22-04-2023
Военно-строительные войска — формирования в вооружённых силах некоторых государств, воинские части и подразделения, предназначенные для обустройства театров военных действий, строительства долговременных оборонительных сооружений и обустройства войск, обычно, в мирное время.
В зависимости от предназначения могут быть самостоятельными подразделениями вооружённых сил государства или подчиняться родам войск.
В мировой практике военно-строительные войска имелись только у крупных государств, наиболее значительные по численности в армии США.
В гитлеровской Германии роль военно-строительных войск играла Организация Тодта.
Военный жаргон — мабута, королевские войска.
Пусть говорят «Стройбат» неэффективен
Пусть говорят, что в нём одна тоска
Но я горжусь что я служил в «стройбате»
Ведь это «королевские войска»— Королевские войска
Слово «королевские» — иронически подчёркивал многочисленность личного состава военно-строительных формирований ВС СССР. Учитывая численность военно-строительных отрядов (около 500 — только в гражданских министерствах и ведомствах) при средней штатной численности в 600 — 800 человек на 1980-е годы, личный состав военно-строительных войск достигал 300 000 — 400 000 человек, что на тот момент количественно превышало такие рода войск как ВДВ (60 000), Морская пехота (15 000) и Пограничные войска КГБ СССР (220 000).
Несмотря на широкое распространение и большую численность, служба военными строителями в народном хозяйстве противоречила Конституции СССР и Закону СССР о всеобщей воинской обязанности, а сами такие подразделения являлись незаконными (доклад Главного военного прокурора генерал-лейтенанта юстиции А. Ф. Катусева на заседании членов Комитета Верховного Совета СССР по вопросам обороны и государственной безопасности, июнь 1990 года[1]).
Строительные войска просторечное название формирований которые были подчинены Заместителю министра обороны СССР по строительству и расквартированию и другим гражданским министрам. Для выполнения задач по расквартированию и обустройству войск (сил) в ВС СССР в составе военных округов (ВО) (флотов) и соответствующих им структур МВД СССР и КГБ СССР входили военно-строительные управления (всу), аналогом которых в гражданском строительстве является строительный трест.
Военно-строительным управлениям подчинялись управления инженерных работ (уир), которому подчинялись управления начальника работ (унр) — аналоги гражданских строительных управлений.
Управлениям начальника работ подчинялись строительно-монтажные участки (сму) строительные участки (су), склады, базы транспорта, и человеческие ресурсы, сосредоточенные в военно-строительных войсковых частях округов, групп войск, флотов и других объединений ВС СССР и гражданских министерств.
Основной военно-строительной частью являлся военно-строительный отряд (всо), имеющий 8
Военно-строительный отряд (всо) — постоянное формирование в ВС СССР (Минобороны СССР) и других Министерствах СССР, состоящее из штаба и подразделений и предназначавшаеся для выполнения строительно-монтажных работ, изготовления конструкций и деталей на промышленных и лесозаготовительных предприятиях системы Министерства обороны СССР и других работ в Министерствах СССР. Военно-строительный отряд представлял собой батальон, состоящий из 3—6 рот. Штат и оснащение батальона различались в зависимости от задач, выполняемых им — строительство оборонных объектов, возведение автомобильных дорог и мостов, строительство жилых зданий, мелиорация, заготовка строительных материалов и т. д. Комплектование всо производилось преимущественно из призывников окончивших строительные учебные заведения или имевших строительные или родственные им специальности или опыт работы в строительстве (сантехники, бульдозеристы, кабельщики и т. д.). Права, обязанности и ответственность военных строителей (в/строителей, в/стр.) определялись военным законодательством, а трудовая деятельность регулировалась трудовым законодательством (с некоторыми особенностями в применении того или другого). Оплата труда в/строителей производилась по действующим нормам. Обязательный срок работы в всо засчитывался в срок действительной военной службы. Также предусматривалось, что во время войны военные строители смогут в случае необходимости заменить пехоту, полноценная боевая подготовка планировалась, но проводилась редко, чтобы не отвлекать личный состав со строящихся объектов.
