьких аэропортах в городской черте, основное назначение — работа на региональных авиалиниях. BAe 146/Avro RJ широко эксплуатируется европейскими авиакомпаниями, такими как Lufthansa и Brussels Airlines. Грузовая версия самолёта имеет индекс «QT» (Quiet Trader), конвертируемая — «QC».

BAe 146 выпускался в вариантах −100, −200 и −300. Аналогом этих версий Avro RJ являются RJ70, RJ85, и RJ100. С 1992 производилась модернизированная версия под названием Avro RJ. Производство новой версии Avro RJX (с новыми двигателями) было анонсировано в 1997, однако только три прототипа были построены до того, как программа производства была свёрнута в 2001.

История

Первоначальный дизайн был разработан Hawker Siddeley в 1973 году, тогда проект назывался HS.146, номер 146 был унаследован от DH146 de Havilland после поглощения последнего Hawker Siddeley. Но вскоре Hawker Siddeley вышел из проекта в связи с нефтяным кризисом 1973 года. В 1977 году Hawker Siddeley в свою очередь влился в British Aerospace и в 1978 году проект был реанимирован под названием «BAe 146». В 1993 году название было изменено на «Avro RJ».

Лётный сертификат BAe 146 получил 8 февраля 1983.[1]

Первые самолёты строились на фабрике de Havilland в Хатфилде. Впоследствии самолёты семейства Avro RJ строились в Центре региональных самолётов BAE Systems в Вудфорде в Англии. Изначально планировалось оснастить самолёт турбовентиляторными двигателями ALF 502, однако они были усовершенствованы Honeywell специально для серии Avro RJ LF 507. Кроме того, кабина самолётов серии Avro RJ также была модернизирована[2]. Производство самолёта впоследствии было прекращено, последние четыре самолёта были переданы заказчику в октябре-ноябре 2003. Многие авиакомпании предпочли заменить Avro/BAe на Airbus A318, CRJ 700 производства Bombardier Aerospace или самолёты серии Embraer E-Jets. С 1993 по 2002 год было произведено всего 166 самолётов Avro RJ.

Лучше всего BAe 146/Avro RJ проявили себя на коротких и насыщенных региональных и ближнемагистральных маршрутах. BAe 146 от других региональных самолётов отличала компоновка сидений по 6 в ряду, что более комфортно для пассажиров, чем традиционные компоновки в самолётах этого класса по 4 или 5 мест в ряду. Вторым преимуществом самолёта стал низкий уровень шума, который позволил его использовать в аэропортах в черте плотно населённых городов, что было важно для многих эксплуатантов. В частности, это один из немногих типов самолётов, которые могут использоваться в Лондонском городском аэропорту, где также очень крутая схема захода и короткая полоса[2].

Воздушный тормоз вместо реверса

Вместе с тем, BAe 146 достаточно неэкономичен с точки зрения расхода топлива: 4 двигателя для небольшого регионального самолёта по современным меркам – непозволительная роскошь.

Отличительной особенностью этой модели самолёта является так называемый «хвостовой тормоз» — «расщепляющаяся» и распускаемая в стороны хвостовая часть, применяемая для уменьшения скорости при снижении и перед посадкой, вместо режима обратной тяги двигателей. Интерцепторы крыла применяются только после приземления.

Проблемы

Двигатели ALF 502 отличаются не самой высокой надёжностью. Электронная начинка самолёта склонна к перегреву, что может вызвать отключение двигателя в полёте без возможности повторного запуска. В некоторых случаях редкие атмосферные явления приводили к внутреннему обледенению двигателя[3]. В последние годы были случаи, когда ядовитые пары от машинного масла попадали в кабину пилотов через систему кондиционирования[4][5].

Варианты

BAe 146-100 авиакомпании QantasLink
Avro RJ85 авиакомпании Lufthansa
Bae 146-300 авиакомпании Flybe в цветах спонсора — интернет-компании. Международный аэропорт Глазго. Июль 2006.

BAe 146-100 и Avro RJ70

Первый полёт BAe 146 модификации −100 прошёл 3 сентября 1981,[6] поставки начались в 1983. Первым покупателем стала авиакомпания Dan-Air, которая передала технику в аренду подразделению ВВС Великобритании, специализирующемуся на перевозке VIP-персон. Самолёты модификации −100 стали последними из серии 146, которые были модернизированы в Avro RJ с первыми поставками Avro RJ70 в конце 1993. RJ70 отличался от 146-100 наличием FADEC для двигателей LF 507 и цифровой авионикой. Вместимость RJ70 — 70 пассажиров, 82 при 6 креслах в ряду или 94 в сверхплотной конфигурации.

