Light-industry-up.ru

Экосистема промышленности

Лира (музыкальный инструмент)

17-06-2023

Перейти к: навигация, поиск
Лира

Аполлон с лирой, ок. 460 до н.э. Археологический музей в Дельфах.
Классификация

Струнный инструмент, Хордофон

Родственные инструменты

Арфа

Лира на Викискладе

Ли́ра (греч. λύρα, лат. lyra) — струнный щипковый инструмент (хордофон). Корпус (резонатор) округлой или четырёхугольной формы соединён с перекладиной (поперечной штангой) двумя ручками. Струны одинаковой длины натянуты между корпусом и перекладиной. Распространена с древнейших времён (первые сохранившиеся фрагменты датированы ок. 4500 г. до н.э.) до наших дней.

Лира в античности

Общая характеристика

Древнейшие лиры (фрагменты) были найдены в Месопотамии, в шумерском Уре; вместе с урскими арфами они были раскопаны экспедицией Ч. Л. Вулли.

В Древней Греции и Древнем Риме словом лира в широком смысле обозначался любой инструмент семейства лир — хе́лис (др.-греч. χέλυς, лат. chelys, chelis букв. черепаха), ба́рбит (др.-греч. βάρβιτον, βάρβιτος, лат. barbitos, barbitus), фо́рминга (др.-греч. φόρμιγξ), кифара (др.-греч. κιθάρα, лат. cithara). В узком смысле лирой назывался хелис (простейшая и самая лёгкая по весу из лир, с корпусом из панциря черепахи, обтянутого воловьей кожей). Русские филологи-переводчики обычно игнорируют тонкие различия лирообразных и во всех случах дают «лира»[1].

Техника игры на всех античных лирах одинакова: музыкант держал инструмент под углом примерно 45 градусов к корпусу, играя стоя (особенно на кифаре) или сидя. Звук извлекался костяным плектром. Пальцами свободной руки ненужные струны приглушали. Гендерного различия среди исполнителей на лире не существовало, за исключением кифары, которая была мужским инструментом. Обучение игре на лире было частью базового образования гражданина в Древней Греции и Древнем Риме.

Струны лиры (изготавливавшиеся из овечьих кишок) дали название ступеням звукоряда, лежавшего в основе греческой музыки (так называемой Полной системы). Классической считается 7-струнная лира; в своём семиструнии она виделась грекам и римлянам как отражение мировой гармонии (по знаменитому высказыванию Вергилия — septem discrimina vocum, «семь <высотных> различий звуков»). Иконографические, музыкально-теоретические и литературные источники свидетельствуют о том, что число струн лиры могло быть увеличено вплоть до 18, но чаще всего экспериментальные инструменты описываются как 11- или 12-струнные. «Многоструние» (др.-греч. πολυχορδία) приводило к возмущающему душу «многозвучию» (др.-греч. πολυφωνία — это слово не следует понимать в смысле многоголосия, и уж подавно полифонии) и потому оценивалось (например, в Спартанском декрете V в. до н. э., опубликованном в книге «Основы музыки» Боэция) как вредное излишество. Несмотря на то, что многие трактаты описывают греческий звукоряд как струны лиры, точные и однозначные сведения о её настройке не сохранились.

Этос и функционирование лиры

Этос лиры (понимаемой обобщённо, как любой инструмент античного семейства лир) сложился уже в классическую эпоху. Пиндар описывает лиру как инструмент Аполлона и муз, способный умиротворять, умягчать, ублажать самых грозных богов, с их грозными природными атрибутами (Пифийская ода I, 1-12)[2].

В сопровождении лиры звучали стихи, распеваемые сольно и хором (точнее, вокальным ансамблем); отсюда целый род античной поэзии получил название «лирической», или лирики[3].

Функциональные описания разновидностей лиры в античной литературе с трудом поддаются унификации. Хелис (по-видимому, вследствие небольшого веса и простоты конструкции) считался учебным и домашним инструментом. Более крупный и тяжёлый барбит (особенно в позднеантичных текстах) описывался как излюбленный инструмент лесбийских поэтов-музыкантов — Терпандра, Сафо и Алкея[4]. Кифара обычно подаётся как инструмент профессионалов, участников публичных состязаний (конкурсов «струнников»). Форминга, судя по описаниям (Гомер, Пиндар, Вакхилид, Гомеровские гимны) и изображениям в архаике и классике, была инструментом, функционально идентичным кифаре; в позднейшие времена изображения и литературные описания форминги почти полностью исчезают, по-видимому, вследствие развития и широкого распространения кифары.

Другие значения термина

В Древней Армении лира называлась арм. քնար (кнар)[5].

Ряд музыкальных инструментов, содержащих в своём названии слово «лира», не имеет отношения к лирообразным. Среди них распространённый на Украине и в Белоруссии инструмент колёсная лира, разновидности так называемых «смычковых» лир — понтийская лира, критская лира, византийская лира (англ.), лира да браччо (англ.), лира да гамба (англ.) — все они предшественники современных струнных инструментов (скрипка, виолончель); сюда же относится оркестровая лира — ударный инструмент (разновидность колокольчиков), который используется в основном в маршевых духовых оркестрах[6].

Лира Пушкина. Харьков

Рецепция

В современном мире лира служит символом и атрибутом поэтов, эмблемой военных оркестров[7].

Примечания

  1. Например, в конце 31-й оды Горация в переводе А.П. Семёнова-Тян-Шанского: «Дай мне, молю тебя... cветлую старость в союзе с лирой». В оригинале: ...dones et precor... nec turpem senectam degere nec cithara carentem. Начало 32-й оды того же Горация, в переводе Н.С. Гинцбурга: «Лира!... сложи теперь мне Римскую песню. // Первым внял тебе гражданин лесбосский». В оригинале: age dic Latinum, barbite, carmen, // Lesbio primum modulate civi... canebat. В традициях античности именно лесбийцам приписывали барбит как популярный в их творчестве инструмент.
  2. Здесь, как и в большинстве других од, Пиндар предпочитает термину «лира» термин «форминга».
  3. Певцы же повинуются знакам [твоим], когда, встрепенувшись, ты вступишь, предваряя вступление хора (Пиндар. Пифийская ода I,3-4).
  4. При том что у самих этих поэтов термин barbitos (barbiton) не встречается ни разу.
  5. Театр древней Армении — Театр армянских мимов и комедиантов
  6. Лира оркестровая // Словарь музыканта-духовика: — М.: Музыка, 2007
  7. Лира в энциклопедии «Символы, знаки, эмблемы».

Литература

  • Maas M., Snyder J.M. Stringed instruments of Ancient Greece. New Haven, 1989 (с обильной иконографией; рассматриваются документальные свидетельства только до классической эпохи включительно).
  • Mathiesen T. Apollo's lyre. Lincoln, London, 1999.
  • Лира // Большая российская энциклопедия. Том 17. Москва, 2010, сс. 560-561.

Ссылки

В Викисловаре есть статья «лира»
  • Лира в кратком музыкальном словаре.

Лира (музыкальный инструмент).

© 2014–2023 light-industry-up.ru, Россия, Краснодар, ул. Листопадная 53, +7 (861) 501-67-06