Основная задача военно-строительного отряда — обеспечение строительных объектов личным составом. То есть, военно-строительные отряды обеспечивали военных строителей ночлегом, питанием, и т. п. В зависимости от численности личного состава, занятого на объектах строительства, военно-строительные отряды могли быть переформированы в военно-строительные полки (всп), отдельные военно-строительные роты (овср) и т. п., и обратно, чтобы характер снабжения и штаты тыловых служб соответствовали численности военных строителей.
Основная численность военно-строительных частей была сосредоточена в Министерстве обороны под командованием Заместителя министра обороны по строительству и расквартированию войск (ЗамМО СССР по СиРВ). В его подчинении были шесть главных управлений (Главков):
В соответствии со постановлением Совета народных комиссаров СССР от 13 февраля 1942 г. № 187—102с в составе народного комиссариата связи было сформировано Военно-восстановительное управление (ВВУ) с целью осуществления руководства всеми воинскими частями по восстановлению, ремонту и строительству линейно-кабельных сооружений, телефонно-телеграфных и радиотрансляционных узлов, радиостанций и почтовых предприятий на территории, освобожденной от немецких оккупантов.
Постановлением Совета министров СССР от 31.03.1951 г. № 1032—518 ССОП создано Управление строительства № 565 в составе МВД СССР, правопреемником его стало Главное управление специального строительства (ГУСС), образованное 13 июля 1953 года в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР с целью создания системы ПВО вокруг г. Москвы. В октябре 1953 года в составе ГУСС было организовано Ленинградское управление для строительства спецобъектов системы ПВО.
Кроме Министерства обороны СССР, военно-строительные отряды направлялись (отряжались) на выполнение строительных задач в иные министерства СССР. По выполнению поставленных задач военно-строительные отряды перенаправлялись на другие объекты строительства в гражданской и военной сфере СССР, а также на строительство военных объектов зарубежных контингентов ВС СССР (ГСВГ, ЦГВ, ОКСВА и т. д.).
… . Дневник ликвидатора Чернобыля.С 1955 г. года масштаб деятельности ГУСС расширился — в различных регионах им осуществлялось строительство объектов космической инфраструктуры, к которым относятся Центр управления полетами (ЦУП) в г. Королёве Московской области, завод «Энергомаш» в г. Химки, завод «Прогресс» в г. Куйбышев, испытательные стенды в г. Верхняя Салда и многие другие.
ГУСС также осуществлял строительство объектов авиационной промышленности. С 1970 г. строители Северодвинского управления ГУСС участвовали в создании производственных мощностей по строительству и ремонту атомных подводных лодок.
Обладая собственной мощной стройиндустрией, ГУСС год за годом осваивал выпуск новых серий жилых домов. Им было построено и сдано более 17 миллионов квадратных метров благоустроенного жилья, было осуществлено строительство различных по назначению объектов соцкультбыта, в том числе — уникального велотрека в Крылатском.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 ноября 1979 года при Главном управлении специального строительства в районах Дальнего Востока и Забайкалья было создано УССТ № 7 «Дальспецстрой». В 1980-е годы при участии военных строителей «Дальспецстроя» в различных регионах Дальнего Востока и Забайкалья были возведены десятки объектов оборонных отраслей промышленности общей площадью 250 тысяч квадратных метров, объекты социальной сферы, коммунального хозяйства и жилья.
Приказом Министра связи Российской Федерации от 25.12.1991 года № 425 Военно-восстановительное управление переименовано в Главное военное эксплуатационно-восстановительное управление Министерства связи Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров СССР № 272 в 1988 году было создано Центральное дорожно-строительное управление Министерства обороны СССР (ЦДСУ МО СССР) для строительства автомобильных дорог общего пользования и для внутрихозяйственных нужд в рамках программы «Дороги Нечерноземья». Им за период с 1988 по 1992 годы было построено более 2-х тысяч километров автомобильных дорог. Указом Президента России от 8 декабря 1992 года № 1550 оно было реорганизовано в Федеральное дорожно-строительное управление при Министерстве обороны (ФДСУ при Минобороны России).