BAe 146-200 и Avro RJ85

Особенностью модификации 146-200 стало удлинение фюзеляжа на 2,41 м, что в результате позволило сократить затраты на одно кресло. Первый полёт самолёт модификации −200 совершил в августе 1982, через 6 месяцев вошёл в эксплуатацию. RJ85, первая RJ модернизация в семействе BAe 146, заключалась в улучшении кабины и установке двигателей LF 507. Поставки RJ85 начались с апреля 1993. Максимальная вместимость RJ85 — 112 пассажиров.

BAe 146-300 и Avro RJ100

Первоначально разработчики планировали в модификации −300, удлинить фюзеляж на 3,2 м по сравнению с −200, установить более мощные двигатели и вертикальные законцовки крыла. Однако в связи с требованиями авиакомпаний повышения в первую очередь эффективности самолёта, а не его вместимости, 146-300 был увеличен в длину на 2,44 м по сравнению с −200, без винглетов и нового двигателя. Поставки начались в декабре 1988. Модификация Avro 146—300 была впоследствии модернизирована, получив название RJ100. Фюзеляж был сохранён, но были усовершенствованы интерьер, двигатели и авионика. В стандартном варианте RJ100 размещается 100 пассажиров. В RJ115 стандартное количество мест — 116, максимальное — 128 в особо плотной компановке.

Специальные модификации

  • Statesman
    VIP или корпоративная версия. 146 стал первым реактивным самолётом который стал использоваться специальным подразделением ВВС Великобритании для перевозки VIP-персон, включая королевскую семью, и был введён в эксплуатацию в 1986 после того, как предварительно два взятых в аренду самолёта хорошо себя зарекомендовали. Самолёт в VIP-конфигурации рассчитан на 19 пассажиров и 6 членов экипажа.[7]
  • 146-QT (Quiet Trader)
    Грузовая версия.
  • 146-QC
    Конвертируемая пассажирская/грузовая версия.
  • 146-STA
    Военная транспортная версия. Самолёт этой модификации также мог дозаправляться в воздухе с помощью штанги, расположенной в носовой части самолёта. Самолёт был представлен на парижском авиашоу в 1989, но заказы не были получены.

Avro RJX

RJX-70, RJX-85 и RJX-100 представляли собой модернизированные самолёты серии Avro RJ. RJX использовал турбовентиляторные двигатели Honeywell AS977 повышенной эффективности (уменьшение расхода горючего на 15 %, увеличение дальности на 17 %), имел более низкую шумность и на 20 % меньшие эксплуатационные затраты. Бутанская авиакомпания Druk Air разместила заказ на два RJX-85, а British European на 12 RJX-100 с опционом ещё на 8.[8] Однако BAE Systems вышла из проекта в декабре 2001, произведя и подняв в воздух только три самолёта — прототипы RJX-85 и RJX-100, и первый RJX-100 для British European. BAE достиг соглашения с Druk Air и British European в начале 2002, по которому авиакомпании согласились не форсировать выполнение контрактов на RJX. BAE изучает возможность строительства 14 «гибридных» самолётов, однако British European не хочет принимать на себя риск быть единственным эксплуатантом типа[9].

Окончание проекта RJX ознаменовало конец коммерческого авиастроения в Великобритании, хотя производство ряда важных авиационных компонентов (например изготовление крыла для Airbus) в Великобритании ещё ведётся.

Операторы

Гражданские операторы

Операторы BAe 146 / Avro RJ по состоянию на январь 2016 года:

Австралия Австралия
Бельгия Бельгия
Болгария Болгария
Боливия Боливия
Ботсвана Ботсвана
Великобритания Великобритания
Венесуэла Венесуэла
Гана Гана
Германия Германия
Греция Греция
Доминиканская Республика Доминиканская Республика
Индия
Индонезия Индонезия
Иран Иран
Ирландия
Испания Испания
Канада Канада
Киргизия Киргизия
Ливия Ливия
Перу Перу
США США
  • Aero Flite (5)[46]
  • Moncrief Oil (1)[47]
  • Neptune Aviation Services (4)[48]
Таджикистан Таджикистан
Узбекистан Узбекистан
Швейцария Швейцария
Швеция Швеция
Чили Чили
Экваториальная Гвинея Экваториальная Гвинея
ЮАР ЮАР

Военные эксплуатанты

Avro RJ85 авиакомпании Lufthansa
Бахрейн Бахрейн
Боливия Боливия
Великобритания Великобритания
Габон Габон
ОАЭ ОАЭ

Аварии и катастрофы

По состоянию на 29 ноября 2016 года в авариях и катастрофах было потеряно 16 самолётов типа BAe-146/Avro RJ.[62][63]

