28-08-2023
Бузуки | |
Классификация | |
---|---|
Диапазон: |
|
Родственные инструменты | |
Музыканты | |
Бузуки на викискладе |
Бузу́ки (греч. το μπουζούκι, англ. bouzoúki) — струнный щипковый музыкальный инструмент, разновидность лютни. По одной из версий происходит от древнегреческой кифары(лиры), по другой - от турецкого саза (бозук-саз). Известен также под именем «баглама», распространен в Греции, на Кипре, в Израиле, в Ирландии ("зук") и в несколько измененном виде в Турции (турецкий бузуки). Классический бузуки имеет 4 двойных металлических струны (архаический — баглама — 3 двойных). К семейству бузуки можно отнести и багламазаки — крошечный бузуки с 3-мя двойными струнами. Его высокий, нежный звук[1] в составе классического греческого оркестра или сольно сопровождает танцы сиртаки и хасапико.
Содержание |
В Греции инструмент долгое время считался вне закона, музыка для бузуки была запрещена и не выходила за пределы таверн, где обычно собирались криминальные элементы. Возрождение этого инструмента началось в 60-е годы XX века, благодаря выдающемуся греческому композитору Микису Теодоракису, который создал музыку для всемирно известного фильма «Грек Зорба» с Энтони Куинном в главной роли. «Сиртаки» Теодоракиса стали визитной карточкой Греции.
История бузуки в Ирландии начинается в 1960-х гг. XX века. Пионерами использования этого инструмента (вернее, его классического варианта) для исполнения национальной ирландской музыки были Джон Мойнихан и Энди Ирвин. Греческий вариант (3 хора), хотя и не стал характерным для ирландских исполнителей, получил развитие благодаря Алеку Финну. Первоначально бузуки использовался в качестве аккомпанирующего инструмента для флейты или скрипки. Изменение классического строя, повлекшее за собой приглушение "восточного" характера звучания, снискало инструменту славу солиста ирландского оркестра.
Именно в Ирландии развернулась большая работа по модернизации бузуки. Первым значительным изменением стала плоская нижняя дека, заменившая округлую наборную, унаследованную от греков. Это позволило сделать звук более сухим и четким, акцентировать интонационные штрихи при игре медиатором, что отвечало характеру ирландской музыки. Ирландский бузуки, в отличие от греческого варианта, зачастую лишен декоративных элементов, верхняя дека плоская, имеет одно круглое, подобно гитаре, отверстие резонатора. Встречаются инструменты с овальным отверстием и/или с панцирем, украшенным растительным орнаментом.
В течение 1960-х делаются первые успешные попытки усилить звучание бузуки с помощью электроники, в результате чего появляется т.н. «электробузуки». Пионерами электроусиления бузуки стали греческие музыканты Манолис Хиотис и Гиоргос Зампетас, которые разработали и успешно применили специальные звукосниматели для данного инструмента; по своему звучанию он очень напоминает хамбакер. На бузуки устанавливаются как активные, так и пассивные датчики. Сегодня звукосниматели для бузуки производятся фирмами EMG, Lace Actodyne и Seymour Duncan.
До сих пор продолжаются эксперименты по созданию бузуки-арктоп в подражание американским гитарам (например, Gibson Les Paul).
На сегодняшний день бузуки является достаточно распространенным инструментом для исполнения этнической и барочной музыки.
Рассмотрим породы древесины, применяемые для изготовления бузуки.
Верхняя дека изготавливается из ситкинской ели, виргинского можжевельника или коа.
Для обечайки и нижней деки (у ирландского варианта) или наборных ребер резонатора (у греческого варианта) используются махагони, красное дерево, клён, коа или орех.
Makers and other relevant addresses for the bouzouki (англ.) - страница, содержащая контактную информацию и ссылки на сайты европейских мастеров и предприятий, занимающихся изготовлением бузуки.
Приобрести инструмент можно не только у отдельных мастеров, специализирующихся на этнических инструментах: существуют промышленные образцы бузуки, изготавливаемые по всему миру.
В России распространены ирландские бузуки производства румынской фирмы HORA. На них может быть установлен звукосниматель и эквалайзер.
