07-08-2023
Вьетнамский народный флот Hải quân nhân dân Việt Nam |
|
Эмблема ВМФ Вьетнама |
|
Годы существования |
7 мая 1955 - н.в. |
---|---|
Страна | |
Подчинение |
Министерство обороны Вьетнама |
Входит в | |
Тип | |
Численность |
45 000 матросов и офицеров |
Цвета |
фиолетовый, белый |
Участие в |
Вьетнамская война |
Командиры | |
Действующий командир |
Адмирал Нгуен Ван Хьен |
Вьетна́мский наро́дный фло́т (вьетн. Hải quân nhân dân Việt Nam) — один из видов вооружённых сил Вьетнамской Народной Армии Социалистической Республики Вьетнам и отвечает за защиту национальных территориальных вод, островов, и интересов морской экономики, а также координацию морской полиции, таможенной службы, и пограничных войск.
С основания Вьетнама в первом тысячилетии до нашей эры, во времена династии Хунгвыонгов родилось множество легенд о битвах против морских вторжений Кюиньтяу с севера и Хотон с юга. В эру государства Аулака, при строительстве крепости Колоа[en], король Ан Зыонг-выонг опирался на реку Хоангзянг как на естественную защиту южного фланга крепости. В шестом веке, император Ли Нам Де построил морские силы для отражения вторжения войск династии Лян в реке Толить[en] и озере Зьенчьет; король Чьеу Куанг Фук применил партизанскую тактику против китайских войск в заливе Зачать (территория современного округа Кхоайтяу, Хайзыонг)[1].
В десятом веке нашей эры национальный вьетнамский флот стал регулярным. Набранные из рыбаков и обученные части стали хорошо подготовленным, опытным флотом, готовым защитить страну.
Эра Ли — Чан сопровождалась ростом военно-морских сил и баз. В частности, порт Вандон имел важное значение в защите северо-западных территориальных вод Вьетнама. В 1077 году, императорский вьетнамский Флот сразился в битве на реке Кау с китайскими войсками династии Сун. Это была последняя битва династии Сун на вьетнамской земле и воде. Битва длилась несколько месяцев, и закончилась победой вьетнамского флота и потерей множества моряков династии Сун. Победа показала успешность военной тактики активной обороны знаменитого адмирала Ли Тхыонг Кьета, против численно превосходящего противника[2] . Потери династии Сун составили 8000 солдат/моряков и 5,19 унций серебра, считая все военные расходы[3].
Крупнейшими битвами (официально записанными в истории) стали три столкновения на реке Батьданг (все три называются битвами на реке Батьданг):
Одна из известных военно-морских побед вьетнамского флота стала битва на Ратьгам и Соаймут[en] от 20 января 1785 года между флотом династии Тэйшон и сиамским флотом. Утративший бдительность от череды побед, сиамский флот был заманен малой группой кораблей в ловушку в реке Меконг под скрытые огневые позиции. Битва закончилась практически полным уничтожением сиамского флота. Было уничтожено 300 боевых кораблей и 50 000 человек. Только 2000—3000 человек из оригинальной экспидиции удалось вернуться в Сиам.
В период династии Нгуен, император Зя Лонг использовал свою новую базу для улучшения вьетнамского флота. Зя Лонг был первым, кто пытался перенять европейский дизайн кораблей. По совету Пиньо де Беэна, в 1781 году император зафрахтовал португальские корабли, со всем экипажем и артиллерией. Этот первый опыт обернулся катастрофой. По невыясненным причинам, два из трех кораблей сбежали посреди битвы против тэйшонов, после чего разъярённые вьетнамцы убили экипаж третьего корабля.
В 1789 году Пиньо де Беэн вернулся из Пудучерри с двумя кораблями, сослужившими династии Нгуен долгую службу. Со временем, вьетнамские моряки заменили французов и индийцев в экипаже, под командованием французских офицеров. Эти корабли послужили основой для растущего военного и торгового флота династии. Император Зя Лонг фрахтовал и покупал всё больше европейских судов для укрепления флота. Тем не менее, галеры и парусные суда вьетнамского дизайна всё ещё составляли большую часть флота. В 1799 году, британский торговец по имени Бэрри докладывал, что флот династии Нгуен отправился по реке Сайгон со 100 галерами, 40 джонками, 200 малыми суднами и 800 транспортами, в сопровождении трех европейских шлюпов. Согласно сохранившемуся рапорту от 1801 года, одна из морских дивизий включала девять европейских кораблей с 60 пушками на борту, пять кораблей с 50 пушками, 40 кораблей с 16 пушками, 100 джонок, 119 галер и 365 малых суден[6].