Дата Бортовой номер Место катастрофы Жертвы Краткое описание
07.12.87 N350PS Калифорния 43/43 Уволенный сотрудник авиакомпании Дэвид Бёрк пронёс пистолет в самолёт, на котором летел его проверяющий, и начал стрельбу. Убив бывшего начальника, стюардессу и пилотов, преступник направил самолёт в землю.
20.02.91 CC-CET Пуэрто-Уильямс 20/73 При посадке выкатился с ВПП в канал.
23.07.93 B-2716 Юнчуань 55/113 Попытка взлёта с невыпущенными закрылками.
11.01.98 TC-THF Самсун 0/74 Выкатился с ВПП при посадке.
25.09.98 EC-GEO у Мелильи 38/38 Разбился при заходе на посадку из-за ошибок пилотов.
22.04.00 TC-THL Сиирт 0/46 При посадке выкатился с залитой водой ВПП.
24.11.01 HB-IXM Цюрих 24/33 Разбился при заходе на посадку из-за ошибок пилотов.
15.10.02 N528XJ Мемфис 0/2 При движении к гейту врезался в телетрап. Ошибка персонала.
08.01.03 TC-THG Диярбакыр 75/80 Разбился при заходе на посадку в тумане.
14.11.05 RP-C2995 Катарман 0/38 При посадке сошёл с ВПП и выкатился на рисовое поле.
10.10.06 OY-CRG Сёрстоккен 4/16 При пробеге после посадки не выпустились спойлеры. Самолёт выкатился за пределы ВПП и загорелся.
22.04.08 YR-BEB Бухарест 0/73 При посадке подломилась стойка шасси.
13.02.09 G-BXAR Лондон 0/71 При посадке подломилась стойка шасси.[64] Списан.
09.04.09 PK-BRD Папуа 6/6 Разбился в горах при заходе на посадку в низкой облачности.
08.05.13 PK-JKC Вамена 0/0 Сгорел на стоянке.
28.11.16 CP-2933 Ла-Уньон 71/77 Закончилось топливо, упал в 50 км от пункта назначения.

Технические характеристики (BAe 146-200)

Аэродинамический тормоз.
  • Экипаж: 4, в том числе 2 стюардессы
  • Вместимость: 85-100 пассажиров
  • Длина: 28,55 м
  • Размах крыла: 26,34 м
  • Высота: 8,61 м
  • Площадь крыла: 77,3 м²
  • Масса пустого: 33 300 кг
  • Максимальный взлётный вес: 42 200 кг
  • Двигатель: турбовентиляторный, 4× Lycoming ALF 502R-5, 31 kN каждый
  • Максимальная скорость: 893 км/ч
  • Крейсерская скорость: 750 км/ч
  • Дальность полёта: 2 075 км с 11 000 кг полезной нагрузки
  • Практический потолок: 9 500 м

В связи с особенностями механизации крыла и чрезвычайно эффективными аэродинамическими тормозами в хвосте, четыре двигателя производства Lycoming Engines не имеют реверсивных устройств[источник не указан 685 дней].

