19-10-2023
Статья по тематике |
Риг · Яджур · Сама · Атхарва |
Айтарея · Брихадараньяка · Иша · Тайттирия · Чхандогья · Кена · Мундака · Мандукья · Катха · Прашна · Шветашватара |
Бхагавата · Брахмавайварта · Ваю · Вишну · Маркандея · Нарада · Падма |
Смрити · Шрути · Бхагавад-гита · Агама · Панчаратра · Тантры · Кавача · Сутры · Стотры · Дхарма-шастры · Дивья-прабандха · Теварам · Чайтанья-чаритамрита · Рамачаритаманаса · Йога-Васиштха |
Дхьяна-бинду-упанишада (dhyānabindūpaniṣat – Упанишада о Точке созерцания) – одна из 108-ми упанишад канона «Муктика» - №39. Принадлежит к упанишадам Кришна Яджур-веды и к группе упанишад «Йоги» и по части своего названия относится к группе так называемых бинду-упанишад – Упанишад Капли или Точки[1]. По мнению М.Элиаде[2] – который назвал её тезисы «точкой зрения тантрического экстремизма» – и исходя из самого текста, это упанишада по сути является либо тантрическим трактатом направления Вамачара либо испытала на себе сильное влияние этого направления тантры. На это указывают упоминающиеся в тексте различные мудры (йони-мудра, маха-мудра, кхечари мудра ), рассуждение о соединении спермы и менструальной крови (что подразумевает под собою ритуальное соитие во время месячных[3]), описание чакр и нади. Эти и некоторые другие особенности текста указывают на то, что это сравнительно поздний текст[4].
С другой стороны, рассуждения о сущности слога «oṃ» и мантры «haṃsa-sohaṃ», описание йогических практик говорит о том, что эта упанишада была создана в ведантийской или даже адвайта-ведантийской традиции, которая, в свою очередь, опирается на традиционный ведический монизм – уже в ранних упанишадах душа (jiva) сравнивается с лебедем (hamsa).
Эта упанишада является важным первоисточником по йоге, т.к., в ней описаны не только элементы общей йогической практики, но конкретные указания по садхане: даны описания некоторых чакр и методики работы с ними; дана медитативная практика визуализации и символическая связь этой визуализации с буквами слога «auṃ» и божествами Тримурти. Особый интерес представляет длинный фрагмент текста, идущий под номером 94, описывающий тему пленения души в теле и делающий упор на описание Анахаты (сердечной чакры).
Перевод на русский язык был осуществлён Б.Мартыновой и в 1999-ом году вышел в сборнике Упанишады йоги и тантры., в издательстве «Алетейя», Санкт-Петербург.
Дхьяна-бинду-упанишада.