В середине XIX века, вьетнамский флот сражался против французского во множестве битв. Из за технологической отсталости, вьетнамский флот не смог победить французский флот. Однако, были несколько боев, в ходе которых вьетнамскому флоту удалось нанести серьезный урон французскому. Вьетнамцы были особенно успешны в бою в канале Няаттао в дельте Меконга от 10 декабря 1861 года. Успешно заманив в засаду, вьетнамцам удалось сжечь и утопить французский корабль «Эсперанс».
19 июля 1946 года, исполняющий обязанности президента Демократической Республики Вьетнам Хюинь Тхук Кханг подписал закон о мордернизации вьетнамского флота. 10 сентября этого года, генерал Во Нгуен Зяп начал строительство флотилии, как ядра нового флота. 8 марта 1949 года, Вьетнам основал департамент морских исследований при генеральном штабе. Департамент осущетсвлял исследование и подготовку современным боевым задачам.
Согласно Женевской конференции 1954 года, Демократическая Республика Вьетнам пошла по пути создания своих собственных морских сил. 7 мая 1955 года стало днем рождения вьетнамского народного флота. В этот день был создано Главное Управление Береговой Обороны, сформировавшего основу оперативного командования флотом (согласно декрету министерства обороны Вьетнама № 284/НД, подписанному генералом Во Нгуен Зяпом 8 марта 1949 года об основании департамента морских исследований при генеральном штабе). Главной задачей флота было патрулирование прибрежных районов и водных путей внутри страны.
Роль вьетамского народного флота в ходе войны во Вьетнаме в значительной степени неизвестна широкой публике. Однако, именно два эпизодических столкновения военно-морских флотов США и Северного Вьетнама стали поводом для полномасштабного вмешательства США в войну. Так, 2 августа 1964 года в Тонкинском заливе произошёл бой между американским эсминцем «Мэддокс», выполнявшим радиоэлектронную разведку у берегов Северного Вьетнама, и северовьетнамскими торпедными катерами. Сам факт этого боя (в отличие от последующих событий) не оспаривается никем из исследователей, однако в описании его деталей существуют значительные расхождения. По одной из версий, «Мэддокс» вторгся в территориальные воды Северного Вьетнама и был перехвачен тремя катерами. Остаётся дискуссионным вопрос, кто первым открыл огонь, однако эсминец при поддержке самолётов F-8 нанёс катерам существенные повреждения и заставил их выйти из боя. Подобный инцидент предположительно повторился в ночь с 4 на 5 августа, хотя почти сразу сомнения в его достоверности были высказаны представителями ВМС США (см. статью Тонкинский инцидент). Существуют разные точки зрения относительно того, имело ли место случайное стечение обстоятельств или же намеренное введение в заблуждение американского руководства разведывательными службами США. В ответ на эти предполагаемые ночные события палубная авиация США 5 августа впервые нанесла удары по базам северовьетнамских торпедных катеров и по нефтехранилищу, чтобы лишить катера топлива. Конгресс США принял так называемую «Тонкинскую резолюцию», дававшую право президенту США при необходимости использовать военную силу в Юго-Восточной Азии.
Кроме патрулирования территориальных вод, в задачи флота входило снабжение Вьетнамской Народной Армии и его союзника, национального фронта освобождения Южного Вьетнама, также известного как Вьетко́нг в ходе вьетнамской войны. 31 октября 1961 вьетнамским народным флотом была проложена морская версия Тропы Хо Ши Мина. Чтобы избежать обнаружения флотами Южного Вьетнама и США, транспортные корабли маскировались под рыболовные траулеры. 16 февраля 1965 года 100-тонный северовьетнамский траулер был обнаружен при разгрузке припасов и амуниции на побережье Южного Вьетнама, став первым доказанным случаем морского снабжения Вьетконга. За этим последовала крупномаштабная операция ВМФ США по пресечению снабжения Вьетконга морем, длившаяся восемь с половиной лет.
19 апреля 1972 года произошел бой в Тонкинском заливе между несколькими кораблями ВМС США, обстреливающими побережье, и северовьетнамскими ВМФ и ВВС. В ходе боя, 250 килограмовой бомбой с МиГ-17 было уничтожено кормовое пятидюймовое орудие эсминца США «Хигби». Огнем с берега был поврежден крейсер США «Оклахома Сити». Вьетнамский флот потерял два торпедных катера. Для ВМФ США, это была первая атака с воздуха на американские корабли со времен второй мировой войны. Также, американцы полагают, что им впервые удалось сбить советскую крылатую ракету. По результатам боя, вьетнамцы отступили, а американцы продолжили обстрел побережья.