Примечания

  1. Donne, Michael. BAe 146 cleared for delivery to airlines, Financial Times, The Financial Times Limited (9 февраля 1983), стр. 21. Проверено 6 января 2007.
  2. ↑ VLM Introduces Jet Aircraft, Velocity, VLM Magazine, May 2007. Retrieved 2008-01-02.
  3. UPDATE: Braathens have BAe 146 aircraft.. Проверено 30 апреля 2006. Архивировано из первоисточника 3 марта 2012.
  4. Toxic cockpit fumes that bring danger to the skies. Проверено 30 апреля 2006. Архивировано из первоисточника 3 марта 2012.
  5. Pilots protest over 'noxious' air. Проверено 21 октября 2007. Архивировано из первоисточника 3 марта 2012.
  6. Historical flight details for the BAe 146 aircraft series. Проверено 1 сентября 2006.
  7. Ministry of Defence | Fact Sheets | Equipment Factsheets | BAe 146
  8. BRITISH EUROPEAN CONFIRMS ORDER FOR 20 AVRO RJX-100 AIRLINERS AND SELECTS JETSPARES & EFDMS, BAE Systems. Retrieved 2008-01-01.
  9. Vines, Mike. RJX Dead and Buried, Business & Commercial Aviation, The McGraw-Hill Companies, Inc. (March 2002), стр. 32. Проверено 5 января 2007.
  10. VH-NJV, VH-NJM, VH-NJF
  11. VH-NJR, VH-NJG, VH-NJU, VH-NJW, VH-NJZ, VH-NJL, VH-NJN, VH-NJI, VH-NJH, VH-NJQ, VH-NJY, VH-NJP
  12. VH-SIF, VH-SUF
  13. OO-DWA, OO-DWB, OO-DWC, OO-DWD, OO-DWE, OO-DWF, OO-DWG, OO-DWH, OO-DWI, OO-DWJ, OO-DWK, OO-DWL
  14. LZ-TIM, LZ-HBZ
  15. CP-2889, CP-2850, CP-2814
  16. CP-2297
  17. CP-2634
  18. A2-ABF, A2-ABH
  19. G-RAJJ
  20. G-LUXE, G-IRJX
  21. G-OFOA, G-OFOM, M-STRY
  22. G-JOTR
  23. G-BVRJ
  24. 5H-MIK
  25. P4-TIZ
  26. ZS-SMO, 9G-SBC
  27. D-AWUE, D-AMGL, D-AWBA, D-AMAX
  28. SX-DIX, SX-DIZ
  29. SX-EMS, SX-EMI
  30. VT-MDL
  31. PK-OSP
  32. PK-BRE, PK-BRI
  33. PK-LNI, PK-JKP
  34. PK-VTM, PK-VTA, PK-VTN
  35. PK-PJJ
  36. EP-MMV, EP-MOP, EP-MOQ, EP-MOS, EP-MOE, EP-MOK, EP-MOC, EP-MOL, EP-MOD, EP-MOG, EP-MOB, EP-MOH, EP-MON, EP-MOI
  37. EP-FQS, EP-FQX
  38. EP-TBG
  39. EI-RJY, EI-WXA, EI-RJZ, EI-RJB, EI-RJC, EI-RJD, EI-RJE, EI-RJF, EI-RJG, EI-RJH, EI-RJI, EI-RJN, EI-RJO, EI-RJR, EI-RJT, EI-RJU, EI-RJW, EI-RJX
  40. EC-FZE, EC-LOF, EC-LMR, EC-MCK, EC-MHR, EC-MID, EC-MFT, EC-MEO
  41. C-GSUI, C-FSUA
  42. C-FERJ, C-FLRJ
  43. EX-27002, EX-27007
  44. 5A-FLC, 5A-FLC, 5A-FLB
  45. OB-1879-P, OB-1877-P, OB-2014T, OB-1885-P, OB-1978T, OB-1943-P, OB-1964-T, OB-1930-P, OB-1914-P, OB-1923-P
  46. N379AC, N354AC, N374AC, N839AC, N366AC
  47. N114M
  48. N146FF, N471NA, N18FF, N476NA
  49. EY-572, EY-574
  50. UK-80001, UK-80002, UK-80003
  51. HB-IXT, HB-IXV, HB-IXU, HB-IXS, HB-IXQ, HB-IXP, HB-IXO, HB-IXO, HB-IYZ, HB-IYY, HB-IYV, HB-IYU, HB-IYT, HB-IYS, HB-IYR, HB-IYQ
  52. SE-DJO, SE-DJN, SE-DSO, SE-DSP, SE-DSR, SE-DSS, SE-DST, SE-DSU, SE-DSV, SE-DSX, SE-DSY, SE-RJI
  53. CC-CZP, CC-ACO, CC-AJS, CC-ANS
  54. 3C-MAA
  55. 3C-AKK
  56. ZS-SSK, ZS-ASW, ZS-ASX, ZS-ASY, ZS-ASZ, ZS-SSI, ZS-SSJ, ZS-TCO, ZS-TCP, ZS-SYP, ZS-SYP, ZS-SYO
  57. A9C-HWR, A9C-BDF, A9C-AWL
  58. FAB-105, FAB-106
  59. ZE700, ZE701, ZE707, ZE708, QQ101
  60. TJ-TAA
  61. A6-RJ1, A6-RJ2
  62. Aviation Safety Network — BAe 146
  63. Have taken 216 human lifes (Norwegian language). Bergens Tidende (Архивировано из первоисточника 3 марта 2012.
  64. ASN Aircraft accident 13-FEB-2009 Avro RJ 100 G-BXAR

Ссылки

  • Сайт производителя — BAe 146 — Avro RJ
  • Smiliner 146 family information page
  • Aerospace-Technology — Avro RJ — Avro RJX
  • Air Accidents Investigation Branch — Avro 146-RJ100, G-CFAA
  • SwissWorldCargo Avro RJ100 «Jumbolino»
  •  (нем.) «Jumbolino-Flug abgebrochen»
  • THE BAE 146 at Greg Goebel’s AIR VECTORS
  • Aerosite — BAe 146
  • Airliners_net British Aerospace BAe-146

Авро RJ70.

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06