- Главное военно-строительное управление Центра Министерства обороны СССР (ГВСУЦентра МО СССР);
- Главное управление строительства Министерства обороны СССР (ГУС МО СССР);?
- Главное строительное управление Министерства обороны СССР (ГСУ МО СССР);?
- Главное специальное военно-строительное управление Министерства обороны СССР (Главспец ВСУ МО СССР)
- Главное квартирно-эксплуатационное управление Министерства обороны СССР (ГКЭУ МО СССР);
а также военно-строительные управления в каждом военном округе (группе войск) и на каждом из флотов.
На начало 1956 г. для выполнения строительства в Вооруженных Силах СССР содержались военно-строительные части численностью 231 015 военных строителей. Кроме того, вне норм численности Вооруженных Сил СССР имелись военно-строительные части численностью 73 095 военных строителей, и военно-строительные отряды численностью 218 880 чел. военных рабочих по призыву.[2]
В период после Великой Отечественной войны на Министерство обороны СССР систематически возлагалась задача обеспечения гражданских министерств рабочей силой путем формирования для них войсковых соединений, частей, военно-строительных отрядов, которые использовались в качестве строительных рабочих. Укомплектование этих формирований производилось путем ежегодного призыва молодого пополнения, а офицерским и сержантским составом за счёт кадра Советской Армии. Численность этих формирований из года в год возрастала.
На начало 1956 г. имелись следующие военно-строительыне формирования гражданских министерств:
- Министерство транспортного строительства СССР — железнодорожные войска, состоящие из семи железнодорожных корпусов, двадцати восьми бригад, пятнадцати отдельных полков, двух военных училищ, четырёх заводов и других учреждений, общей численностью 204 464 военнослужащих. До 40 % железнодорожных войск использовалось не по назначению — на строительстве вокзалов, производственных зданий, машинно-тракторных станций и жилых домов, не имеющих отношения к строительству железных дорог.
- Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР — Особый дорожно-строительный корпус в составе: штаба корпуса, шести дорожно-строительных дивизий, шестидесяти пяти отдельных батальонов, военного училища и других частей и учреждений, общей численностью 43 903 военнослужащих.
- Министерство связи СССР — одиннадцать отдельных линейно-кабельных и строительно-монтажных батальонов, общей численностью 5 898 военнослужащих.
- Министерство среднего машиностроения СССР — две военно-строительные бригады, сорок пять военно-строительных полков, семьдесят три военно-строительных отряда, одно военно-техническое училище и другие войсковые части и учреждения, общей численностью 221 921 чел., из них 186 881 военнослужащий и 35 040 рабочих по призыву. Кроме того, в акционерном обществе «Висмут» в ГДР и в горном обществе «Кварцит» в Румынии Министерство среднего машиностроения содержало одну инженерно-техническую бригаду и одну техническую роту, общей численностью 11 561 военнослужащий.
- Министерство внутренних дел СССР — дивизии, полки, батальоны и другие строительные организации, численностью 126 тысяч военнослужащих.
- Министерство авиационной промышленности СССР — три военно-строительных батальона, общей численностью 2 207 военнослужащих.
- Министерство морского флота СССР (Главсевморпутъ) — на строительстве аэродромов в районах Крайнего Севера (Диксон, Амдерма, Тикси и другие) работали три аэродромно-строительных полка, три батальона и один строительный участок, общей численностью 7 293 военнослужащих.
Помимо указанных выше войсковых частей, Министерством обороны было сформировано и передано в октябре-декабре 1955 года гражданским министерствам 111 военно-строительных отрядов для строительства заводов порохов и взрывчатых веществ, общей численностью 2 220 военнослужащих и 53 280 рабочих по призыву, из них:
- Министерству общего машиностроения — тридцать один военно-строительный отряд, численностью 620 военнослужащих и 14 880 рабочих по призыву;
- Министерству строительства предприятий металлургической и химической промышленности -тридцать три военно-строительных отряда, численностью 660 военнослужащих и 15 840 рабочих по призыву;
- Министерству строительства — тридцать один военно-строительный отряд, численностью 620 военнослужащих и 14 880 рабочих по призыву;
- Министерству химической промышленности -десять военно-строительных отрядов, численностью 200 военнослужащих и 4 800 рабочих по призыву;
- Министерству бумажной и деревообрабатывающей промышленности — шесть военно-строительных отрядов, численностью 120 военнослужащих и 2 880 рабочих по призыву.