Бузуки имеет 2 различные конфигурации струн:
В современных инструментах используются металлические струны. Зачастую третий и четвёртый хоры содержат по одной струне с обмоткой.
Наиболее распространенный строй - DAD[2].
D | D# | E | F | F# | G | G# | A | A# | B | C | C# | D |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A | A# | B | C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A |
D | D# | E | F | F# | G | G# | A | A# | B | C | C# | D |
В отдельных случаях встречается т.н. "черный строй" - EAE.
E | F | F# | G | G# | A | A# | B | C | C# | D | D# | E |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A | A# | B | C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A |
E | F | F# | G | G# | A | A# | B | C | C# | D | D# | E |
Для инструмента с четырьмя хорами существует огромное разнообразие вариантов строя:
D | D# | E | F | F# | G | G# | A | A# | B | C | C# | D |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A | A# | B | C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A |
F | F# | G | G# | A | A# | B | C | C# | D | D# | E | F |
C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A | A# | B | C |
E | F | F# | G | G# | A | A# | B | C | C# | D | D# | E |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
B | C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A | A# | B |
G | G# | A | A# | B | C | C# | D | D# | E | F | F# | G |
D | D# | E | F | F# | G | G# | A | A# | B | C | C# | D |
E | F | F# | G | G# | A | A# | B | C | C# | D | D# | E |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A | A# | B | C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A |
D | D# | E | F | F# | G | G# | A | A# | B | C | C# | D |
G | G# | A | A# | B | C | C# | D | D# | E | F | F# | G |
D | D# | E | F | F# | G | G# | A | A# | B | C | C# | D |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A | A# | B | C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A |
D | D# | E | F | F# | G | G# | A | A# | B | C | C# | D |
G | G# | A | A# | B | C | C# | D | D# | E | F | F# | G |
D | D# | E | F | F# | G | G# | A | A# | B | C | C# | D |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
A | A# | B | C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A |
D | D# | E | F | F# | G | G# | A | A# | B | C | C# | D |
A | A# | B | C | C# | D | D# | E | F | F# | G | G# | A |
При исполнении музыки на бузуки чаще всего используется плектр или медиатор. Наиболее подходящие толщины - от самого гибкого (0,46 мм) до среднего (0,96 мм).
Необходимо настраивать инструмент каждый раз перед исполнением.
При игре сидя помещайте инструмент на бедро, но старайтесь сильно не прижимать его к себе - это сильно заглушит звук и сделает движения правой руки скованными.
При игре стоя следует пользоваться ремнем для классической гитары. Отрегулируйте его таким образом, чтобы правая рука в рабочем положении была согнута почти под прямым углом. Расположите инструмент таким образом, чтобы резонатор располагался на уровне пояса, а головка грифа на - уровне груди, или чуть выше (в зависимости от собственных предпочтений исполнителя).
В подавляющем большинстве случаев следует играть переменным штрихом. Такая манера игры актуальна и для аккомпанемента, и для соло.
Струнные музыкальные инструменты | |
---|---|
Смычковые | Скрипка • Альт • Баритон • Виола да гамба • Гудок • Сука • Ребек • Кротта • Виолончель • Контрабас • Никельхарпа • Ребаб • Хардангерфеле • Эсрадж • Фидель |
Щипковые | Арфа • Ангелика • Балалайка • Банджо • Бандура • Бузуки • Вамби • Гитара • Гусли • До́бро • Домбра • Домра • Думбыра • Дутар • Кантеле • Канклес • Каннель • Комуз • Мандолина • Лютня • Кобза • Пипа • Сямисэн • Торбан • Уд • Цитра |
Ударные | Цимбалы • Янцинь |
Ударно-клавишные | Клавикорд • Фортепиано • Пианино • Рояль |
Щипково-клавишные | Вёрджинел • Клавесин • Мюзелар • Спинет |
Фрикционно-клавишные | Колёсная лира |
Прочее | Смычок • Плектр • Струна • Струнодержатель • Лад • Порожек • Гриф • Мензура • Штрихи |
Духовые музыкальные инструменты • Ударные музыкальные инструменты • Электронные музыкальные инструменты |
Багламазаки.