До 1975 года северовьетнамский флот ограничивался оборонительными патрулями вдоль побережья. После вывода американских войск из Вьетнама, Северный Вьетнам и Вьетконг перешли в наступление. В ходе весенней компании 1975 года, северовьетнамский флот усилил снабжение Вьетконга. После перехода под контроль Вьетнамской Народной Армии северных провинций Южного Вьетнама, захваченные южновьетнамские суда перешли на службу Вьетнамского Народного Флота. С распадом Республики Вьетнам 30 апреля 1975, Народный Вьетнамский Флот расширился за счет южновьетнамского флота. Захваченные суда включали два патрульных фрегата, более сотни патрульных лодок, и около пятидесяти десантных транспортов. В апреле 1975, бывшие южновьетнамские суда перевезли северовьетнамский десант для захвата островов Спратли. 4 апреля, всего за пол часа, десантникам удалось захватить основное поле боя на первом острове. Такой решительный успех оказал значительное влияние на процесс возврата остальных островов. В апреле, один за другим острова стали переходить под контроль вьетнамского флота[7]. Примерно в это же время, китайский флот установил контроль над Парасельскими островами. Вьетнам также претендует на эти острова. Впрочем, по состоянию на начало 2014 года, на Парасельских островах нет вьетнамского присутствия.
В конце 1970х годов, морская пехота стационарно размещалась на островах Спратли. Морская пехота была оснащена советским оружием: легкми танками ПТ-76, бронетранспортерами БТР-60, автоматами АК-74 и АКМ-47, пистолетами Макарова (офицеры), и пулеметами ПКМ и т. д.
В 1988 году произошло вооруженное столкновение между вьетнамским народным флотом и китайским флотом в бою у Джонсон-риф (острова Спартли). Китайский флот из трех фрегатов значительно превосходил огневой мощью легковооруженные транспортные корабли вьетнамцев. Китайский флот победил в бою без потерь. Вьетнамский флот потерял 64 человека убитыми, два транспортных корабля, третий был серьезно поврежден. В результате победы, Китай установил контроль над 6 рифами и атоллами у островов Спратли. Поражение побудило Вьетнам модернизировать свои военно-морские силы.
Территориально, управление ВМС Вьетнама поделено на пять регионов:
этой зоне. В зону ответственности входит также необитаемый архипелаг Парасельских островов, на который претендует Вьетнам, а контролирует Китай. Штаб Дананг.
этой зоне, включая Острова Спратли. Штаб Камрань.
Надводные силы | Спецназ флота | Морская пехота | Морская авиация | Береговые ракетные войска | Подводные силы |
---|---|---|---|---|---|
|
|
|
|
|
|
Во Вьетнамском Народном Флоте нет звания Адмирала Флота.
Уровень | Чин (воинское звание) | Аналог | Эмблема | Лацкан | Рукав |
---|---|---|---|---|---|
Высшие офицеры | Додок | Адмирал |
|
|
|
Фободок | Вице-адмирал |
|
|
|
|
Тюандодок | Контр-адмирал |
|
|
|
|
Старшие офицеры | Дайта | Коммодор |
|
|
|
Тхыонгта | Капитан 1-го ранга |
|
|
|
|
Чунгта | Капитан 2-го ранга |
|
|
|
|
Тхьеута | Капитан 3-го ранга |
|
|
|
|
Младшие офицеры | Дайуй | Капитан-лейтенант |
|
|
|
Тхыонгуй | Старший лейтенант |
|
|
|
|
Чунгуй | Лейтенант |
|
|
|
|
Тхьеууй | Младший лейтенант |
|
|
|
|
Мичманы | Тхыонгши | Старший мичман |
|
— | — |
Чунгши | Мичман |
|
— | — | |
Хаши | Морской капрал?? |
|
— | — | |
Матросы | Биньнят | Матрос первой статьи |
|
— | — |
Биньни | Матрос |
|
— | — | |
Кадеты | Хоквьен, шикуан, хайкуан | Кадет |
|
— | — |
Морская академия Вьетнама, со штабом в Нячанге, является военной академией, принадлежащей Вьетнамскому Народному Флоту. Академия готовит командный состав и технический персонал для флота. Предшественником Морской академии была Школа береговой подготовки, основанная 26 апреля 1955 года генеральным штабом Вьетнамской Народной Армии. Школа неоднократно меняла название, текущее название приняла в 1993 году.