Министерство обороны, помимо всех вышеперечисленных военных формирований, призывало и направляло в гражданские министерства в качестве рабочих, с зачетом работы в военную службу. В 1953 и 1955 гг. было призвано и направлено 51 165 таких рабочих, в том числе:
- Министерству угольной промышленности СССР — 41 665 рабочих на строительство новых угольных шахт и разрезов;
- Министерству строительства — 7 000 рабочих для работы на строительстве № 508 (г. Совгавань); строительству Тбилисского метрополитена — 2 500 человек.
Таким образом, общая численность всех военно-строительных соединений и частей гражданских министерств, с учетом переданных им военных рабочих по призыву, составляла на начало 1956 г. 733 087 человек, из них 593 602 военнослужащих и 139 485 рабочих по призыву.[3]
В 1956 г. министр обороны СССР Г. Жуков и начальник Генерального штаба В. Соколовский сообщали[3]:
Использование в промышленности труда военнослужащих является нарушением Конституции СССР, так как согласно статье 132 Конституции воинская служба, представляющая собой почетную обязанность граждан СССР, должна проходить в рядах Вооруженных Сил СССР, а не в строительных организациях гражданских министерств СССР. Вполне естественно, в связи с этим, резкое недовольство военнослужащих, направленных на работу в военно-строительные части и, в частности, в военно-строительные отряды. Они сразу же сознают свое ложное положение формально призванных в ряды Советской Армии, фактически же используемых вне армии в качестве рабочей силы. Факты показывают, что эти военнослужащие рассматривают использование их на работах вместо службы в армии незаконным и многие из них выражают протест во всевозможных формах, вплоть до открытого неповиновения и дезертирства…
…Практика многих лет показывает, что строительные организации гражданских министерств плохо организуют производственную деятельность военно-строительных частей и отрядов и совершенно беззаботно относятся к материально-бытовому обеспечению их, вследствие чего производительность труда рабочих строительных частей и отрядов является крайне низкой, а заработки малы. Все это приводило раньше и приводит сейчас к массовым случаям возмущения, невыхода на работу, дебошам, дракам и серьезным нарушениям общественного порядка…
…материально-бытовое устройство отрядов неудовлетворительное, а некоторые из них находятся в очень тяжелых материально-бытовых условиях. Так, например: 1052 военно-строительный отряд был размещен в ноябре 1955 года в недостроенном помещении. Рабочие спали одетыми, так как температура в комнатах не превышала +3 градуса. В течение месяца рабочих не мыли в бане и не меняли у них белье, в результате чего появилась вшивость. 75 рабочих отряда получили тяжелое простудное заболевание. Несмотря на сильные морозы, рабочим не выдавали валенки, вследствие чего они работали на холоде в сапогах, а во время перевозки к месту работ обматывали себе ноги разным тряпьем. Десять рабочих в этом отряде получили сильное обморожение ног. Медицинское обслуживание и питание поставлено крайне плохо. В ноябре-декабре 1955 года рабочим отряда не выдавалась зарплата.
В отрядах Министерства общего машиностроения положение ещё хуже: рабочие живут в неотапливаемых помещениях, пища готовится под открытым небом при морозе в 30—40 градусов. В отрядах имеется по 10—15 человек обмороженных.
Все указанные выше условия крайне отрицательно сказываются на состоянии дисциплины и приводят к неповиновению начальникам, массовым самовольным отлучкам, кражам, пьянству, дракам и нарушению общественного порядка в таких масштабах, что в отдельных случаях требовалось вмешательство войск и милиции.
Порядок прохождения службы военными строителями регламентируется Положением о военно-строительном отряде Министерства обороны СССР 1976 года. В соответствии с эти Положением, военному строителю за работу на строительном объекте начисляется зарплата, из которой вычиталась стоимость питания, обмундирования, банно-прачечных услуг, культурных мероприятий и других видов обеспечения, объединяемая в вещевую задолженность. После увольнения в запас и окончательных расчетов военному строителю направляется денежный перевод с заработанными деньгами либо исполнительный лист на погашение вещевой задолженности. Военным строителям, занятым в наряде по части или находящимся в санчасти, начисляется средняя для их подразделения зарплата.
Отдельные солдаты (матросы) военно-строительных отрядов (санинструкторы, связисты и т. п.) имеют статус военнослужащего, для них питание, обмундирование и т. п. бесплатны.
В 1980-е годы около 500 ВСО работало в 11 различных «гражданских» министерствах[4].
Расформировать в 1992 году военно-строительные отряды (части), работающие на сооружении объектов народнохозяйственного назначения в гражданских министерствах и ведомствах, кроме Минатомэнергопрома СССР, Минсвязи СССР, Росвостокстроя и Главного управления специального строительства при Совете Министров СССР. В связи с этим прекратить призыв граждан СССР на действительную срочную военную службу в указанные военно-строительные отряды (части) начиная с осени 1991 года. Высвобождаемую после расформирования военно-строительных отрядов (частей) численность военнослужащих и военных строителей направлять на укомплектование военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны СССР. Совету Министров СССР в первом квартале 1991 года утвердить порядок и конкретные сроки расформирования военно-строительных отрядов (частей), работающих в Минатомэнергопроме СССР, Минсвязи СССР, Росвостокстрое и Главном управлении специального строительства при Совете Министров СССР.— Указ Президента СССР № УП-1048, от 15 ноября 1990 года[5]
Военно-строительные формирования имелись, например, в Главспецстрое при Министерстве монтажных и специальных строительных работ СССР, Министерстве мелиорации и водного хозяйства СССР, в республиканских министерствах (например, в Министерстве строительства в восточных районах РСФСР).
На июнь 1990 года военно-строительные формирования кроме Вооружённых Сил СССР имелись ещё в 22 министерствах и ведомствах, общая штатная численность превышала 330 тысяч военнослужащих и военных строителей (доклад Главного военного прокурора генерал-лейтенанта юстиции А. Ф. Катусева на заседании членов Комитета Верховного Совета СССР по вопросам обороны и государственной безопасности, июня 1990 года[1]).
Сейчас в ВС России существует Управление начальника расквартирования и обустройства Министерства обороны Российской Федерации и Федеральное агентство специального строительства («Спецстрой»), выполняющее те же функции.
Военно-строительные войска в Афганской войне
С момента ввода советских войск в Афганистан в 1979-м, остро стал вопрос о расквартировании личного состава. Практически все воинские части ОКСВА во избежание лишних людских потерь и большей оперативности, были размещены вне населённых пунктов, практически на необжитых участках местности. Первоначально все военные городки ОКСВА представляли собой палаточные городки с минимумом бытовых удобств, что негативно сказывалось на боеготовности войск. Требовалось в кратчайшие сроки создать обустроенные военные городки со всей необходимой инфраструктурой как водоснабжение, электроснабжение, канализация, военно-административные здания (штабы, здания служб, караульные городки, гауптвахты), казармы, жилые модули для офицерского состава и вольнонаёмных, хозяйственные здания (магазины, медицинские пункты, столовые, склады, ремонтные мастерские, банно-прачечные комплексы, клубы, библиотеки), фортификационные и разделительные сооружения по периметру воинских частей и парков боевой техники, строительство и обустройство складов ракетно-артиллерийского вооружения и складов горючесмазочных материалов, строительство и обустройство аэродромов и многое другое.
В связи с этим с осени 1980-го в составе 6
На первоначальный момент под управление 8
Выполнив задачи по обустройству соединений и частей 40 ОА, в 1984 году 159-ю одсбр переформировали в 58-ю оавтбр, перенацелив её исключительно на выполнение грузоперевозок и снабжение воинских частей.