За 55 лет строительства, боёв и роста, академия подготовила тысячи офицеров и технических специалистов по ключевым специальностям, таким как: управление судном, минирование — разминирование, борьба с подводными лодками, ракетное дело, артиллерия, разведка, радары и сонары, береговые радары, строительство кораблей, управление морской полицией и силами береговой обороны.
Академия готовит также офицеров и специалистов для Королевского военно-морского флота Камбоджи и Лаоского Народного Флота.
Современный Вьетнамский Народный Флот отвечает за защиту национального суверенитета и экономической деятельности на море, а также за предотвращение вторжения в территориальные воды Вьетнама. Модернизация флота ставится приоритетной задачей в общем плане модернизации вооруженных сил. Вьетнамский Народный Флот и Вьетнамские ВВС демонстрируют быстрейшие темпы модернизации, непрерывно обновляя оружие и амуницию, расширяя боевые возможности, и улучшая мастерство владения оружием. Министр обороны Вьетнама Фунг Куанг Тхань 5 августа 2011 года задекларировал:
«Направлением строительства вооруженных сил являются: следование революционному духу, регуляризация и последовательная модернизация. Согласно этому, ВМФ, ВВС, войска связи и радиоэлектронной борьбы переходят непосредственно к модернизации для защиты страны».
Номера кораблей во вьетнамском флоте, как правило, начинаются с аббревиатуры HQ, от вьетнамского «военно-морской» (Hải Quân, хайкуан).
Подводные лодки (2 в строю) | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Фото | Проект | Происхождение | Тип | Количество | Статус | Представители |
|
636.1 «Варшавянка» | Адмиралтейские верфи | Дизельная подводная лодка | 2 | 2 в строю, ещё 4 заказаны[15][16][17]. | HQ-182 Hà Nội («Ханой») HQ-183 Hồ Chí Minh («Хошимин») HQ-184 Hải Phòng («Хайфон») HQ-185 Khánh Hòa («Кханьхоа») HQ-186 Đà Nẵng («Дананг») HQ-187 Bà Rịa–Vũng Tàu («Вунгтау») |
Корвет (7 в строю) | ||||||
Фото | Проект | Происхождение | Тип | Количество | Статус | Представители |
11661Э «Гепард 3.9» | Судостроительный завод «Янтарь» / Зеленодольский завод имени А. М. Горького. | Корвет | 2 | 2 в строю, ещё 2 заказаны[18][19][20] | HQ-011 Dinh Tien Hoang HQ-012 Ly Thai To |
|
|
159-АЭ | Судостроительный завод «Янтарь» | Противолодочный корабль / Фрегат | 5 | В строю[21] | HQ-09 HQ-11 HQ-13 HQ-15 HQ-17 |
|
«Сигма 9814» | Damen Schelde Naval Shipbuilding | Корвет | 0 | Два будут построены в Нидерландах, следующие два во Вьетнаме при содействии голландцев.[22] The Contract is confirmed by Damen Schelde company[10][23][24] | |
Ракетные катера (11 в строю) | ||||||
Фото | Проект | Происхождение | Тип | Количество | Статус | Представители |
|
12418 «Молния» | Судостроительный завод «Алмаз» Ba Son Company |
Корвет | 10 | 10 кораблей различных модификаций в строю. Ещё 2 строятся во Вьетнаме по лицензии[25][26]. Проект 12418 «Молния» по состоянию на 20.7.2014: 4 в строю, 4 строятся, 4 - оформлен опцион[27][28][29][30]. | HQ-371 HQ-372 HQ-373 HQ-374 HQ-377 HQ-378 HQ-375 HQ-376 HQ-377 HQ-378[29] |
Малые противолодочные корабли проекта 12412 | Судостроительный завод «Алмаз» Ba Son Company |
Малый противолодочный корабль / Корвет | 1 | В строю | HQ-381 | |
Патрульные катера(21 в стою) | ||||||
Фото | Проект | Происхождение | Тип | Количество | Статус | Представители |
|
205 «Москит» | СССР | Патрульный катер | 8 | В строю | HQ-354, HQ-355, HQ-356, HQ-357, HQ-358, HQ-359, HQ-360, HQ-361 |
|
10412 «Светляк» | Судостроительный завод «Алмаз», «Восточная верфь» | Патрульный катер | 6 | В строю | HQ-261, HQ-263, HQ-264, HQ-265, HQ-266, HQ-267 |
|
206-М «Шторм» | СССР | Патрульный катер | 5 | В строю | HQ-331, HQ-332, HQ-333, HQ-334, HQ-335 |