342-е УИР находилось в составе ОКСВА более 6 с половиной лет (с 01.10.1980 по 30.05.1987.) с дислокацией штаба в Кабуле. За время его функционирования были возведены сотни военных городков с полностью налаженной инфраструктурой. Кроме этого 342-е УИР занималось возведением мостов и дорог на всей территории Афганистана.
Список воинских частей входивших в состав 7:
- 2017-й отдельный строительно-монтажный батальон (электротехнических работ) (Пули-Хумри)
- 2018-й отдельный строительно-монтажный батальон (электротехнических работ) (Кабул)
- 2137-й отдельный строительно-монтажный батальон (сантехнических работ) (Кабул)
- 1110-й отдельный военно-строительный батальон (Пули-Хумри)
- 1112-й отдельный военно-строительный батальон (Хайратон)
- 1630-й отдельный военно-строительный батальон (Кундуз)
- 1705-й отдельный военно-строительный батальон (Шинданд)
- 1707-й отдельный военно-строительный батальон (Баграм)
- 1708-й отдельный военно-строительный батальон (Кабул)
- 773-я отдельная военно-строительная рота (Хайратон)
- 774-я отдельная военно-строительная рота (Кабул)
Состав 159-й отдельной дорожно-строительной бригады подчинённой 342-й УИР:
- 1720-й отдельный батальон мехнизации (дорожных работ) (Кабул)
- 2147-й отдельный батальон мехнизации (дорожных работ) (Шинданд)
- 126-й отдельный автомобильный батальон (Шинданд)
- 118-й отдельный ремонтный батальон (Кабул)
- 863-й отдельный автомобильный батальон (Кабул)
- 1582-й отдельный автомобильный батальон (Пули-Хумри)
Звания
Военным строителям присваиваются звания[6]:
- военный строитель-рядовой[6];
- военный строитель-ефрейтор[6];
- военный строитель-младший сержант[6];
- военный строитель-сержант[6];
- военный строитель-старший сержант[6];
- военный строитель-старшина[6].
Военнослужащим рядового и сержантского состава военно-строительных частей, находящихся на положении военнослужащих, а также проходящим службу сверх срока, присваиваются звания рядового и сержантского состава армии и флота: от рядового (матроса) до старшины (главного корабельного старшины), то есть, без приставки «военный строитель».
Объекты
Объекты построенные ВС СССР, в СССР (России):
- Тбилисский метрополитен
- город Ижевск
- все космодромы СССР
- автомобильные дороги (см. Дорожные войска)
- железные дороги (см. Железнодорожные войска)
- и многое другое.
См. также
- Инженерные войска
- Железнодорожные войска
- Дорожные войска
- Медаль «За отличие в Строительных войсках»
- «Стройбатя» (телесериал)
- Трудовые армии
- Тыловое ополчение
- Федеральное агентство специального строительства
Примечания
- ↑ 1 2 Военно-исторический журнал, 1991, № 2
- Записка Г. К. Жукова и В. Д. Соколовского в ЦК КПСС о дальнейшем сокращении Вооруженных Сил СССР
- ↑ Записка Г. К. Жукова и В. Д. Соколовского в ЦК КПСС о сокращении численности военно-строительных частей
- Экс-министр обороны СССР маршал Д. Т. Язов, Интервью телеканалу «Киев», 12.08.2008
- Указ Президента СССР № УП-1048, от 15 ноября 1990 года.
- ↑ Положение о военно-строительных отрядах министерства обороны СССР, 1977 год.
Ссылки
- Маляров В. Н. Строительный фронт Великой Отечественной войны" на сайте rufort.info (Это, на данный момент, единственное и самое полное исследование, посвященное военно-строительным отрядам, мобилизационным УРам.)
- Положение о военно-строительных отрядах министерства обороны СССР, 1977 год.
- Указ Президента СССР № УП-1048, от 15 ноября 1990 года.
- Королевские войска
- Караогланов Александр Гавриилович.
Это заготовка статьи по военному делу. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Военно-строительные части.