TT-400TP | Hong ha company | Патрульный катер | 2 | В строю. Ещё один в постройке. | HQ-272, HQ-273 | |
Тральщики (8 в строю) | ||||||
Фото | Проект | Происхождение | Тип | Количество | Статус | Представители |
1265 «Яхонт» | СССР | Тральщик | 4 | В строю. | HQ-861, HQ-862, HQ-863, HQ-864 | |
266 «Аквамарин» | СССР | Тральщик | 2 | В строю. | HQ-851 ,HQ-852 | |
Тральщики проекта 1258 | СССР | рейдовый речной Тральщик | 2 | В строю. | ||
Транспорты / Корабли поддержки (11 в строю) | ||||||
Фото | Проект | Происхождение | Тип | Количество | Статус | Представители |
HSV-6613 Судно океанических исследований | Damen Schelde Naval Shipbuilding Вьетнам |
Научно-исследовательское судно | 1 | В строю. | HQ-888 | |
тип K-122 | Вьетнам | Транспорт/ Корабль снабжения | 2 | В строю. | HQ-571 Trường Sa HQ-561 Khánh Hòa (Госпитальное судно) |
|
тип HQ-996 | Вьетнам | Транспорт/ Корабль снабжения | 1 | В строю. | HQ-996 | |
Тип «Спратли» | Вьетнам | Транспорт/ Корабль снабжения | 7 | В строю. | Trường Sa 04, Trường Sa 08, Trường Sa 14, Trường Sa 19, Trường Sa 20, Trường Sa 21, Trường Sa 22 | |
Десантные суда (6 в строю) | ||||||
Фото | Проект | Происхождение | Тип | Количество | Статус | Представители |
Тип LST-542 | США | Десантный корабль | 1 | В строю. | HQ-501 | |
|
770 «Полночный» | СССР Польша |
Десантный корабль | 3 | В строю. | HQ-511 HQ-512 HQ-513 |
Тип HQ-521 | Вьетнам | Десантный корабль | 2 | В строю. | HQ-521 HQ-522 |
|
Авиация (15 в строю) | ||||||
Фото | Проект | Происхождение | Тип | Количество | Статус | Примечания |
|
Де-Хэвиленд Канада DHC-6 Твин Оттер | Viking Air | Морской патрульный самолет | 6[31] | ||
|
Ка-27 | КумАПП | палубный противолодочный вертолёт | 7 | В строю. | Для службы на фрегатах и патрулирования вокруг островов Спратли.[32][33] |
|
Eurocopter EC225 Super Puma | Eurocopter | патрульный вертолет | 2 | В строю. | |
Magic Eye 01 | Вьетнамская аэрокосмическая ассоциация Unmanned System Group |
Беспилотный летательный аппарат | В разработке | |||
Противокорабельные ракеты / Ракеты береговой обороны | ||||||
Фото | Проект | Происхождение | Тип | Количество | Статус | Примечания |
|
противокорабельные ракеты «Яхонт» | НПО Машиностроения | Противокорабельная крылатая ракета | 10 пусковых установок/ 40 ракет |
Действуют два береговых ракетных комплекса «Бастион».[34] | |
|
П-5 | НПО Машиностроения | Противокорабельная крылатая ракета | В строю. | Производятся Вьетнамом самостоятельно. | |
|
П-15 «Термит» | МКБ Радуга | Противокорабельная ракета | 20[35] | В строю. Используются ракетными катерами типа 12418 «Молния» | Производятся Вьетнамом самостоятельно. |
|
Х-35 «Уран-Э» | Россия | Противокорабельная ракета | 103 ракеты[35] | В строю. Используются кораблями типа «Молния» и типа 11661Э «Гепард 3.9». | Производятся Вьетнамом самостоятельно.[36] |
|
3М-54КЭ | ОКБ «Новатор» | Противокорабельная ракета | В строю. Используются подводными лодками типа 636.1 «Варшавянка». | ||
|
Exocet | MBDA | Противокорабельная ракета | Используются корветами типа «Сигма 9814».[37][38] |
Береговой патруль:
Вспомогательные суда:
Стрелковое оружие:
Текущая численность личного состава Вьетнамского Народного Флота приблизительно равна 50 тысячам солдат и офицеров, включая морскую пехоту и прочие спецподразделения.
Страны Азии: Военно-морские силы | |
---|---|
Азербайджан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Мьянма • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония |
|
Зависимые территории | |
Непризнанные и частично признанные государства | |
¹ В основном в Африке ² Частично в Европе |
Военно-морские силы Вьетнама.